ОКО ПЛАНЕТЫ > Первая полоса > ЕС не отпустит Украину в Россию, но оставит на привязи? Европа, Россия и схватка за Украину. Саммит "Восточного партнерства": кто и что подпишет в Вильнюсе
ЕС не отпустит Украину в Россию, но оставит на привязи? Европа, Россия и схватка за Украину. Саммит "Восточного партнерства": кто и что подпишет в Вильнюсе18-11-2013, 14:24. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
|||||
Бросается в глаза спешка, с которой ЕС пытается втянуть Украину в свои объятия и подорвать реинтеграционные процессы на постсоветском пространстве. Так, бывший президент Польши Александр Квасневский, назначенный представителем ЕС в Украине, по сути дела выдвинул Киеву ультиматум – по его словам, если Виктор Янукович не подпишет соглашение об ассоциации с ЕС 29 ноября в Вильнюсе на саммите "Восточного партнёрства", то очередной такой возможности у Киева может больше и не случиться. В ближайшее время брюссельская бюрократия будет озабочена предстоящими выборами в Европейский парламент, и проблемы Киева никого волновать особенно сильно не будут – все будут заняты внутренними разборками и распределением мест в Европарламенте. А в 2015г. состоятся президентские выборы, на которых шансов на победу у Януковича без поддержки со стороны Москвы практически нет никаких – он победил в 2010г. благодаря пророссийской риторике и обещаниям более тесной интеграции с Россией, а по факту проводит строго противоположную внутреннюю и внешнюю политику: начиная от отказа вернуть русскому языку статус второго государственного и преподавания в школах на украинском и заканчивая стремлением создать зону свободной торговли с ЕС и отдать природные ископаемые в руки американских и европейских корпораций. Показательно, что Брюссель хочет выжать из Украины все соки – руками стран европейской периферии, в ультимативной форме связавшей подписание соглашения об ассоциации с освобождением из-под стражи Юлии Тимошенко, европейские элиты поставили Януковича в тупик и толкают на самоубийственный шаг. Тот же Квасневский открыто заявляет, что ЕС устроит "компромиссный вариант" - они готовы согласиться на временный отъезд Тимошенко за рубеж (а именно в Германию) на лечение. Откуда она, скорее всего, получив политическое убежище, больше в Киев до выборов 2015г. и не вернётся. Верховная рада голосами "Партии регионов" провалила законопроект, позволяющий заключённым выезжать за рубеж на лечение. Однако ЕС не сдаёт позиций – максимум, они готовы продлить срок принятия решения по Тимошенко до 19 ноября. К слову сказать, 18 ноября должно состояться заседание министров иностранных дел стран-членов ЕС, где вопрос об ассоциации с Украиной стоит во главе повестки дня. Если говорить на полном серьёзе, то ЕС рискует сорвать подписание соглашения – если оно не будет подписано 29 ноября в Вильнюсе, то, скорее всего, вообще не будет подписано в перспективе ближайших 10 лет: ЕС находится в состоянии усиливающейся рецессии, бюджетный кризис ещё впереди, денег на поддержку слаборазвитой периферии в Германии и Франции выделять не хотят, мировая экономика стремительно затухает, а на Украине, чья экономика катится под откос, и на горизонте маячит бюджетный кризис, намечается смена политического руководства. При этом даже сами чиновники из Брюсселя в интервью европейским СМИ не скрывают разочарования – по их оценкам, вероятность подписания соглашения тает на глазах. Если ещё в 2012г. вероятность этого шага составляла 95%, то сегодня она не превышает 50%. И ультиматум по Тимошенко рискует сорвать весь переговорный процесс. Весьма показательно, что самоубийственность присоединения к ЕС, видимо, прекрасно понимает и сам Янукович – 14 ноября он заявил, что украинская продукция пока не востребована на едином рынке ЕС, куда стремится Киев, а для модернизации экономики и соответствия техническим регламентам необходимы большие инвестиции, которых нет. Тем не менее, это нисколько не смутило Януковича – по его словам, курс на внедрение европейских стандартов для Украины является неизменным. "Мы прекрасно понимаем, что путь Украины лежит через модернизацию украинского