Хотя Янукович продемонстрировал, что он был осведомлён о неожиданной силе обратной реакции против его решения не подписывать соглашение с Европой, он в тот момент, по правде говоря, мало что мог бы сделать, даже если бы и хотел. У Украины на 17 млрд. долларов неоплаченных счетов за газ и долгов. МВФ отказался реструктурировать выданные ей кредиты. Будущее этой страны с 45-миллионным населением висит на волоске.
Вместе с ним зависло и видение мира после Холодной войны для широкого трансатлантического сообщества. Это не просто внутреннее или двустороннее политическое разногласие, но и манифестация хрупкости послевоенной общеевропейской стратегии безопасности. А это требует стратегического ответа со стороны трансатлантического сообщества.
В 1989 году в Майнце, Германия, президент Джордж Г.У.Буш произнёс обдуманную, хорошо проработанную речь о стратегической идее «Европы, единой и свободной». Она имела глубокий исторический резонанс, который затрагивал идеологические категории. Выходя за рамки политики сдерживания, в выступлении метафорически говорилось о двойственной роли садовника и сезонов, помогающих прорасти семенам демократии. Эта речь легла в основу американской и европейской политики в отношении Восточной Европы на большую часть последующих двух десятилетий.
Европейская и американская политика в отношении Восточной Европы стала менее скоординированной в агрессивной среде Иракской войны, с акцентом на «добровольные коалиции», и разговоров о «новой» и «старой» Европе. Европа начала нарцисстически рассматривать свою модель как приманку, с помощью которой можно втянуть восточноевропейские государства в свою орбиту. Соединённые Штаты всё более стремились сокращать свои силы в Европе и отдать общеевропейские дела ЕС.
Раскол трансатлантического консенсуса на востоке Европы в полной мере проявился на бухарестском саммите НАТО в 2008 году, где преждевременная попытка Джорджа Буша протолкнуть Грузию была отвергнута Европой. Последующие просчёты Грузии и России привели к войне, которую вполне можно было предотвратить.
Кризис на Украине во многом такой же – но, возможно, несёт даже большие риски. На этот раз именно Европа разработала стратегию, которая является самонадеянной, нереалистичной и несвоевременной, в то время как США смотрят на всё происходящее в растерянности.
Янукович долго стремился и к соглашению об ассоциации с ЕС, и в Таможенный Союз под эгидой России. И это неудивительно, если учитывать географическое положение Украины и её демографический состав. Тем не менее, ЕС по-прежнему настаивал на своём «или-или». Перед испытанием этой лакмусовой бумажкой, Янукович не вдруг отказался от планов по подписанию Соглашение об ассоциации в Вильнюсе; уже довольно давно было ясно, что он не намерен его подписывать.
Да и как он мог это сделать? С точки зрения переизбрания в 2015 году президента страны, которая одновременно и сильно зависит от российского рынка и российского газа, и плохо приспособлена для того, чтобы получить выгоду от торговли с Европой и поддержать требуемые ЕС реформы, это означало бы политическое самоубийство. Нет необходимости сочувствовать Януковичу – политикану из бандитов, который коррупционными методами рулит олигархической экономикой – чтобы оценить незавидный выбор, который перед ним стоит.
Хотя некоторые и поносят Януковича за то, что он не сделал многого, именно ЕС не сделал достаточного. Янукович не просто был продажным – хотя, несомненно, некоторая доля продажности в его действиях есть – когда он отклонил пакет финансовой помощи ЕС в 800 млн. долларов как недостаточный; он просто был рациональным.
Строительство стабильной архитектуры безопасности – это конкурентный бизнес. В соответствии с Законом о поддержке свободы, США вложили более 3 млрд. долларов в качестве помощи в Грузию, страну размером 1/9 Украины. В ходе встреч Януковича на прошлой неделе в Китае с президентом КНР Синь Цзиньпином, Украина уже обеспечила себе проект на развитие порта стоимостью 3 млрд. долларов. Такая игра стоит свеч.
