ОКО ПЛАНЕТЫ > Первая полоса > В тисках трансатлантической интеграции. Выгодна ли Европе ассоциация с Украиной. «Подпишут — не подпишут»: почему судьба ассоциации с ЕС не имеет отношения к судьбе Украины

В тисках трансатлантической интеграции. Выгодна ли Европе ассоциация с Украиной. «Подпишут — не подпишут»: почему судьба ассоциации с ЕС не имеет отношения к судьбе Украины


22-11-2013, 16:21. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

В тисках трансатлантической интеграции (I)

Ирина ЛЕБЕДЕВА
 

На этапе обратного отсчёта дней, остававшихся до саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе, пришла важная новость: Украина приостановила  процесс подготовки к заключению Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом в целях обеспечения национальной и экономической  безопасности. В постановлении Кабинета министров Украины такое решение объясняется и необходимостью «более детального» изучения комплекса проблем, связанных с вопросами евроинтеграции и направлений торгово-экономических отношений  с Россией  и другими странами СНГ. Впрочем, The Financial Times, назвавшая такое решение Киева победой России, тут же назвала эту победу «небольшой» и привела высказывание директора американского исследовательского центра Carnegie Europe Яна Техау, заметившего, что «в долгосрочной перспективе Россия эту победу потеряет».

***

На прошлой неделе к усилиям Брюсселя, «ассоциирующего» Украину с ЕС, открыто присоединился Вашингтон. США.  Игра с подписанием-неподписанием Украиной  соглашения с Евросоюзом будет вестись, видимо, до последнего дня  и продолжится после завершения Вильнюсского саммита.

С конца октября стали прорисовываться контуры нового американского  сценария для «Европы и Евразии».  На минувшей неделе   в сенатском комитете США по международным делам состоялись слушания под названием «Стержневой  момент для Восточного партнёрства: перспективы для Украины, Молдавии, Грузии, Белоруссии, Армении и Азербайджана» (1). Сенаторы заслушивали  назначенную в сентябре заместителем госсекретаря США по делам Европы и Евразии Викторию Нуланд и исполнительного вице-президента Атлантического совета Деймона Уилсона.  

 Если г-жа Нуланд  проявила определенную сдержанность, рассуждая о поддержке Соединёнными Штатами «евроинтеграции» постсоветских государств, которой «препятствует» Россия, то Деймон Уилсон высказался без дипломатических реверансов. Общий смысл выступления Д.Уилсона, отражающий позицию Атлантического совета, таков: Америке нельзя терять время,  пуская события вокруг «Восточного партнёрства» на самотёк, а нужно использовать  остававшийся долго «недооценённым»  инструмент этого партнёрства, чтобы оторвать как можно большее число постсоветских государств  от того, что их ждёт в «евразийской авторитарной клептократии». США, считает Д.Уилсон, должны завершить начатую в Восточной Европе «работу», и это прямо связано с  ролью Америки как лидера в достижении искомого евроинтеграционного результата. Вашингтон должен срочно радикализировать свою стратегию, не оглядываясь на Россию. То, что США  вкладывали до сих пор больше энергии в укрепление связей с Россией, чем с ее соседями, Уилсон считает не просто ошибкой, но  «рецептом поражения». Цель  политики США  - «утвердить евроинтеграцию  и стать двигателем расширения НАТО на Восток».

Деймон Уилсон буквально разжевал американским сенаторам ту мысль, что  инициатива «Восточное партнёрство» и дальнейшее расширение НАТО не обязательно смыкаются, но необходимы для взаимного усиления точно так же, как  НАТО и расширение Евросоюза дополняли друг друга  в период сразу после окончания холодной войны. «На Украине такая политика [Соединённых Штатов. – И.Л.] означает интенсификацию военного сотрудничества, углубление связей между разведками, подготовку почвы для  долгосрочного влияния на структуры  безопасности, способные как приблизить, так и скомпрометировать европейское будущее Украины. Это также означает поддержку усилий Украины в обеспечении  её энергетической безопасности  и защиту её суверенитета и территориальной целостности, включая Крым», - подчеркнул представитель Атлантического совета (2).

