ОКО ПЛАНЕТЫ > Первая полоса > Прожектёр из каменных джунглей. Превратятся ли США в «Верхнюю Вольту с ракетами»?

Прожектёр из каменных джунглей. Превратятся ли США в «Верхнюю Вольту с ракетами»?


6-06-2014, 10:42. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Барак Обама пообещал Украине демократию и процветание

 

 

Президент США Барак Обама считает, что поддержка Вашингтона может обеспечить Украине прекрасное будущее. Такое заявление глава Белого дома сделал 4 июня по итогам отдельной встречи в Варшаве с избранным украинским президентом Петром Порошенко.

«Украина может стать жизнеспособным, процветающим демократическим государством — если ее поддержат США и мировое сообщество», – заявил Барак Обама.

Избрание Порошенко на пост президента Украины Обама назвал «разумным решением», и отметил, что «украинцы отвергли насилие, коррупцию и выбрали демократию в ходе президентских выборов». По словам главы Белого дома, и другие страны должны оказать помощь Порошенко и новому правительству «незалежной»,– в частности, обучить украинских военных и полицейских, «чтобы они справлялись с возникающими трудностями».

Кроме того, по мнению Обамы, «международное сообщество должно добиться того, чтобы Россия больше не могла оказывать поддержку сепаратистам на Украине».

Порошенко, со своей стороны, поблагодарил США за помощь и подчеркнул важность начала процесса мирных преобразований в стране.

Между тем, в реальности у Украины нет никаких шансов стать «процветающим демократическим государством» в обозримом будущем. Страна расколота, на Юго-Востоке идет гражданская война. Даже если киевские власти раздавят ополчение Донбасса, идеологические противоречия между Востоком и Западом Украины никуда не денутся, а будут тлеть до следующей «русской весны». Положение осложняется тем, что власть на Украине захватили олигархи, и уже азартно делят страну на уделы – какая при таком раскладе демократия?!

С точки зрения экономики, перспективы Киева выглядят и вовсе плачевно. Скорее всего, Россия – как и обещала – поставит таможенные барьеры для украинских товаров. В этом случае украинская экономика гарантированно испытает шок. Именно РФ для «незалежной» – крупнейший рынок сбыта. На европейском рынке украинская продукция неконкурентоспособна и, по большому счету, не нужна. Если Россия поднимет пошлины, никакая финансовая помощь от Евросоюза и США не поможет Украине избежать глубочайшего социально-экономического кризиса.

С чего тогда Обама говорит о процветании? А с того, что это обычная риторика США, которая не имеет к действительности никакого отношения. В этом легко убедиться, если посмотреть, как сложились судьбы стран, в которые Штаты несли «демократию и процветание» в последние полвека (с 1964 года). Вот неполный их перечень: Вьетнам, Чили, Никарагуа, Ливан, Ирак, Сомали, Югославия, Афганистан. Теперь этот список пополнит и Украина.

Что стоит за словами Обамы, и как в реальности выглядят перспективы Украины?

 

– Слова Барака Обамы продиктованы желанием США легитимизировать пост, занятый Порошенко, а также процессы, которые привели к силовому захвату власти на Украине и кровопролитию на Юго-Востоке, – уверен замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько. – Но это – пустые слова: обещание сделать Украину «процветающей и демократической» страной не имеет под собой реальных предпосылок.

Начиная с 1991 года, Украина развивалась в рамках экономических моделей латиноамериканских стран 30-летней давности. Все прибыли в ней приватизировались узкой группой олигархов, а убытки национализировались и распределялись между основной частью населения. Это привело к тому, что до сих пор Украина по основным экономическим показателям не может выйти на уровень 1990 года, когда была республикой в составе СССР.

Сейчас экономика украинского государства напрямую зависит от РФ. Все последние годы страна выживала исключительно за счет дешевых энергоносителей из России, и поставок своей продукции на российский рынок. Теперь ситуация кардинально изменилась.

