После официального признания одним из лидеров «евромайдана» Андреем Парубием, занявшим пост секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины, факта перехода украинских военнослужащих на сторону «восставшего полуострова» и, предположительно, находящихся там российских военнослужащих, мировому сообществу стало окончательно понятно – Украина не имеет никаких рычагов воздействия на позицию России по Крыму и в целом в вопросе военного вмешательства в гражданский конфликт. Поэтому Запад, как главный внешнеполитический союзник сил, пришедших к власти в Киеве после бегства президента Виктора Януковича, начал планировать ответные действия в отношении России, призванные спасти «тонущий корабль» украинской государственности.
В настоящее время Запад обсуждает целый комплекс мер в отношении России – начиная от дипломатических санкций (отзыв послов, игнорирование саммита G8 и Паралимпийских игр в Сочи) до экономических и военных мер. Важно отметить, что в позициях ЕС и США существуют некоторые различия, которые дают дополнительные возможности Москве для маневра и относительно безопасного выхода из ситуации.
Соединенные Штаты на уровне Конгресса уже рассматривают вариант полного сворачивания военно-политического сотрудничества и торгового взаимодействия с Россией. В военной сфере диалог между Москвой и Вашингтоном способствует разрешению конфликтов на Ближнем Востоке и стабилизации ситуации в Центральной Азии, в частности у границ Афганистана. После вывода большей части американских войск из этой страны потеря России как транспортного коридора доставки военных грузов и личного состава не так критична для США, как это было бы годом ранее. Однако потеря России как одного из посредников в переговорах по сирийскому кризису и иранской ядерной программе также сведет на ноль достигнутые успехи, которые администрация Барака Обамы однозначно записывает на свой счет (в том числе в преддверие выборов американского президента). В вопросе же военно-технического сотрудничества Россия практически не зависит от США. Максимальными потерями для российской стороны в этой сфере может стать обострение конкуренции за рынки вооружения в странах третьего мира. Однако это не будет критичным для отечественного ВПК.
Более тесное военно-техническое сотрудничество РФ со странами ЕС, в частности Италией (поставки броневиков «Тигр» и запчастей для них) и Францией (вертолетоносцы «Мистраль»). Пересмотр уже подписанных контрактов могут ослабить гособоронзаказ на текущий год по отдельным статьям, но не сорвать его. Гораздо существенными будут стратегические потери – российское руководство решило из закрытого постсоветского ВПК сделать открытый – с ориентацией на тесное сотрудничество с европейскими государствами в контексте перевооружения армии. Эти планы, возможно, стоит пересмотреть.
Гораздо ощутимее может ударить по отечественному ВПК заморозка сотрудничества с «оборонкой» Украины, которая поставляет в Россию двигатели для вертолетов и осуществляет гарантийное обслуживание межконтинентальных баллистических ракет. Правда, соответствующие предприятия находятся на востоке страны, что позволяет России занять эту территорию в случае критической угрозы для российской «оборонки».
Что касается экономической стороны вопроса санкций, то здесь у Запада существует больше рычагов воздействия. В первую очередь, существенно ухудшится инвестиционная обстановка – имидж России как государства, привлекательного для вложений может пострадать. Вероятно, это отразится и на кредитных рейтингах нашего государства и как следствие – на котировках крупнейших компаний и курсе национальной валюты. Мы можем получить некоторое падение ВВП, как это было во время грузино-осетинской войны (некоторые западные экономисты прогнозируют потери в 3% российского ВВП от крымской кампании).
В Европе уязвим «Газпром», к которому в последнее время пристально присматриваются европейские антимонопольные органы и который уже пострадал от серии исков со стороны своих европейских партнеров. Кроме того, европейская сторона в качестве исключительного шага может решиться на ревизию договоренностей по строительству «Южного потока» или торможение реализации данного проекта. Правда, такая инициатива, скорее всего, будет исходить от стран Западной Европы, поскольку восточные республики заинтересованы в снижении зависимости от нестабильного украинского транзитного коридора.
Важно отметить, что ЕС и США по-разному смотрят на перспективы разрешения кризиса. Так, пока Америка использует в основном только угрозы, Европа прорабатывает возможность переговоров с Россией для мирного урегулирования кризиса. Москва надеется на позицию немецких «москвофилов», заинтересованных в расширении торгово-экономических отношений с Россией, в качестве пророссийского лобби в руководстве ЕС, которое склонит Запад к тому, чтобы договориться с Россией путем компромиссов и уступок, а не одностороннего давления, то, что Москва пока не легализовала присутствие своих военных в Крыму (их там официально нет), говорит о намерениях российской дипломатии обсудить вопрос Крыма и законной власти на Украине без применения насилия, возможность и рамки которого уже были очерчены Москвой. Теперь ход за европейской стороной, которая отказаться от политики требований предварительных уступок от России, поскольку это перечеркнет саму возможность ведения переговоров.