Не обошел Деймон Уилсон в своем обращении к сенату США Грузию и Молдавию, всё-таки подписание ими соглашений об ассоциации с ЕС по-прежнему значится в повестке дня Вильнюсского саммита. Д.Уилсон призвал Соединённые Штаты подтвердить обещание о приёме Грузии в НАТО и решительно вмешаться  в события в Приднестровье.  

Высказывания Д.Уилсона в сенате США – не частное мнение. Радикальная стратегия «расширения» Евро-Атлантики на восток Евразии уже осуществляется Госдепартаментом на практике. Символично, что свое первое публичное выступление в должности заместителя  госсекретаря США  Виктория Нуланд сделала в Атлантическом совете – центре стратегической мысли НАТО. Карьера новой руководительницы «делами Европы и Евразии» в Госдепе тесно переплетается с основными вехами развала СССР. Вероятно, новое назначение Виктории Нуланд строится на расчёте, что эта улыбчивая  женщина с жёсткой мужской хваткой, владеющая приёмами «умной  силы», сможет содействовать новым успехам  «глобального доминирования» США на «Большой шахматной доске».

Идея «ассоциации» с Евросоюзом шести постсоветских государств (Украины, Молдавии, Грузии, Белоруссии, Армении и Азербайджана)  рассматривается теми, кто от лица Польши и Швеции выдвинул план «Восточного партнерства», как промежуточный этап дальнейшей «балканизации» постсоветского геополитического пространства и наднационального переподчинения «единой Европы».  Корректируются старые планы «походов на Восток»,  звучат гимны англосаксонской «исключительности», а над всем  этим  реет  новый грандиозный замысел, получивший название «Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнёрство»…  

Практические вопросы «новых правил игры» обсуждаются  в Лондоне в кругу англосаксов.  Недавняя закрытая дискуссия о «преодолении препятствий», которые могут возникнуть на пути создания Трансатлантического партнёрства, организованная Фондом Дитчли и Британо-американской парламентской группой, даёт некоторое представление о том, как формируется глобальная повестка дня и принимаются судьбоносные глобальные решения. Дискуссию открыл бывший генеральный секретарь НАТО лорд Робертсон, у которого Виктория Нуланд начинала своё движение вверх по карьерной лестнице. Обсуждались такие остро стоящие сейчас вопросы, как сближение стандартов Европы и Америки в вопросах применения гормонов при корме скота или использования генно-модифицированных продуктов и возможное сопротивление европейцев этой практике.  Обсуждался и вопрос о защите чувствительной информации, принципиальный для «остальной» Европы после разоблачений Сноудена;  правда,  британская и американская стороны не сочли, что этот вопрос будет иметь существенное значение, дав понять, что негласные договоренности по нему уже достигнуты. Предполагается, что такие же «негласные договоренности» помогут преодолеть возможное сопротивление ратификации соглашения по Трансатлантическому партнёрству в конгрессе США. Новый посол США в Великобритании Мэтью Барзун заверил британских лордов, что «конгресс не будет проблемой» и «Соединенным Штатам нужно это соглашение не меньше, чем Евросоюзу» (3).

Восходящий американский дипломат Виктория Нуланд  выбрала  для своего первого выступления в Атлантическом совете пафосно-программную тему  «Трансатлантическое возрождение: обеспечим наше общее будущее» не случайно. Ведь речь идёт далеко не только о «мини-интеграции» в рамках «Восточного партнерства».   Евроинтеграция части постсоветского пространства – это, скорее, проблема тактического плана. Стратегический замысел, обставленный  как «доктрина Обамы», нацелен на трансатлантическую интеграцию («Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнёрство») и связан с планом введения режима свободной торговли  между  Старым и Новым Светом. Эту-то идею и должна продавать новый куратор «дел Европы и Евразии» в Госдепартаменте, объявившая «доктрину Обамы»  «золотым стандартом» открытия рынков и экономического роста.

