Внешнеполитические службы США, похоже, окончательно утрачивают чувство реальности. Выступая на слушаниях в палате представителей конгресса, заместитель госсекретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности Роуз Гетемюллер сообщила, что Госдеп рассматривает возможность введения экономических санкций в отношении России из-за якобы допущенных ею нарушений Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД).
По её мнению, это может быть действенным рычагом принуждения России по аналогии с «невероятно эффективными» санкциями, которые США вместе с ЕС ввели против РФ из-за ситуации на Украине. Связь с украинским кризисом здесь не случайна. Принятый в декабре прошлого года «Акт о поддержке свободы Украины», который наделяет президента Обаму дополнительными полномочиями по выделению помощи Киеву и введению санкций против РФ, обязывает Белый дом каждые 90 дней представлять конгрессу доклад о том, какие действия США предпринимают, чтобы «удержать» Россию в рамках ДРСМД.
По-своему любопытно, что, говоря о возможности новых санкций, заместитель госсекретаря чуть ли не взяла российскую сторону под защиту в ответ на обвинения ряда конгрессменов в том, что Москва нарушала договор, начиная с 2008 г. «У нас нет никакой информации или признаков, что с 2008 года Россия начала нарушать договор. Эта информация появилась в 2011 году», – заявила Р. Гетемюллер.
Напомним, что ДРСМД был подписан США и Советским Союзом в 1987 г. Стороны обязались не производить, не испытывать и не развертывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (1-5,5 тыс. км) и меньшей (500 - 1 тыс. км) дальности. Имевшиеся в распоряжении сторон пусковые установки и носители с упомянутым радиусом действия подлежали уничтожению. Подчеркнем, что запрет касался только ракет наземного базирования, развертывание же крылатых ракет морского и воздушного базирования этого же диапазона дальности не возбранялось.
Ликвидации подверглись пять типов ракет СССР общей численностью в 1752 единицы – баллистические ракеты средней дальности (БРСД) типа «Пионер», Р-12, Р-14 (по классификации США и НАТО соответственно SS-20, SS-4 и SS-5), крылатые ракеты наземного базирования (КРНБ) РК-55 (SSC-Х-4 Slingshot), а также баллистические ракеты меньшей дальности (БРМД) – ОТР-22 (SS-12M Scaleboord) и ОТР-23 «Ока» (S-23 Spider). США ликвидировали три типа ракет общей численностью 859 единиц – БРСД «Першинг-2» (Pershing-2), КРНБ BGM-109G, а также БРМД «Першинг-1А» (Pershing-1A). К 1991 г. договор был выполнен.
Нелишне напомнить, что подписание договора сопровождалось скандальной историей, когда под нажимом госсекретаря Дж. Шульца М. Горбачев и тогдашний министр иностранных дел СССР Э. Шеварднадзе просто «сдали» американцам ракетный комплекс «Ока» (СС-23). Благодаря их уступчивости, «Ока», имевшая полетную дальность менее 500 км, тоже попала под сокращение. Когда начальник Генерального штаба маршал С.Ф. Ахромеев спросил Горбачева, почему тот согласился на уничтожение целого класса новых ракет, Генеральный секретарь ЦК КПСС, как вспоминал многолетний посол СССР в США А.Ф. Добрынин, «вначале сказал, что он… видимо, совершил тут ошибку. Тогда Ахромеев предложил немедленно сообщить Шульцу, благо он еще не вылетел из Москвы, что произошло недоразумение, и вновь подтвердить прежнюю позицию Москвы по этим ракетам. Однако недовольный Горбачев взорвался: "Ты что, предлагаешь сказать госсекретарю, что я, Генеральный секретарь, некомпетентен в военных вопросах, и после корректировки со стороны советских генералов я теперь меняю свою позицию и отзываю данное уже мною слово?"» Вот так решился этот вопрос.
В течение последующих 13 лет (до 2001 г.) РФ и США осуществляли взаимные инспекции по выполнению ДРСМД на местах, в том числе на постоянной основе на Воткинском машиностроительном заводе (Удмуртия) и заводе «Геркулес» (Магна, штат Юта). Какое-то время никаких претензий у сторон не возникало. Больше того: в 2007 г. военно-политическое руководство РФ выдвинуло (а американская сторона поддержала) инициативу о придании глобального характера обязательствам, зафиксированным в ДРСМД. Иначе говоря, другим странам предлагалось в добровольном порядке присоединиться к договору. Скоординированная позиция Москвы и Вашингтона позволила принять совместное заявление об этом на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Однако в 2013 г. США стали высказывать российской стороне претензии. По словам Р. Гетемюллер, они передали России данные о таких нарушениях «более чем в достаточном количестве», но Москва их не признала, а выдвинула встречные обвинения, которые «нацелены лишь на то, чтобы отвести внимание от своих нарушений».