законодательства. Этот путь для нас является неизменным. Конечно, на этом пути, кроме большого желания, которое мы имеем, должны быть и возможности", - сказал Янукович. И продолжил: "Для нас большой проблемой является модернизация наших предприятий под технические стандарты Европейского союза – для этого нужны огромные инвестиции: от $100 до 150 млрд". К слову сказать, ВВП Украины составляет менее $170 млрд, а суммарный внешний долг приблизился к $135 млрд. При этом для Украины характерна та же сама особенность, что и для России – в структуре притекающего в страну иностранного капитала львиная доля приходится на иностранные кредиты и займы, а не на прямые инвестиции в развитие производительного капитала и модернизацию экономики. Подавляющая часть притекающих ресурсов направляется на рефинансирование и погашение ранее взятых долгов, спекулятивные операции с ценными бумагами, сделки по слиянию и поглощению конкурентов, что лишь усиливает централизацию и концентрацию капитала, подавляя конкуренцию, а также на пополнение оборотного капитала и выплату дивидендов акционерам. И лишь малая часть (5-10%) от поступивших из-за рубежа средств направляется на инвестиции в основной капитал, модернизацию производства и техническое перевооружение производственных мощностей. Так что ставка на иностранных инвесторов глубоко ошибочна – их интересуют только те отрасли и сферы деятельности, которые обеспечивают извлечение сверхприбылей (естественные монополии, энергетика, металлургия, угольная промышленность и т.д.) и высокую оборачиваемость капитала (оптово-розничная торговля, рынок недвижимости, финансовые спекуляции и т.д.). Которые в принципе не связаны с модернизацией производства, отраслевой диверсификацией промышленности, развитием инновационного и научно-технического потенциала, возрождением несырьевой обрабатывающей промышленности, созданием новых рабочих мест, повышением уровня жизни рядовых граждан. Другими словами, это повторение прекрасно известной российским гражданам и экспертам заунывной песни российских псевдорефораторов и учеников Егора Гайдара – преклоняться перед иностранными инвестициями, которым приписываются чудодейственные свойства. Желание правящего компрадорско-сырьевого олигархического капитала интегрироваться с ЕС есть, а возможностей как раз-таки нет – руководство Украины открыто это признаёт и готово идти по миру с протянутой рукой. Именно по этой причине Вашингтон возобновил переговоры с Киевом по вопросу размораживания кредитной линии со стороны МВФ ($11,5 млрд), а один из крупнейших американских инвестиционных фондов скупил пятую часть внешнего долга Украины для стабилизации ситуации на долговом рынке. Другими словами, президент Украины во всеуслышание признал самоочевидный факт – решение о присоединении к ЕС носит не экономический, а ярко выраженный политический и идеологический характер. Более того, это решение абсолютно не подкреплено никакими финансовыми ресурсами и противоречит национальным интересам Украины, подрывая финансово-экономический суверенитет страны. В угоду местечковым и корыстным интересам сырьевого лобби и олигархических кланов, политическое руководство Украины, для которого важно заручиться поддержкой США и ЕС в предстоящей президентской гонке 2015г. и переманить на свою сторону русофобски настроенных "западенцев", решило пожертвовать объективными экономическими интересами страны, обрекая Украину на статус сырьевого придатка ЕС, рынка сбыта для продукции европейских корпораций, вечного должника и поставщика сравнительно квалифицированной и дешёвой рабочей силы. Даже статус "отвёрточного производства" не гарантирован Украине – крупные ТНК и промышленные гиганты уже давно выстроили вертикально-интегрированные производственно-технологические цепочки создания добавленной стоимости и в угоду пожеланиям Киева менять их не будут. Более того, после создания зоны свободной торговли и снижения среднего импортного тарифа внутренний потребительский рынок окажется беззащитным перед продукцией европейских производителей, что сделает бессмысленным создание производств на территории