             (Окончание следует)

1)  http://www.foreign.senate.gov/hearings/a-pivotal-moment-for-the-eastern-partnership-outlook-for-ukraine-moldova-georgia-belarus-armenia-and-azerbaijan

(2)   http://www.foreign.senate.gov/imo/media/doc/Wilson_Testimony.pdf
http://www.ditchley.co.uk/news/post/118-ttip-panel-discussion-at-westminster-draws-a-crowd   

  

 

В тисках трансатлантической интеграции (II)

Ирина ЛЕБЕДЕВА
 

 

Военная направленность Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства (TTIP) очевидна - этот проект сразу же окрестили «экономической НАТО». Восточная Европа занимает в нём особое место. Недавно Виктория Нуланд участвовала во встрече с министрами Вышеградской четвёрки (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия), координируя действия этой группы с программой «Восточного партнёрства». Во встрече приняла участие и Турция. Обсуждались планы создания параллельных силам НАТО воинских формирований под польским командованием. Это видится как своего рода мини-Варшавский договор, но без России.

К планам Вышеградской четвёрки предполагается подключить Украину. В Киеве, куда Виктория Нуланд приехала с письмом от Джона Керри, побывал в ноябре и помощник генерального секретаря НАТО Т. Стаматопулос, участвовавший в дискуссии с украинскими военными на тему «Украина, страны Вышеградской группы и НАТО: к совместному использованию имеющихся механизмов и инструментов для усиления региональной безопасности». 

Как выглядит в этом свете приостановлённая 21 ноября, но не отменённая подготовка Украины к подписанию с Евросоюзом Соглашения об ассоциации и о зоне свободной торговли? За этим вопросом возникает другой вопрос: соглашение о какой свободе торговли с ЕС собирается подписывать Украина, если все техрегламенты Евросоюза и США будут меняться в соответствии с требованиями Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства? 

Нынешняя осень побила все рекорды по количеству докладов, экономических исследований, социологических опросов, освещающих проблему финансового и гуманитарного кризиса, в котором увязает Европа. В том же Вильнюсе, где 28-29 ноября должен состояться саммит «Восточного партнёрства», недавно на конференции Европейского социально-экономического комитета были оглашены примечательные данные. По оценкам Еврокомиссии (ЕК), около 84 миллионов человек в Европе живут за чертой бедности, а процесс выхода из этого кризиса, как считают в ЕК, может затянуться на десять лет. Некоторые считают, что и эти цифры занижены. По данным международного гуманитарного агентства Oxfam, за черту бедности в Европе отброшены уже более 120 миллионов человек, а если политика строгой бюджетной экономии, проводимая Евросоюзом и Международным валютным фондом, не изменится, массив европейских бедняков увеличится к 2025 году ещё на 15-25 миллионов.

Следует извлечь уроки из сокращения социальных расходов, проводившегося в 80-90 годы по требованию МВФ в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии и Африке, говорится в докладе Oxfam. Вместо обещанного процветания этим странам понадобились десятилетия, чтобы хоть как-то вернуться к прежнему уровню жизни. Европейцам, по мнению экспертов, для возвращения к докризисному (до 2008 года) уровню потребуется порядка четверти века. Корень проблемы эксперты видят в политике финансовых институтов ЕС и МВФ, породившей беспрецедентный после Второй мировой войны рост социального неравенства. В докладе убедительно показано, что агрессивная политика секвестра социальных расходов, сопровождаемая поддержкой банковского сектора в размере 4,5 триллиона евро, - одна из главных причин обеднения и социального расслоения населения Европы.

Предлагаемое наднациональным центром силы расширение сферы евроинтеграции на трансатлантическое пространство многих в Европе серьёзно беспокоит. В этом случае речь идёт уже не об ассоциации ЕС с Украиной, Молдавией, Грузией (платить за эти страны Евросоюз не будет) - речь идёт о глобальном интеграционном проекте, за который европейцев платить заставят. Замысел Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства (TTIP), то есть предусматриваемые «доктриной Обамы» планы интеграции Старого и Нового Света, заставляют волноваться даже видавших виды брюссельских бюрократов… С некоторых пор европейские СМИ стали пестреть заголовками «Европа в руках «большого бизнеса»?», «Европа отказывается от суверенитета в вопросах законодательства?», «Сохранит ли Евросоюз способность принимать более строгие защитные меры?».