На мой взгляд, в ближайшем будущем начнутся торговые конфликты между Украиной и Россией, которые будут носить или интенсивный, или вялотекущий характер. Но в любом случае, украинская экономика будет от этого ощутимо страдать.

«СП»: – Кому были адресованы слова американского президента?

– Как обывателям на Западе, так и тем гражданам Украины, которые отдали голоса Порошенко, несмотря на явное ухудшение жизни. Уже сейчас украинские тарифы на ЖКХ выросли более чем наполовину. Если конфронтация с Россией усилится, экономические сложности только усугубятся.

«СП»: – Обама обещает, что США и страны ЕС окажут Украине помощь…

– Никакая существенная помощь со стороны Запада Украине до сих пор не оказана. В начале мая «незалежная» получила первый транш кредита Международного валютного фонда в объеме 3,19 млрд долларов, а в конце мая Всемирный банк перечислил Киеву кредит в размере 750 миллионов долларов. Часть этих денег –786 миллионов долларов – пошла на погашение долгов за российский газ. Оставшаяся сумма, по меркам украинской экономики, – очень скромная.

По оценкам экспертов, украинская экономика требует немедленного вливания от 35 до 150 млрд долларов. Проблема в том, что у Киева огромные долги – как внутренние, так и внешние, а их необходимо обслуживать. Плюс к тому, в стране наблюдается усиливающийся процесс деиндустриализации, что ставит жирный крест на перспективах и инвестициях.

Словом, я не вижу никаких предпосылок для экономического роста. По сути, эффективной украинская экономика может быть только в составе политико-экономического союза Россия-Белоруссия-Украина. А сама по себе, как осколок этого союза, она катастрофически неэффективна.

«СП»: – Как выглядят реальные перспективы Украины?

– Думаю, Украина превратится в резервуар дешевой рабочей силы для Запада, а заодно в удобный полигон для выращивания экологически проблемных культур – например, рапса. Рапс, как известно, сильно истощает почву, но при этом служит сырьем для производства биологического топлива, столь популярного в Европе. Что до украинской промышленности – она на Западе никому не нужна, и наверняка будет уничтожена.

…Обама может говорить что угодно. В конце концов, в этом и заключается работа политика – пытаться с помощью слов изменить геополитическую ситуацию. Но в реальности, повторюсь, нет никаких оснований, которые позволили бы Украине стать демократическим государством, и тем более – привести ее к процветанию...

 

– США – это страна, которая живет только за счет других государств и народов, отнимая у них ресурсы, и проводя политику долгового долларового неоколониализма, – считает академик Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов. – И должен заметить: Соединенные Штаты всегда входили в другие страны под лозунгами установления демократии, процветания, соблюдения прав человека или прав национальных меньшинств. На поверку, лозунги оказывались политической ширмой. Мы видели этот спектакль неоднократно – в Югославии, Ираке, Ливии. В результате американской «демократизации» эти, прежде процветающие страны, нынче влачат нищенское существование.

Сейчас американцы полезли на Украину. Задач у них несколько: столкнуть лбами Москву с Киевом, а потом с европейским НАТО; поставить Украину в долговую зависимость от США; беспрепятственно выкачивать из нее ресурсы силами американских компаний.

Почему, спрашивается, идут такие ожесточенные бои под Славянском? Ответ прост. Американская компания Royal Dutch Shell Plc уже готовится к бурению и разведке сланцевого газа на территории Восточной Украины. А как раз в окрестностях Славянска сосредоточены самые крупные на Украине запасы сланцевого газа. Поэтому карательная операция нужна, чтобы зачистить регион от «лишнего» населения, и поставить его под жесткий контроль, исключающий протесты, которые могут сорвать освоение месторождения.

Наладив добычу сланцевого газа на Украине, США убьют двух зайцев: не только перекроют поставки российского газа в Европу, но и посадят ЕС на американскую газовую иглу. По сути – получат дополнительный эффективный инструмент влияния на европейских партнеров.