Украины – гораздо дешевле, быстрее и эффективней будет завозить готовую продукцию потребительского и инвестиционного назначения напрямую из стран Восточной Европы. Примечательно, что ещё в 2010г. Киев согласовал с МВФ открытие кредитной линии в размере $15,16 млрд. Из этой суммы поступили только два транша общим объёмом в 3,4 млрд – остальная часть займов подвисла в воздухе в связи с арестом Юлии Тимошенко в августе 2011г. Вашингтон наотрез отказался предоставлять кредиты Киеву до тех пор, пока Янукович не освободит жертву "политических репрессий". Ради подачек со стороны Вашингтона и ЕС Украина готова пойти на многое – буквально на днях официальный представитель Минфина Украины заявил, что Правительство Азарова намеренно нормализовать долговой рынок и снизить ставку по привлекаемым кредитам и займам практически в два раза. Такое мнение высказала директор департамента долговой и международной финансовой политики Министерства финансов Галина Пахачук во время круглого стола, проводимого Лигой финансового развития. По её словам, Правительство рассчитывает на следующий план действий: подписание соглашения об ассоциации с ЕС позволит снизить ставку по кредитам и займам на 250 базисных пунктов (т.е. 10 до 7,5% годовых), решение по Тимошенко – минус дополнительные 150 базисных пунктов (до 6% годовых), договорённости с МВФ и открытие кредитной линии в размере $15 млрд - еще минус 200 базисных пунктов (до 4% годовых). "Мы должны ответить на те вопросы, которые ждет от нас и финансовый мир. И тогда получим ту стоимость, которая действительно справедлива. Мы даже не будем заимствовать больше, чем Польша или Турция", - констатировала представитель Минфина. И все это делается вместо того, чтобы присоединиться к Таможенному союзу. Ранее советник президента РФ Сергей Глазьев отмечал, что Москва запустит крупные совместные проекты в случае, если Киев не подпишет соглашение об ассоциации с Европейским союзом. "В атомной сфере планируется создание на Украине мощнейшего производства, замкнутого топливного цикла для атомной энергетики, страна сама сможет производить тепловыделяющие элементы для своих атомных электростанций с помощью российских технологий. Это все проекты на десятки миллиардов долларов, которые существенно повышают возможности украинской экономики, делают ее более диверсифицированной, наукоемкой и устойчивой", - сказал Глазьев. Он добавил, что если Киев и Брюссель не сумеют подписать соглашение, планируется также расширить сотрудничество России и Украины в ракетно-космической сфере, атомном машиностроении и авиационной промышленности. Линейку самолетов концерна "Антонов" (Ан-124, Ан-140, Ан-148) страны могли бы производить вместе. Тем временем, на Украине обостряется газовая проблема. После громких заявлений о намерении воздержаться от закупа голубого топлива у России до конца года, Украина возобновила покупки у Газпрома спустя неделю.
Источник: nakanune.ru. Европа, Россия и схватка за Украину
На момент написания статьи я еще не знаю, помилуют ли власти в Киеве Юлию Тимошенко в обмен на то, чтобы получить на саммите в Вильнюсе в конце этого месяца соглашение об ассоциации с ЕС с перспективой создания зоны свободной торговли. Или комбинация угроз и обещаний Москвы, оценок того, что при нынешнем состоянии управляемости Украиной ассоциация с ЕС ничего ей не принесет, даже в среднесрочной перспективе, и страха перед самым ярким, сильным и волевым политиком Украины, которым является Тимошенко, помешает подписанию. Полагаю, что при любом варианте ситуация кардинально не изменится. В первую очередь из-за состояния Украины и ее элит.Перед тем как перейти к выводам, попробую дать свое понимание позиции сторон этого (так и хочется сказать — фарсового) конфликта.Не буду разоблачать заведомо нереалистические или не имеющие экономического значения обещания ЕС открыть и так уже открытые почти до предела рынки для украинских товаров. Думаю, не рассчитывают в ЕС на приращение своего рынка за счет Украины. Он из-за бедности населения невелик. Никто не собирается и инвестировать в Украину. Уже сделанные инвестиции массово бегут.