В итоге можно констатировать, что обсуждаемые «меры сдерживания» по большей части не нанесут России настолько серьезного ущерба, от которого она не смогла бы оправиться в ближайшее время и ради которого могла бы попрать свои интересы на Украине. Однако, как и в 2008 году, наиболее уязвимой частью российской экономики, которая пострадает в первую очередь, может стать финансовый сектор. Но этому не стоит удивляться – такой итог закономерен для интегрированного в мировой рынок государства.
Олег Горбунов
Как Обама планирует «душить Россию»
Испугали ежа...
Сергей Духанов
В воскресенье для некоторых особо доверенных американских журналистов несколько чиновников Белого дома по команде сверху организовали встречу «не под запись», на которой сообщили, что администрация Обамы «работает круглосуточно над тем, как наказать Путина за вторжение на Украину». В суматохе коридоров западного крыла Белого дома и в тишине кабинетов стоящего с ним почти вплотную здания Eisenhower Executive Office Building, где расположена большая часть персонала аппарата нынешнего президента США, команда чиновников от госдепа, минфина и самого Белого дома разрабатывает «меню из планов по экономическому нападению» на Россию, и список мер, направленных против нашей страны. Эти меры будут шире тех, что были введены в действие Бушем-сыном после войны с Грузией в 2008 году. Среди мишеней - «высокопоставленные российские военные, ведущие бизнесмены и русскоговорящие сепаратисты на Украине».
Со слов этих чиновников обамовской администрации, «сейчас идёт пересмотр всех торгово-экономических отношений с Российской Федерацией» и что «потребуется много времени для того, чтобы применить санкции в отношении России, но ещё больше времени потребуется на то, чтобы получить какую-то реакцию от Президента России Путина». Американцы, кроме того, не хотели бы пускаться в это предприятие в одиночку; им хочется привлечь на свою сторону страны Евросоюза, чтобы действия были скоординированными, а эффект - максимальным. Задача не из лёгких; 28 государств в одну минуту «во фрунт» не выстроишь, кто-то да взбрыкнёт, ведь за санкции «санкционерам» тоже свою цену платить придётся.
Пример. Европа более 30% всего потребляемого ей газа получает из России. Предположим, все страны ЕС решились от него отказаться. Где им не только в одночасье, но и в среднесрочной перспективе, взять те объёмы? Это ведь не семечки! Пока же, несмотря на политические причитания, экспорт российского газа остаётся на уровне прошлого года. За год объём поставок, скорее всего, составит примерно 160 миллиардов кубометров – примерно столько же, сколько и в году прошлом. Может, и больше. С конца февраля – вопреки тёплой погоде, прокачка нашего газа в дальнее зарубежье подскочила чуть ли не на 10 процентов! Украина ворует? К бабке не ходи! Европейцы впрок закачивают в хранилища? Наверняка! Но на всю-то жизнь не закачают!
А ещё европейцев надо как-то сподвигнуть на экономическую помощь «майданутым». Время идёт, а Киев пока ничего от Запада не получил.
Но вот конкретные козни Белого дома.
Уже свёрнута подготовка встречи на высшем уровне «восьмёрки» в Сочи. Кто-то в России будет плакать по этому поводу? Чушь! Грозят, что исключат нас из «восьмёрки» вообще? Кроме чиновников, привыкших за государственный счёт ездить на разного рода переговоры никому до этого дела нет! Давайте смотреть реалистично: «семёрке» на этом форуме есть о чём поговорить, но даже Италия, по большому счёту, там тоже лишняя. Для нас же это просто очередная вечеринка с коктейлями и возможностью покрасоваться перед фотографами. Было бы здорово, если под благовидным предлогом в связи с событиями вокруг Украины Россия ещё и из ВТО вышла!
Сочи вообще заставляет вспомнить о принятом и широко используемом в США – особенно применительно к международным экономическим санкциям – понятии «exposure». Это «выставление (без защиты)», «экспозиция». Та или иная страна или компания имеют свои активы и представительства в США? Это их exposure, они «выставились», и Штаты при ухудшении отношений с этой страной считают законным эти активы замораживать, экспроприировать. Вы хотите принять у себя международный форум и желаете, чтобы американцы и их союзники в нём участвовали? Это – exposure, инструмент давления на вас. Хотя бы только поэтому с американцами никаких нормальных двусторонних отношений поддерживать нельзя! Не хотите ссориться? Просто игнорируйте Штаты и работайте в других регионах!
Ещё одно из принятых Белым домом «кар-р-рдинальных» решений: отменён визит в Москву торгового представителя США – своего рода межведомственного координатора в исполнительном аппарате американского президента. Большая шишка!