С другой стороны, США решают на Украине и другую геополитическую задачу – нейтрализацию российского ракетно-ядерного потенциала. Дело в том, что сейчас у России имеются ракетные дивизии, которые американцы не могут достать – ни крылатыми ракетами, ни противоракетными системами. Достать их можно только с территории Восточной Украины или из акватории Черного моря. Как раз для решения этой задачи Америке требовался Севастополь. Присоединив Крым, РФ лишила американцев этой возможности.

Теперь США делают ставку на Юго-Восток. Если регион будет зачищен, в нем немедленно появятся американские ракетные комплексы. Европа такие комплексы не очень хочет принимать у себя, а Украина ломаться не станет – обласканный Обамой Порошенко подпишет все, что угодно Штатам.

«СП»: – Что ждет Украину?

– «Незалежная» попадет в еще более тяжелую ситуацию, чем Болгария. Страна будет поделена между американскими монополиями, которые начнут выкачивать из нее доходы, а украинское население станет бродить по Европе в поисках работы, конкурируя с прибалтами, болгарами и поляками.

Так что обещанного Обамой процветания не будет. Куда вернее, что Украине гарантированы раздрай, нищета и хаос…

 Источник

ревратятся ли США в «Верхнюю Вольту с ракетами»

Источник

Превратятся ли США в «Верхнюю Вольту с ракетами»Россия и Украина в контексте глобального системного кризиса

 

С кризисами у своих границ и в зонах своих жизненных интересов Россия сталкивается весь период своего постсоветского развития. Первая и вторая чеченские войны, гражданская война в Югославии, плавно перешедшая в расчленение Сербии и установление контроля США и ЕС над ее внешней политикой, Ирак и Афганистан, доставшиеся в наследство от СССР, конфликты в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии, в Нагорном Карабахе, «цветные революции» в Грузии, на Украине, в Киргизии, попытки дестабилизации Казахстана, Белоруссии и самой России — безусловно, явления одного порядка.

Однако в определенный момент при сохранении внешнего подобия природа этих явлений претерпела коренные изменения. Точкой отсчета данных изменений мы принимаем 2008 год, а конкретнее, войну 08.08.08. Именно в августе 2008 года политическая, военная, экономическая и финансовая конфигурация в мире настолько изменилась, что кризис, готовившийся США в качестве продолжения традиционной политики окружения, связывания, ослабления и, в конечном итоге, подчинения России, внезапно оказался стартом цепочки событий, в корне преобразивших современный мир и поставивших под вопрос дальнейшее существование действующей глобальной политической и экономической системы.

Период доминирования США. Наступательная политика

До 2008 года США целенаправленно и достаточно уверенно проводили политику, направленную на недопущение возникновения на мировой арене конкурента, способного поставить под вопрос американское лидерство. Пассивное возмущение действиями США России и Китая, констатация политиками, учеными и общественностью самых разных (в том числе и западных) государств разрушения Вашингтоном системы международного права ничего не меняло. Сменявшие друг друга администрации Белого дома (как республиканцы, так и демократы) всегда были уверены в своем абсолютном военном, политическом и экономическом превосходстве. Ими проводилась последовательная линия на ограничение (а по сути, ликвидацию) национальных суверенитетов (при сохранении их внешнего подобия в виде «независимых правительств») и построения системы международного права ad hoc, когда в каждом конкретном случае только они решают, что законно, а что нет. Причем, законное вчера может быть признано Вашингтоном незаконным сегодня (разница между Косово и Южной Осетией).

В данном материале не рассматриваются действия Вашингтона в регионе Азиатско-Тихоокеанского региона и в Центральной Азии, направленные против Китая, хотя они были не менее интенсивными, чем действия, направленные против России. В то же время, попытки США закрепиться во всей Центральной Азии (от Ирака, до Афганистана и от Казахстана до Пакистана) объективно противоречили интересам как Москвы, так и Пекина и являлись своего рода «геополитической вилкой», когда одним ходом под удар ставились сразу два главных геополитических конкурента.