Интерес Европы Интерес Брюсселя, уверен, носит почти чисто политико-психологический характер. Евросоюз и из-за кризиса, и из-за ошибок 1990-х гг., когда был взят заведомо нереалистический курс на создание единой внешней и оборонной политики, подорвавший возможности и влияние великих держав и не давший приращения международного веса Брюсселю, уже многие годы слабеет на международной арене. Внешняя политика ЕС все больше сводилась к заявлениям, да и к лукаво скрывавшейся и проигрышной борьбе с Россией за влияние на бывшие советские республики. Россия жестко и открыто не уступала. В этой игре с «нулевой суммой» выиграл Александр Лукашенко, укрепившийся за счет ловких маневров. Вчистую проиграла Молдавия, так и оставшаяся нищей и не восстановившаяся, несмотря на предлагавшиеся Россией варианты своего государственного воссоединения. Без следа канул в Лету проект стратегии «нового центроазиатского партнерства» ЕС со странами Центральной Азии. Грозил очередным провалом и многолетний проект «восточного партнерства», призванный объединить под эгидой ЕС ряд бывших советских республик к западу и югу от России. И тут появилась возможность подписания соглашения об ассоциации с Украиной, которая, хотя бы виртуально, могла бы остановить дрейф Евросоюза к внешнеполитической бессубъектности. Думаю, что идея подписания соглашения проталкивается и из-за раздражения нарочитым отвержением Москвой «европейских ценностей», призванных в глазах многих в Европе служить символом этой субъектности. Сыграло, знаю, роль и ощущение, что Россия экономически и социально замедляется и потенциально слабеет. И точно — ощущение, что открытие сланцевого газа и повышение энергоэффективности делает ее геополитически менее ценным партнером, на которого можно попытаться надавить. Ключевую роль в нынешней попытке заключения соглашения об ассоциации играет Польша. Этим шагом она хочет подкрепить свои (во многом заслуженные) претензии на роль равной среди ведущих держав ЕС. Создав свою собственную периферию по примеру немцев, которые стали главной среди европейских держав во многом именно благодаря расширению ЕС на страны Центральной и Восточной Европы, исторически тяготевшие к Германии. Не могу без грустной улыбки не упомянуть о том, что для многих поляков, в том числе и политиков, превращение Украины в часть европейской, но в первую очередь польской периферии есть способ возвращения во многом мифического времени позднего Средневековья, когда польские короли, по легенде, контролировали территорию «от моря до моря». От Черного и Адриатического до Балтийского.Интересно, что Вашингтон, традиционно следовавший завету великого американского стратега и поляка Збигнева Бжезинского о необходимости предотвращения возвращения Украины в орбиту России ради недопущения возрождения ее мощи и «имперской политики», на этот раз во многом в стороне. Причина и в том, что у американцев много проблем и без Украины. И в потере интереса к «мутным» европейским делам, когда центр мира перемещается на Тихий океан; и совершенно очевидно — в разочаровании, вызванном прошлыми попытками перетянуть Украину на свою сторону. Победив в оранжевой революции, в содействии которой США играли первую скрипку, Вашингтон получил клиента, который вымогал деньги и на глазах слабел. Показав недееспособность в том числе служить форпостом в политике ограничения влияния России. Особенно после провала попытки прежней администрации втянуть Украину в НАТО, ставшего очевидным в результате военного ответа России другому потенциальному претенденту на членство — Грузии в августе 2008 г. Интерес Украины Достаточно понятны, мне по крайней мере, и интересы украинских элит. Они доказали — пока — неспособность направить страну на путь сколько-нибудь конструктивного и независимого развития. Они выбирают «пророссийскую ориентацию», когда есть надежды совместно распилить газовые деньги, как раньше, или получить российские субсидии и (или) кредиты, как в последние годы. Нынешний приступ «проевропейской ориентации» подкрепляется стремлением получить очередной, заведомо безвозвратный, заем от МВФ и других международных банков в надежде отсрочить зримо нависающий дефолт. И это при забвении интересов украинского народа, который за годы такой политики колебаний заметно обнищал. Если в постсоветский период Украина входила с ВНП на душу населения большим, чем в России, и вдвое большим, чем в Белоруссии, то сейчас этот показатель составляет треть от российского и половину от белорусского! И это при легендарных черноземах, при мощном унаследованном от СССР промышленном, в том числе экспортном, комплексе. Ныне по большей части утраченном. Впрочем, мне понятно стремление многих, если не большинства жителей Украины к ЕС, а не к России. Хочется жить по-европейски, а не по-российски. Конечно, стремление украинцев в Европу очень скоро нарвется на быт. ЕС не собирается, да и не может помочь. Более того, соглашение, если будет подписано, приведет к еще большим невзгодам для украинцев. В