Отменено приглашение российской делегации посетить Вашингтон для переговоров по сотрудничеству в топливно-энергетической сфере. Великолепно! Меньше наших денег будет уворовано и осядет в зарубежных банках.
Отменены запланированные переговоры о сотрудничестве между ВМФ России и ВМС США. И правильно! Штаты нам - не друзья. Любые попытки «сотрудничества» с американцами - особенно в военной сфере - игра в одну калитку. Равноправного партнёрства «дядя Сэм» не понимал и не понимает. Кто хочет быть ему «младшим партнёром», пусть тот встаёт в очередь в частном порядке – но он должен понимать, что его нос упрётся в спины молдаван, румын и далее по списку.
Чиновники, организовавшие утечку из Белого дома, отмечают, что Обама ещё не принял решения относительно способов реализации планируемых санкций в отношении нашей страны. Однако они дали понять, что, кроме российских госслужащих и военных, «мишенями» станут «организации и частные лица, которые содействовали или содействуют разжиганию беспорядков на Украине (естественно, речь идёт не о Майдане – «СП»), как внутри Крыма, так и за его пределами». Во как! А мы всё думали, что «тащить и не пущать» исконно русская привычка! Группа «Земляне», хоры Кубанского казачества и Черноморского флота, байкеры «Ночные волки»! Слышите? Это на вас нацелился своим корявым пальцем «дядя Сэм»! Вам страшно? Жуть же!
Байкерам я вообще предлагаю пересесть исключительно на наш «Урал», чтобы Америке ни одного экземпляра не досталось. В Штатах он стал настолько популярен, что практически вся продукция Ирбитского завода уходит на тот континент, а нам ничего не остаётся. Брэд Пит, Юэн МакГрегор, Шер, Сталлоне и многие другие звёзды Голливуда с нашего «Урала» не слезают! Пора самим ценить своё!
«Честной добычей» считает для себя Белый дом тех предпринимателей и те компании, которые «либо участвовали во вторжении (!?) на Украину, либо предпринимали усилия по дестабилизации временного правительства, занявшего место смещённого Президента Януковича…» Для этих господ предусмотрены «заморозка активов и запрет в выдаче виз». Я просто слышу, как застонали «Газпром», душащий Украину нашим газом, и «Росавтодор», который будет строить дорогу в Крым через Керченский пролив.
Обама ещё не решил преследовать ему самих «крымских сепаратистов» или ограничиться «русскими, которые помогают сепаратистам.» Нерешённым остаётся и вопрос о том, «стоит ли сфокусироваться на ситуации в Крыму или закинуть сеть пошире, выискивая ответственных за беспорядки в других частях Украины».
Белодомовские чиновники признали, что действия России захватили их врасплох. Только было подготовили меры против Януковича, а тут такой конфуз. Поэтому с выработкой мер по противодействию нам вышла заминочка. К тому же, приходится собирать доказательную базу для вынесения решения. Для издания исполнительного указа президента, например, надо будет показать, что кризис представляет серьёзную угрозу для национальной безопасности США. Но с этим успокоили, проблем не будет – издавали исполнительные указы и по гораздо менее серьёзным поводам.
Конгресс тоже готов подставить плечо. МакКейн суетится расширить «список Магницкого». Но Белый дом не хочет, чтобы законодатели переборщили. Например, на Капитолийском холме предлагают свои, дополнительные, санкции. Тот же МакКейн хлопочет о том, чтобы США приступили к немедленному развёртыванию системы ПРО в Восточной Европе, чего Обама, якобы, «пока не рассматривает».
Вообще же, Белый дом играет в игру под названием «game of chicken» - игру «на слабо», «в труса», в которой два игрока осуществляют какое-либо опасное действие, ведущее к негативному исходу. Проигравшим считается тот, кто первым прекратит осуществлять это действие. Мы ни в Мексику, ни в Канаду не лезли и санкций Штатам пока не объявляли. Так что пусть себе сидят и помалкивают.
А пока нужно прекратить выведение американских грузов на околоземную орбиту.
Необходимо закрыть американский военный перевалочный пункт в Ульяновске – пусть завозят свои грузы и живую силу в Афганистан и вывозят их оттуда хоть через Южный полюс.
Надо вывести свои золотовалютные резервы из Штатов уже сейчас. Вернее, вчера.
Добра они всё равно не помнят. Не помнят, как Силуанов, когда в конце прошлого года Штаты находились в преддефолтном состоянии, их успокаивал, что российский Центробанк не станет сбрасывать американские государственные бумаги. Зря! Надо было.
В январе этого года мы владели ценными бумагами американского казначейства на сумму в 164,4 миллиарда долларов. Это они наши должники, а не наоборот. И гособлигации их надо вывалить на рынок. Мало не покажется.
Источник