И Россия, и Китай пытались рассматривать США как партнера, с которым не всегда совпадают интересы, но возможно достижение соглашения, удовлетворяющего обе стороны. При этом и Москва, и Пекин готовы были идти на значительные уступки. Вашингтон, напротив, рассматривал их только как конкурентов и потенциальных противников, и любые уступки, кроме полного подчинения внешней и экономической политики американским интересам, их не удовлетворяли. Характер его действий (включая экономическое давление и политическую риторику) был таков, что в доядерном мире (до 1945 года) заключал бы в себе несомненный casus belli.

Особенностью искусственных кризисов, организованных США как до 2008 года, так и в период 2008—2014 гг., являлась их формальная ненаправленность против геополитических оппонентов. США утверждали, что они не преследуют цель ограничения влияния России в жизненно важных для нее регионах, но исключительно ратуют за продвижение демократии. При этом Москва ставилась перед выбором: либо не реагировать, молча признавая на глазах у всего мира лидерство США, либо втягиваться в силовое противодействие (других возможностей у Кремля тогда не было). Так было в Грузии в 2003 и на Украине в 2004—2005 гг., когда Россия не смогла противодействовать насаждению проамериканских и одновременно откровенно русофобских режимов по периметру своих границ. Чем разочаровала союзников, потерявших на время веру в ее способность защитить не только их, но даже собственные интересы. Конечно, можно было выиграть проблемную территорию, но проигрыш в политико-дипломатическом плане также очевиден: Москва была бы представлена в глазах всего мира «агрессором, душащим демократию» в приграничных «маленьких, но свободолюбивых государствах».

Кризис 2008 года и конец американского геополитического наступления

В августе 2008 США вновь одним ходом поставили геополитическую вилку. С одной стороны, грузинская агрессия против Южной Осетии, нарушавшая олимпийское перемирие, била по авторитету Китая, как раз открывавшего Олимпиаду в Пекине. С другой стороны, и это была ее главная цель, она (в случае своей успешности) окончательно маргинализировала Россию. На этот раз уже не политической дестабилизации, а прямой военной агрессии подвергались не приграничные государства, а территории, находившиеся под прямым российским протекторатом (в Южной Осетии и Абхазии были размещены российские миротворцы). Отказ России от силового вмешательства однозначно предполагал ее моментальное вытеснение из Закавказья и подрыв авторитета на собственно российских территориях (на Северном Кавказе), вплоть до утраты фактического контроля над ним. Цена успеха была крайне высока для США — Россия окончательно превращалась во второстепенную державу, и ее ядерный арсенал можно было спокойно списывать со счета (больше бы просто не представилось ни повода, ни возможности его применить).

Однако хорошо подготовленная молниеносная реакция России на события, качественно (хоть и не без шероховатостей) проведенные три одновременные кампании (военная, информационная и политическая) в течение нескольких недель поменяли ситуацию в Закавказье. Россия стала здесь признанным лидером, а влияние США резко упало (вплоть до серьезного изменения внутриполитической ситуации в Грузии). В то же время Москва сделала заявку на возвращение себе статуса второй сверхдержавы. Она продемонстрировала как готовность защищать свои интересы и интересы своих союзников, так и решимость в противостоянии с Вашингтоном (в том числе военном), пусть и опосредованно, путем конфронтации с марионеточными проамериканскими режимами.

Параллельно военно-политическому кризису в Закавказье, в 2008 году начал развиваться и финансово-экономический кризис, поставивший под вопрос устойчивость глобальной экономической системы, ориентированной на США и привязанной к стабильному росту рынка к доллару как мировой валюте.