В конце октября было подписано соглашение о свободной торговле между Евросоюзом и Канадой, следом ожидаются соглашения ЕС с Японией и США. Как пишет Les Coulisses de Bruxelles, «меню этого документа, называемого соглашением «последнего поколения», гораздо более обильно, чем обычные соглашения». Оно не только устанавливает новый режим контроля за таможенной границей и вводит количественные ограничения в торговле, но и отменяет целый ряд важных установлений в различных сферах национального законодательства. Наиболее настораживающим во всём этом, по мнению Les Coulisses de Bruxelles, является регламентация различий прав государственных и корпоративных субъектов международных экономических отношений. Согласно практике, принятой в ВТО, при расхождениях в интерпретации того или иного пункта правил Всемирной торговой организации апелляция подаётся в независимый арбитраж, а не в арбитраж страны-подписанта; для этого в ВТО существует специальный орган для разрешения разногласий. Соглашение же «последнего поколения» делает такую практику невозможной, поскольку оно слишком глубоко вторгается в национальную законодательную практику – в сферы природоохранного права, регулирования продовольственной безопасности и другие. Так, государству придется отвечать по суду, если его законодательство изменится по сравнению с тем, что зафиксировано в соглашении. К примеру, если Евросоюз решит все-таки полностью запретить импорт американских генетически модифицированных продуктов. 

Ещё более тревожным европейцы считают то, что по условиям соглашения между ЕС и Канадой право обращения в арбитраж предоставляется не только государствам, но и частным компаниям, как это предусмотрено Северо-американским соглашением о свободной торговле (NAFTA). Так, на основе правил NAFTA американская компания Lone Pine Resources.Inc вчинила иск правительству Канады за то, что канадская провинция Квебек наложила мораторий на вредящую природной среде добычу сланцевого газа на своём шельфе. Сейчас от Канады требуют огромные денежные суммы в качестве компенсации издержек, якобы уже понесенных компанией при разработке шельфа. Государству (имеется в виду Канада) становится всё труднее исправлять допущенные им ранее ошибки и сдерживать массовые протесты населения. И сейчас европейцы начинают лучше понимать смысл таящегося в этом предупреждения: в рамках Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства корпоративные выгоды и вредоносные частные инициативы грозят одержать полную победу над здоровыми общественными интересами.

Выгодна ли Европе ассоциация с Украиной

Ольга ЩЕДРОВА
 

Подписание Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, еще месяц назад казавшееся неизбежным, сегодня, похоже, приостановилось. Кабинет Министров Украины на заседании 21 ноября 2013 г. принял распоряжение «Вопрос заключения Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским Сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны», в соответствии с которым в интересах национальной безопасности Украины процесс подготовки к заключению Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС приостановлен…

Ещё до распоряжения, принятого 21 ноября, резко изменилась риторика президента Украины и возглавляемой им Партии регионов: там вдруг заметили все угрозы, таящиеся в тексте договора об ассоциации. Тем не менее Евросоюз так и не решился окончательно отказать Украине в подписании документа, отложив вопрос до саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе. На фоне полного игнорирования официальным Киевом требований Евросоюза освободить Юлию Тимошенко такое поведение Европы красноречиво говорит о том, что Брюссель гораздо больше Киева заинтересован в заключении договора. Выгодно ли это на самом деле Европе, никто там, похоже, не задумывается.

Союз слепого и одноглазого

На первый взгляд, «объединенная Европа» за счет либерализации доступа к внутреннему рынку Украины может получить некоторые выгоды в виде роста объемов украинского импорта  европейской продукции, снижения конкуренции путем закрытия украинских высокотехнологичных предприятий и вытеснения из Украины предприятий стран СНГ, продукция которых после перехода Украины на стандарты ЕС станет неконкурентоспособной.

Однако это требует времени и затрат, а ни того, ни другого ни у Киева, ни у Брюсселя нет. Единственное, что на данный момент объединяет Украину и Евросоюз, - это глубокий и системный экономический кризис.