Однако многие в Европе утверждают, что в нынешних условиях никакой объём помощи или попытки «гармонизации» не могут заметно улучшить ситуацию на Украине. Если цена слишком высока или «сезон» не благоприятен для затеи, не стоит и пытаться. В противном случае страны рискуют посылать дезориентирующие сигналы и усугублять риски просчётов.
Сейчас реален риск того, что демонстранты на Украине опрокинут правительство Януковича – только чтобы обнаружить, что любой другой правитель столкнётся с теми же ограничениями. Это, скорее всего, на долгое время даст пищу цинизму по отношению к демократии и ослабит Украину, в которой ещё проще будет доминировать Путину.
Есть ещё и риск того, что Молдова и Грузия снова неправильно расценят решимость Запада в поддержке их дороги к членству в ЕС и НАТО и легко разожгут тлеющие угли конфронтации со своими сепаратистскими регионами, каждый из которых поддерживает Москва.
На самом высоком уровне, развязка Вильнюсского саммита угрожает оставить на западной периферии Евразии стратегически уязвимое пятно и непрекращающийся источник нестабильности, который может надолго пережить президентство Путина – точно так же и США стремятся положиться на стабильных союзников-единомышленников в этом регионе, с тем, чтобы можно было всё более сосредотачиваться на тихоокеанской периферии.
ЕС и США должны пересмотреть свою роль «неусыпных садовников» и своих акцентов в видении «Европы, свободной и единой». То, что Госсекретарь Керри пропустил встречу на уровне министров ОБСЕ в Киеве на прошлой неделе, было ошибкой. Сидеть, сложа руки и ждать, когда Украина сама всё поймёт и сделает выводы самостоятельно и обращаться к её врождённому влечению к европейскому образу жизни, – это не будет работать.
С другой стороны, предполагать, что лучший путь продвижения вперёд для Украины, это переход к временному правительству – и непрактично, и безответственно. Янукович продемонстрировал, что он не позволит этому произойти мирно. И ни у кого нет голосов для того, чтобы сделать это политическими методами, как показало недавнее голосование о недоверии правительству.
Намеренно или нет, но такие предложения в поддержку ещё одной неконституционной смены правительства сейчас звучат на Украине. Это неверный сигнал. В регионе было достаточно цветных революций, и он отчаянно нуждается в том, чтобы сосредоточиться на более нормальных процессах управления. В противном случае, он рискует, идя по пути Египта, погрузиться в череду народных волнений, что исключает для любого руководства эффективные попытки разобраться с тяжёлыми проблемами, имеющимися в стране.
Вместо этого ЕС и США необходимо оценить, какие предложения имеются у России – а сейчас, возможно, и у Китая – и решить, могут ли они сравнять цену, и, если это так, чего они хотят от сегодняшнего руководства в Киеве. Если так, то стоит сосредотачиваться не на долгосрочных и спорных вопросах свободной торговли, а на краткосрочных выгодах вокруг соглашений о совместной деятельности, акционерных инвестициях, инвестиционных гарантиях, а также двустороннем кредитовании.
Если США и Европа всё же решат удвоить ставку по Украине, трансатлантическому сообществу необходимо усилить и свою повестку в сфере безопасности. Нужно, чтобы претенденты на вступление в НАТО не попали в неопределённое положение зависания. НАТО необходимо, помочь обеспечить стабильный контекст для демократического и экономического созревания в этом регионе.
В то же самое время, любой пакет помощи США-ЕС и любой пересмотр соглашений с Украиной должен включать надёжную компоненту гражданского общества, которая не участвует ни в прямом подрыве, ни в прямой поддержке Януковича, но которая помогает Украине развивать политическую культуру и институты, необходимые для того, чтобы она могла решить собственную политическую судьбу.
А если Европа и США не решатся удвоить ставки за Украину, им следует окончательно перейти к более долгой игре и ясно дать это понять всем заинтересованным сторонам. Стратегическая двусмысленность не даёт никаких выигрышей в попытках построить единую и свободную Европу.
Автор: Джоб С. Хеннинг