США, уже и так утратившие моральное лидерство после неспровоцированных агрессий против Югославии, Ирака, Афганистана, оказались в ситуации, когда под вопрос было поставлено одновременно и их финансово-экономическое, и военно-политическое лидерство. Внешне события 2008 года были чередой небольших неудач, не идущих ни в какое сравнение с кризисами времен холодной войны (например, вьетнамским), которые мировой гегемон должен был легко преодолеть. Фактически же под угрозой оказалась сама гегемония США. Недейственными оказались и все рычаги их влияния на мировую политическую и экономическую ситуацию.

Окончательный выбор стратегии Вашингтона. Системный кризис и ставка на дестабилизацию

США оказались перед сложным выбором: или самостоятельно умерить амбиции, перейти в режим партнерства с Россией и Китаем, или передавить оппонентов за счет остающегося (хоть во многом и иллюзорного) военно-политического и финансово-экономического превосходства. В первом случае следовало разделить ответственность с Москвой, Пекином и, частично, Брюсселем, чтобы снизить бремя глобального присутствия и начать, в конце концов, реформу своей финансово-экономической системы. Ей нужно было придать большую гибкость и эффективность и вывести из состояния финансовой пирамиды, для поддержания которой в стабильном состоянии требуется постоянное расширение подконтрольных рынков и лавинообразное увеличение дефицита государственного бюджета. Второй вариант требовал переложить на конкурентов все издержки действующей глобальной финансово-экономической системы, однозначно замкнутой на обеспечение интересов США (пусть и извращенно понимаемых американскими политиками).

Дальнейшее развитие событий показало, что действующая американская политическая элита, выросшая в условиях неоспоримого американского доминирования, даже не рассматривала вариант раздела ответственности — в Белом доме такой подход приравнивался к геополитическому поражению. Была предпринята попытка любой ценой сохранить за США геополитическое доминирование путем возвращения инициативы в международной политике. В результате комплексный, но преодолимый кризис 2008 года перерос в системный глобальный кризис, преодоление которого возможно только в рамках уже даже не перезагрузки, а революционного преобразования всей системы глобальных политических, экономических и финансовых взаимоотношений.

Главной проблемой, препятствовавшей США перехватить инициативу и вернуться к единоличному политическому и экономическому доминированию, оказался недостаток ресурсов. Ограниченность ресурсной базы, призванной обеспечить военно-политическое и финансово-экономическое присутствие США во всех регионах планеты привело к парадоксальному решению — игре на комплексную глобальную дестабилизацию. В эту парадигму укладываются и «арабская весна» на Ближнем Востоке, и демонтаж Ливии, и попытка демонтажа Сирии, и государственный переворот с последующим развязыванием гражданской войны на Украине.

В последнем случае ставка не на стабилизацию, а на гражданскую войну была особенно очевидна. Режим, пришедший к власти в Киеве после переворота 21—23 февраля, полностью подконтрольный Вашингтону, не сделал ни одной попытки достичь даже фиктивного компромисса. Все действия временного киевского правительства (от принятия русофобских законов 22—23 февраля и официальной неонацистской риторики, до неспровоцированных массовых убийств мирного населения в Одессе, Мариуполе и Донецке) были направлены на то, чтобы сделать вооруженное противостояние неизбежным.

Парадокс, но страна, претендующая на роль мирового гегемона, дестабилизировала тот мировой порядок, сохранение которого только и оправдывало ее гегемонию. Расчет понятен — оппоненты должны были тратить на восстановление стабильности в стратегически важных для них регионах больше ресурсов, чем США на их дестабилизацию. Вашингтон, как и раньше, пытался ставить Москву перед выбором: либо вооруженное вмешательство с невосполнимыми политическими (включая подрыв морального авторитета) и экономическими издержками, либо молчаливое согласие с правом США на любые действия в любом регионе.

Ассиметричный ответ России

Острота конфликтов, их вооруженный характер, очевидная антироссийская, а в последних случаях антиправославная и антирусская направленность должны были сделать неизбежным вовлечение России в конфликт в любом случае. Даже если бы Кремль остался пассивным наблюдателем, внутриполитическая ситуация сделала бы неизбежной дестабилизацию собственно Российской Федерации.