По данным европейского статистического агентства Евростат, государственный долг стран еврозоны во втором квартале 2013 года поднялся с 85,9% ВВП до 86,8% ВВП, составив в денежном выражении 11,3 триллиона евро. (1) Это намного превышает допустимый Пактом стабильности и роста лимит суверенного долга для каждой из стран ЕС в 60% ее ВВП. Продолжается и падение ВВП. В 2012 году валовый продукт ЕС  упал на 0,3%, экономика еврозоны сократилась на 0,5%.(2) Еврокомиссия ухудшила свой прогноз экономического роста в странах еврозоны, предсказав падение ВВП региона в 2013 году на 0,4%.

Негативные экономические показатели отражаются на уровне жизни населения. 84 млн. человек в Евросоюзе охвачены монетарной бедностью, 43 млн. человек находятся в неудовлетворительных жилищных условиях и страдают от отсутствия качественного питания. В 22 государствах Европы с 2009 по 2012 год количество людей, обращающихся за благотворительной помощью, выросло с 2 млн. человек до 3,5 млн., т.е. на 75%.

В отдельных странах Евросоюза ситуация поистине угрожающая. В Польше каждый десятый ребенок недоедает. А для 70 тыс. детей обед в школьной столовой – единственный прием пищи в течение дня. (3)  27% европейских детей моложе 18 лет находятся под угрозой бедности и социальной изоляции.  При этом в Ирландии этот показатель составляет 38%, в Венгрии – 40%, в Латвии – 44%, а в Болгарии – 56%. (4) Согласно данным Евростата, в Греции уровень безработицы среди молодежи равен 59%, в Испании – 56%, в Италии и Португалии -  36,6%. (5)

Если страны Евросоюза не изменят своей политики жёсткой экономии, в 2025 году почти каждый третий житель этих стран будет жить в бедности.

Ситуация с безработицей на Украине выглядит несколько оптимистичнее. Общий показатель безработицы составляет 8%, молодежной – 19%. Тем не менее на фоне других экономических показателей Украина рискует в ближайшее время приблизиться по масштабам социальной катастрофы к своему потенциальному партнеру по ассоциации. За январь - сентябрь 2013 г. снижение промышленного производства составило 5,2%.  За год производство химических веществ и химической продукции сократилось на 19,7%, резиновых и пластмассовых изделий -  на 7,8%, металлургического производства - на 5,2%, машиностроения - на 16,2%. (6)

Наиболее катастрофическая ситуация сложилась в украинском автопроме. За 9 месяцев текущего года по отношению к аналогичному периоду 2012 года производство упало на 45,4% - до 30 тыс. единиц. Это притом что в 2008 г. автомобильное производство сократилось с 600 тыс. до 160 тыс. авто, в первые месяцы спад достигал 75-80%.(7)

Остановились многие предприятия химической, металлургической, нефтеперерабатывающей промышленности, очень серьезная ситуация в связи с отсутствием рынков сбыта продукции сложилась в авиастроении. Растут долги по зарплатам, происходят задержки выплат пенсий. Рейтинговое агентство Moody`s снизило кредитный рейтинг страны до уровня CAAL, говорящего об угрозе дефолта. (8)

То есть бюджет Украины пуст, а обвальное падение производства исключает все перспективы его пополнения. В то же время, по оценкам премьер-министра Украины Н.Азарова, введение на Украине европейских стандартов обойдется государству в 160 млрд. евро, что составляет пять годовых бюджетов Украины. Охваченный бюджетным и социальным кризисом ЕС даже при наличии желания не в состоянии оказать Украине необходимую помощь. Соответственно, договор выполняться просто не будет ввиду невозможности профинансировать предусмотренные им мероприятия.

За чей счёт банкет?

Что же заставляет Евросоюз с упорством фанатика добиваться подписания Соглашения об ассоциации с Украиной, прибегая к угрозам и откровенной лжи? Чего стоит одно лишь заявление министра иностранных дел Швеции Карла Бильдта о том, что вступление Украины в Таможенный союз приведет к падению ее ВВП на 40%, а зона свободной торговли с ЕС принесет рост на 12%, хотя все научные исследования доказывают обратное. (9) Великобритания вкладывает огромные финансовые ресурсы в пропаганду ассоциации с ЕС, (10) а члены миссии Европарламента Кокс и Квасьневский бывают в Киеве чаще, чем на заседаниях европейского законодательного органа, оказывая давление на президента Украины, народных депутатов и пытаясь подменить своими распоряжениями национальное законодательство.