этом случае Москва, хотя бы чтобы не потерять лицо, скорее всего пойдет на обещанное ужесточение торгового режима (а Россия — главный торговый партнер Украины). Не получат украинцы и скидок на газ, вокруг которых уже 20 лет крутится украинская политика. Интерес России Теперь о моем прочтении российских интересов. Россия хочет вхождения Украины в Таможенный и Евразийский союз. Чтобы иметь свою собственную экономико-политическую группировку, расширяющую возможности для конкуренции в будущем мире. Кто-то в России — хотя и по нисходящей — ностальгирует по утраченной великой имперской державе. Почти наверняка в Москве, любящей и умеющей играть в геополитические игры, не хотят даже и временной и виртуальной победы Евросоюза в случае подписания соглашения. Конечно, в российском руководстве не хотят, чтобы Украина закрепилась на Западе. Хотя эти опасения, думаю, напрасны. Киев нигде не может закрепиться и пойти под внешнее управление. Да никто ему этого внешнего управления и соответствующих гигантских вливаний не предоставит. И тут вопрос к нам, россиянам. Украина в своем нынешнем состоянии, в Таможенном союзе или в «Евразэс», если вдруг там окажется, будет их разваливать и тянуть вниз. Да и заплатить за такую ориентацию Украины нереально. Денег не хватит, их все равно проедят, бросившись затем «к Европе». Можно валить и так слабо дышащую украинскую экономику в надежде, что соседи образумятся или развалятся. Тем, кто может на это ставить (я таких не знаю, но предполагаю, что они есть), стоит напомнить, что это крайне рискованный расчет, скорее всего нереалистичный. Украинцы хотят оставаться едиными и независимыми. Что остается? Надо понимать безвыходность ситуации при нынешних параметрах ее решения. Россия и Европа играют на Украине игру с «нулевой суммой», от которой выигрывают лишь (хотя и все меньше) коррумпированные украинские элиты. Проигрывает в этой игре — однозначно и по нарастающей — народ Украины. Если Киев, выторговав цену, откажется от подписания соглашения, придется ждать, когда года через два-три киевское руководство сделает очередной «европейский выбор», чтобы снова попытаться подоить другую корову. Могут попытаться ради своего краткосрочного спасения начать разыгрывать и натовскую карту. Если подпишет и придется «наказывать», нужно понимать, что почти неизбежен новый тур «отбора» газа, необходимость перекрытия его поставок, очередной кризис в отношениях с Европой. А потом нужно будет ждать нового поворота к «славянскому единству» в надежде на российские субсидии. И так далее. Выходы из тупика Есть три взаимосвязанных выхода из этого тупика. Первый — вывести Россию из нынешней стагнации на путь качественного развития. В противном случае тяготеть к России точно не будут. Вариант надежный. Нам точно будет лучше. Хотя переориентации украинцев он не гарантирует. Второй. Ждать, ограничивая ущерб от вялотекущего украинского кризиса в надежде на то, что украинцы, вновь почувствовав давление с запада и юга (Турция), опять придут проситься «под руку» Москвы. Как во времена Переяславской рады. Шансы на такой исход, прямо скажем, невелики. Третье — активно работать на то, чтобы когда-нибудь и в Москве, и особенно в Брюсселе образумились и отошли от игры «с нулевой суммой» на Украине в пользу совместных действий по навязыванию ей дееспособной модели развития. Такие попытки предпринимались более 10 лет тому назад, когда Берлин и Москва предлагали поставить украинскую трубопроводную систему под тройственный контроль вместе с Украиной. Тогда Киев отверг предложение, поскольку оно предполагало потерю возможности «отбирать» и маневрировать. Не поддержали идею и во многих остаточно антироссийских столицах Центральной Европы. Но, может быть, время для таких идей придет. Тем более что и «Евразэс» предполагается строить на основе европейского права, а российская идея о создании Союза Европы — единого экономического, энергетического и человеческого пространства от французского Бреста до Владивостока с включением в него «неопределившихся» государств типа Турции или Украины — объективно отвечает интересам всех. Создавалась бы усиливающая всех европейцев и международную стабильность третья основа будущего миропорядка. Наряду с китайской и американской. Пока европейцы, поколебавшись, отвергли идею, предпочитая проседание в себя или иллюзорные надежды на новый союз с Америкой, которая их вытянет. Хотя Америке явно не до них. Для такого варианта нужна опять же перспективная, устремленная вперед и вверх Россия. Тогда с ней окажется выгодно и престижно дружить и сотрудничать. Даже при сохранении различий в ценностях. Хоть политических, хоть гендерных. Сергей Караганов — политолог, почетный председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, председатель редакционного совета журнала "Россия в глобальной политике". Декан Факультета мировой политики и экономики НИУ ВШЭ.
|Источник: Ведомости
Саммит "Восточного партнерства": кто и что подпишет в Вильнюсе
Вернуться назад |