Напомню, что американская политика носит не только антироссийский, но и антикитайский и антиевропейский характер. Однако в настоящий момент приоритетные усилия направлены против России, дестабилизация, а в перспективе и разрушение которой обеспечивают Вашингтону подавляющее преимущество как на европейском, так и на китайском направлениях.

На сегодня российскому руководству удалось не просто минимизировать негативные последствия дестабилизационных усилий США, но и обернуть ситуацию против самого Вашингтона. Проведение взвешенной, последовательной, одновременно гибкой, но принципиальной политики — это и есть ассиметричный ответ. Россия смогла временно уклониться от военного вторжения на Украину и принятия на себя ответственности за разрушенное США политическое пространство и экономику этой страны. В результате Вашингтон и его европейские сателлиты вынуждены тратить дефицитные ресурсы (в том числе финансовые) на поддержание нежизнеспособного политического режима в Киеве, длительное существование которого не предполагалось.

Задачей временной власти было втягивание России в военный конфликт. Быстрое, почти моментальное падение киевского режима при таком развитии ситуации было практически несомненным, но политически и экономически дестабилизированная Украина становилась черной дырой, готовой годами, если не десятилетиями поглощать основные российские политические, дипломатические, экономические, финансовые и военные ресурсы, чем сводить к нулю возможности Москвы активно участвовать в геополитической игре в иных регионах планеты.

Сегодня все еще существующий киевский режим является серьезной головной болью Вашингтона, поскольку его падение будет рассматриваться как неспособность США защищать своих собственных вассалов, ими же приведенных к власти. Сохранить себя он сможет только в условиях победы в уже идущей гражданской войне, что практически невозможно. Россия, расходуя сравнительно небольшие ресурсы (организационная, политическая поддержка восставшего Донбасса, а также ограниченная помощь добровольцами и оружием) способна не просто сохранять равновесие сил в украинском гражданском конфликте, но и обеспечить расширение восстания на другие регионы Юго-Востока, а в перспективе и на Киев. США вынуждены сражаться не за победу, а за отсрочку поражения. При этом расчет делается только на ошибку оппонента, имеющего позиционное преимущество в условиях обоюдного цейтнота.

Фактор времени и постепенное изменение международной обстановки в пользу России

Однако даже время больше играет против Вашингтона, чем против Москвы. Уже сейчас украинский кризис практически полностью переключил на себя внимание мировых игроков. В этих условиях Башар Асад в Сирии относительно спокойно додавливает местных боевиков и ведет дело к победе в гражданской войне. Медленно, но все более уверенно меняется информационная картинка мировых СМИ и общественные настроения в Европе. Ситуация в информационной сфере постепенно меняется в пользу России. У Москвы уже появилось пространство для маневра.

Уже сегодня ее военное участие в решении украинского кризиса является не столь рискованным, как два месяца назад. Уже сейчас в Европе раздаются голоса в пользу проведения совместной с Россией миротворческой операции. Сохранение данной ситуации ведет не только к информационному, но и к политическому проигрышу США всей кампании. Попытки переломить ситуацию путем интенсификации гражданской войны и применения киевским режимом против повстанцев Донбасса всех наличных у украинской армии средств, включая неконвенционные (артиллерия и авиация против мирных жителей применяется уже давно, последний шаг, еще не сделанный режимом, — применение против восставших городов систем залпового огня) не достигают цели (за счет грамотного противодействия ополчения) и ведут к нарастанию потерь войск Киева. С другой стороны, эти действия обеспечивают российские и мировые СМИ картинкой зверств киевской армии. Режим теряет внутреннюю стабильность даже в подконтрольных ему регионах (поток гробов с Юго-Востока и резкое падение уровня жизни населения резко революционизируют обстановку). Одновременно под вопрос ставится его международно-правовая легитимность, и он все более предстает в качестве группы неонацистских заговорщиков, ведущих неконвенционную войну против собственного народа.