Прежде всего, срыв подписания Соглашения об ассоциации с Украиной будет означать крах европейской программы «Восточного партнерства». Из всех включенных в эту программу стран лишь Украина, Грузия и Молдова еще окончательно не отказались от создания зоны свободной торговли с ЕС и политической ассоциации. Обладающий же большими запасами энергоносителей Азербайджан не испытывает интереса к геополитическим конструкциям объединенной Европы, Армения открыто заявила о планах вступления в Таможенный союз, а Белоруссия с момента создания СНГ является полноправным участником всех интеграционных проектов на постсоветском пространстве и менять свою внешнюю политику не собирается.     По мнению президента политической группы Прогрессивного альянса социалистов и демократов в Европарламенте Ханнеса Свободы,  «если Украина будет потеряна, то на этом фоне у многих других стран, например Грузии, также возникнет немало трудностей в продолжении европейского пути. И это может иметь настоящий негативный «эффект домино» для других стран, если мы действительно застрянем с Украиной». (11) На фоне очевидных внешнеполитических проигрышей Европы в Ливии и Сирии поражение на восточном направлении неизбежно приведет к дальнейшему снижению влияния ЕС на мировой арене.

Однако главная причина настойчивости Брбюсселя даже не в этом. Европейский союз стремительно теряет авторитет в глазах собственных стран-членов. О необходимости выхода из состава ЕС открыто заговорили авторитетные политики Великобритании, Венгрии, Чехии, Словакии. Согласно результатам недавнего опроса американского аналитического центра Pew Research Center, за прошедший год поддержка Евросоюза серьезно уменьшилась среди жителей восьми крупнейших стран этого объединения. Доля сторонников Евросоюза во Франции упала с 36% до 22%, в  Италии и Греции - с 22% до 11% и 18 % соответственно, в Германии – с 59% до 54%. (12) Неуклонно растет популярность «евроскептических» партий. В мае 2014 г. ожидаются выборы нового состава Европарламента, где, по прогнозам британской газеты The Sunday Times, «антиевропейские» партии получат до 30%. Лидер французского Национального фронта Марин Ле Пен уже заявила об успешных переговорах с лидером Партии за свободу Нидерландов (PVV) Гертом Вилдерсом о единой предвыборной кампании и создании в будущем Европарламенте первой межпартийной фракции, открыто выступающей за роспуск Евросоюза. Это не пустые угрозы, поскольку популярность Национального фронта во Франции достигла 24% и является самой высокой по сравнению с другими партиями. PVV также занимает первое место в рейтингах с 33,6%. Компанию французским и голландским противникам ЕС могут составить Партия независимости Великобритании, занимающая первое место на выборах в Европарламент, а также итальянский «Триколор», венгерский «Йоббик» и многие другие. (13)

Предпосылками роста антиевропейских настроений являются не только социально-экономический кризис и жесткие меры бюджетной экономии, но и откровенно маразматические решения Еврокомиссии по типу унификации размеров флаконов для оливкового масла и объема сливных бачков в унитазах.

Евросоюз отчаянно нуждается в деньгах и поэтому считает колонизацию Украины срочной и необходимой мерой для преодоления экономической рецессии. Однако оплатить «европейский банкет» предлагают России. Именно этим объясняются резкие требования Европы к РФ отказаться от изменения торгового и таможенного режимов в российско-украинской торговле, что в конечном итоге будет означать скрытое субсидирование Россией европейской экономики.

В этом сценарии заинтересованы также США: в Вашингтоне хорошо понимают, что перекладывание груза европейского экономического кризиса на Россию ведет к ослаблению основного геополитического противника Америки. В том же контексте надо рассматривать и масштабные энергетические проекты американцев по разработке на территории Украины сланцевого газа и превращению этой страны в «энергетический хаб» в надежде вытеснить Россию с мирового энергетического рынка.