Попробуем отделить правду от измышлений и фантазий. Итак, претензии США касаются двух типов российских ракет. Первая – крылатая ракета Р-500 наземного комплекса 9К720 «Искандер-М», еще проходящая испытания. О её тактико-технических характеристиках пока можно судить лишь по испытаниям «изделия». В этих целях использовался комплекс «Искандер-К», дальность стрельбы которого не превышает отметку в 500 км. Таким образом, оснований для удовлетворения претензий российская сторона здесь не видит.
Второй тип ракет представлен разрабатываемой ныне баллистической ракетой РС-26 («Рубеж»). Она также не подпадает под ограничения Договора о РСМД, но по противоположной причине: имея дальность полета от 6 тыс. до 11 тыс. км, она относится к категории межконтинентальных ракет.
А вот основания для предъявления Россией претензий имеются серьёзные. Они относятся к: а) используемым США для отработки противоракетной обороны ракетам-мишеням, а также к ударным беспилотникам с радиусом действия свыше 500 км, подпадающим под определение крылатых ракет средней дальности наземного базирования; б) наземным пусковым установкам Mark41 (Мk41), которые можно будет использовать под зенитные управляемые противоракеты SM-3 Standard (SM-3), а также многоцелевые крылатые ракеты «Томагавк». Собственно, в этих целях они и развертываются в Румынии и в Польше.
Однако не далее как 2 декабря, представитель Пентагона Брайан Маккеон заявил на заседании комитета по иностранным делам палаты представителей Конгресса США: обеспокоенность Москвы тем, что в рамках развертывания Евро-ПРО в Польше и Румынии на пусковые установки могут быть установлены ракеты «Томагавк», подпадающие под ДРСМД, напрасна. «Они (новые ракеты. – Ред.) не имеют таких же возможностей в системе управления огнем, как на "Томагавке" или на боевых кораблях», – сказал пентагоновец. И эта вся аргументация!
Последние консультации сторон по проблематике ДРСМД состоялись минувшим сентябрем в Москве. По их итогам на Смоленской площади заявили, что Вашингтон не предоставил удовлетворительных ответов на российские вопросы из-за отсутствия серьезных аргументов. 5 ноября с. г. МИД РФ в своем новом заявлении по этому поводу подчеркнул: «США упорно уходят от предметного обсуждения данных проблем. Это вызывает большие сомнения относительно искренности официальных заявлений США о приверженности целям и задачам ДРСМД, а также о готовности реально работать совместно с Россией над обеспечением режима договора и повышением его жизнеспособности».
В российском дипломатическом ведомстве полагают, что вторая сторона, участвующая в договоре, на самом деле озабочена не фактами его нарушений Россией (каковых нет в природе), а поиском благовидного предлога для собственного выхода за рамки установленных ограничений. Когда в июне агентство Associated Press сообщило о докладе председателя Объединенного комитета начальников штабов ВС США Мартина Демпси, в котором говорится о планах Пентагона – в ответ на некие «нарушения» ДРСМД со стороны РФ – разместить в Европе баллистические и крылатые ракеты наземного базирования для нанесения упреждающих ударов по объектам российского ядерного потенциала, на эту информацию обратили внимание и в Кремле, и в Минобороны РФ. «Меры, о которых говорят американские источники, означали бы выход США из договора о РСМД», – заявил заместитель министра обороны РФ Анатолий Антонов. «Складывается впечатление, – добавил он, – что США раскручивают тему "российских нарушений" в качестве предлога для реализации собственных, якобы "ответных", военных шагов, призванных затвердить американское "лидерство" в противостоянии "российской военной угрозе", миф о котором упорно раздувается Вашингтоном вопреки очевидным фактам». Такой подход, безусловно, может иметь очень серьезные последствия и обернуться «крайне опасными последствиями для международной безопасности и стабильности».
Однако пропагандистская атака не стихает. Т. Коттон в статье, опубликованной 24 ноября на сайте Foreign Affairs, не сомневается, что «США должны отреагировать на вопиющие нарушения Россией договора о ликвидации ракет средней дальности, который был основой стабильности в Европе в течение почти трех десятилетий. Новые российские ракеты, не соответствующие требованиям этого договора, угрожают практически всей Азии и Европе, особенно если их разместить в Калининграде… В более долгосрочной перспективе США должны начать дипломатическую кампанию, чтобы разъяснить, что именно Путин хочет отказаться от Договора о ликвидации их ракет средней дальности… Если Путин не изменит свой курс в ближайшее время, США будут вынуждены расторгнуть этот договор. Вашингтон никогда не позволит нашей стране стать единственной страной, которая воздерживается от разработки нового оружия».
* * *
Не могу не вернуться к заявлению Роуз Гетемюллер о возможности введения новых санкций в отношении России с целью принудить Россию отказаться от мифических нарушений ДРСМД. Это заявление последовало в ответ на недовольство республиканского большинства в конгрессе, критикующего администрацию Барака Обамы за промедление в вопросе антироссийских санкций. В Вашингтоне, видимо, убеждены, что Россия будет действовать в стиле горбачевых и шеварднадзе и пожертвует своей безопасностью за «чечевичную похлебку» в виде отказа Вашингтона от санкций.
Ровесники моего внука в таких случаях говорят: «Ударьте себя о стену».