В этих условиях США могут рассчитывать только на то, что российское общественное мнение заставит власти РФ перейти к активным действиям на украинском направлении раньше, чем ситуация окончательно дозреет. Это, однако, не просчитанная политика, а надежда на удачу.

Россия—США: война в новом формате и борьба за союзников

Мы уделили столько внимания украинскому кризису не только потому, что он является наиболее актуальной проблемой современной международной политики, но также в связи с тем, что каждый из последующих кризисов, начиная с войны 08.08.08, был со стороны США игрой с удвоением ставок. Проигрывая в очередном кризисе, Россия теряла все, выигранное ранее. Кризис 2008 года знаменовал собой качественный переход в международных отношениях (США от глобального наступления перешли к попытке удержания позиций — то есть, к обороне). Современный украинский кризис, в случае победы России, приведет к следующему качественному изменению: США больше не смогут проводить политику удвоения ставок. Наоборот, в случае повышения ставок Россией они потеряют возможность адекватного ответа.

Эта уверенность базируется на том, что украинский кризис лишь по форме является гражданской войной между украинскими унитаристами-неонацистами и федералистами-антифашистами, на деле это прямое столкновение России и США в борьбе за Европу и Китай. В ходе развития кризиса проводившая взвешенную и грамотную политику Россия уже смогла выиграть Китай (о чем свидетельствуют результаты майского визита в Пекин президента РФ). Однако для баланса 150-миллионной России и 1,5-миллиардного, динамично развивающегося Китая (с которым, впрочем, возможно когда-нибудь столкновение интересов в Центральной Азии), Москве необходим партнер в лице ЕС. О понимании ситуации свидетельствует тот факт, что идея взаимодействия между только запланированным Евразийским союзом (объединением, носящим, в отличие от созданного ЕАЭС еще и политический характер) и ЕС в виде зоны свободной торговли официально выдвинута В.Путиным уже четыре года тому назад — в начале создания Таможенного союза.

Реализация данной идеи позволяет постепенно перевести ЕС из состояния младшего партнера США в статус равноправного партнера России. При этом смена Евросоюзом военно-политического зонтика с американского на российский, взаимодополнение российской сырьевой базы и европейских технологий, а также объединение рынков ЕС и Евразийского союза не только позволяют России на равных взаимодействовать с Китаем, но и постепенно вытесняют США на периферию мировой политики и экономики, переводя в статус региональной державы или, как шутили по поводу позднего СССР, «Верхней Вольты с ракетами».

Безусловно, такое развитие событий является на сегодня гипотетическим и может реализоваться только в среднесрочной перспективе и при благоприятных условиях. Однако практически все мировые игроки уже понимают, что действующую глобальную политико-экономическую систему, ориентированную на США удержать уже не удалось. Ее системный кризис вышел на уровень, когда борьба идет не за сохранение миропорядка, а за то, как и в чьих интересах он будет видоизменен.

Ставки в этой игре крайне высоки и в нынешней ситуации, несмотря на ряд последовательных поражений США, окончательный победитель еще не определен. Большую роль для России в дальнейшей борьбе сыграют не только (а возможно и не столько) ядерные чемоданчики, армии и дипломаты, сколько адаптивность к меняющимся условиям существующей политической системы. Кроме того, имеют значение качество, приоритеты и управляемость гражданского общества, а также действенность СМИ как системы не только агитации и пропаганды (с этой ролью они вполне справляются и сейчас), но и управления информационными процессами на национальном и глобальном уровнях и механизма целеполагания. Во всех перечисленных сферах Россия традиционно сталкивается с проблемой обеспечения последовательности и преемственности политики. Впрочем, не в ущерб ее гибкости и оперативности.

Ростислав Ищенко - президент Центра системного анализа и прогнозирования


Вернуться назад