Разбитое корыто ассоциации

Обосновывая необходимость заключения Соглашения об ассоциации, представитель ЕС на Украине Ян Томбинский заявил: «Когда меня спрашивают, почему я заинтересован в том, чтобы Украина была ассоциированным участником Европейского союза, мы говорим о том, что интересом Европейского союза является хорошо функционирующая страна-сосед. И Украина является наиболее важным соседом Европейского союза». (14)

Однако вся беда в том, что преддефолтная Украина хорошо функционирующей страной стать не сможет. Евросоюзу удастся достичь лишь краткосрочного положительного эффекта за счет резкого роста импорта на украинский рынок, после чего наступит коллапс экономики Украины. И тогда внутренние проблемы Украины автоматически превратятся в проблемы ЕС.

Европейцам стоит вспомнить рост нелегальной миграции и преступности, которые захлестнули Старый Свет сразу же после распада СССР. При наличии десятков миллионов собственных нелегальных мигрантов, безработных, бездомных и голодающих приток обездоленных граждан Украины может стать началом конца относительного европейского благополучия.

Наконец, «украинский вопрос» может привести к расколу европейских элит и еще более резкому росту популярности националистических и неонацистских партий, которые в свою очередь вообще могут принять решение о роспуске ЕС. Очевидно, многие в Европе это понимают, поскольку даже накануне саммита «Восточного партнерства», до которого остались считанные дни, в Европе не существует единой позиции, заключать ли соглашение с Украиной. А после  решения украинского Кабмина от 21 ноября раскол в Европе по этому вопросу, вероятно, лишь усилится. Как писала польская газета «Rzeczpospolita», страны ЕС разделились на три фракции. Польша, Великобритания и страны Центральной Европы хотят подписания соглашения несмотря ни на что. Германия, Голландия и Швеция настаивают на освобождении Юлии Тимошенко, а у Франции и стран Южной Европы нет в этом деле определённого решения (15).

Не справившемуся со своими  с внутренними проблемами Евросоюзу трудно будет извлечь выгоду из вовлечения в орбиту своего влияния новых стран. Несвоевременное расширение европейской зоны влияния может поставить под угрозу само существование «объединенной Европы».

Отказ Киева освободить Юлию Тимошенко и невыполнение других условий ассоциации с ЕС даёт Брюсселю неплохую возможность сохранить лицо и отказаться от планов экспансии на Восток, когда все последствия реализации этих планов трудно просчитываются. Рискнёт ли Евросоюз повторить судьбу пушкинской старухи, возжелавшей стать владычицей морскою, но оказавшейся у разбитого корыта, покажет саммит в Вильнюсе.

 

             

(1)   http://podrobnosti.ua/economy/2013/10/24/938224.html

(2)   http://economics.lb.ua/business/2013/02/14/189383_evrosoyuz_zakonchil_god_padeniem_vvp.html

(3)   http://www.fondsk.ru/news/2013/11/14/evropa-bednyh-24000.html

(4)      http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_PUBLIC/3-26022013-AP/FR/3-26022013-AP-FR.PDF

(5) http://www.fondsk.ru/news/2013/10/22/molodezhnaja-bezrabotica-v-es-kak-simptom-kraha-idei-evropejskoj-integracii-23556.html

(6)   http://biz.liga.net/all/industriya/novosti/2635617-promyshlennoe-proizvodstvo-v-ukraine-prodolzhaet-padat.htm

(7)   http://polemika.com.ua/article-113223.html

(8)   http://www.odnarodyna.com.ua/content/defolt-ukrainy-zhdat-il-ne-zhdat

(9)   http://www.rbc.ua/rus/news/politics/prisoedinenie-k-ts-privedet-k-padeniyu-vvp-ukrainy-na-40--20092013141300

(10)  http://www.odnarodyna.com.ua/node/13502

(11)  http://news.mail.ru/inworld/ukraina/global/112/politics/15712322/?frommail=1

(12)  http://korrespondent.net/business/economics/1574251-korrespondent-zakat-evropy-uroven-podderzhki-es-sredi-evropejcev-padaet

(13)  http://2000.net.ua/2000/forum/evropa/95060

(14)  http://podrobnosti.ua/power/2013/11/11/941665.html

(15)  http://www.newsbalt.ru/detail/?ID=15775


Вернуться назад