ОКО ПЛАНЕТЫ > Первая полоса > Кому должны США?

Кому должны США?


27-10-2013, 13:15. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Кому должны США? (I)

Валентин КАТАСОНОВ
 

Не только виды долгов, возникающих и накапливаемых в американской экономике, но и основные группы должников хорошо известны. Это федеральное правительство, штаты и муниципальные власти, финансовый и нефинансовый сектора экономики, сектор домашних хозяйств (долги физических лиц). И здесь встаёт интересный вопрос: кому должны все эти должники? 

Государственный долг: «рыночная» и «нерыночная» компоненты

Несмотря на то, что экономическая и финансовая статистика США считается одной из наиболее полных и детальных, она не раскрывает многих секретов, касающихся держателей американского долга… Приходится ориентироваться преимущественно на экспертные оценки. Лишь по одной группе долга – долга федерального правительства США (государственного долга) имеется необходимая статистика держателей долга. Источниками информации является ежеквартальный статистический обзор Федеральной резервной системы США, называемый Flow of Funds Accounts, и ежемесячный статистический сборник Министерства финансов Treasury Bulletin. 

Государственный долг США, прежде всего, делится на две категории:

1. Долги, держателями которых являются покупатели долговых бумаг казначейства США на финансовом рынке. В первую очередь это казначейские облигации (treasury securities) и казначейские векселя (treasury bills). Это так называемые рыночные долги. 

2. Долги, держателями которых выступают различные внебюджетные социальные фонды и бюджетные организации (U.S. Government Accounts). Правительство занимает как бы у самого себя. Просто перекладывает из одной кубышки, которая называется «фонды», в другую кубышку, которая называется «федеральный бюджет». Или увеличивает непогашенные обязательства перед бюджетными организациями. Эти долги характеризуются особым способом оформления и учета, они в отличие от казначейских бумаг не обращаются на рынке. Это долги, порождаемые заимствованиями внутри государственного сектора, так называемые нерыночные долги (nonmarketable debts). 

Отметим, что крупнейшим нерыночным кредитором американского казначейства является фонд The Old-Age and Survivors Insurance Trust Fund. Фактически его можно рассматривать как подразделение казначейства с самостоятельным балансом. Пакет бумаг на балансе фонда – около 2,5 трлн. долл. 

Государственные долги, оформленные казначейскими бумагами, быстро растут в последние годы – как в абсолютном, так и относительном выражении. Вот их объемы (трлн. долл.; на конец года): 2008 г. – 6,14; 2009 г. – 7,59; 2010 г. – 9,17; 2011 г. – 10,24; 2012 г. – 11,39. На середину 2013 года они составили 11,71 трлн. долл. То есть за период с 2008 года по настоящее время долг, оформленный казначейскими бумагами, вырос почти в два раза. В 2008 году в общем объеме государственного долга на долг, оформленный казначейскими бумагами, пришлось 65,2%. А в середине 2013 г. доля казначейских бумаг в государственном долге выросла до 75%. Иногда в СМИ и даже экономической литературе возникает путаница в цифрах из-за того, что в одних публикациях под государственным долгом понимаются обе категории обязательств федерального правительства США, а в других - лишь обязательства, оформленные в виде казначейских бумаг. 

Основные категории держателей казначейских бумаг США

Теперь обратимся к структуре государственного долга, оформленного в виде казначейских бумаг, по основным видам держателей долга. Такие держатели делятся на иностранных (нерезиденты) и американских (резиденты). Американские, в свою очередь, подразделяются на держателей финансового сектора экономики и держателей нефинансового сектора. В финансовом секторе отдельно выделяются: Федеральная резервная система США (Федеральные резервные банки) и все остальные организации. 

Доля иностранных держателей казначейских бумаг (%, на конец года): 2008 г. – 52,9; 2009 г. – 48,4; 2010 г. – 48,6; 2011 г. – 48,8; 2012 г. – 48,9; 2013 г. (середина года) – 47,9. 

Доля финансового сектора США среди держателей казначейских бумаг (%, на конец года): 2008 г. – 36,0; 2009 г. – 33,9; 2010 г. – 32,6; 2011 г. – 38,7; 2012 г. – 37,3; 2013 г. (середина года) – 38,2.

Доля прочих держателей (нефинансового сектора) США (%, на конец года): 2008 г. – 11,1; 2009 г. – 17,7; 2010 г. – 18,8; 2011 г.- 12,5; 2012 г. – 13,8; 2013 г. (середина года) – 13,9. 

Доля ФРС среди держателей казначейских бумаг (%, на конец года): 2008 г. – 7,8; 2009 г. – 10,3; 2010 г. – 11,1; 2011 г. – 16,2; 2012 г. – 14,7; 2013 г. (середина года) – 16,6.

Доля финансовых организаций США за исключением ФРС (%, на конец года): 2008 г. – 28,2; 2009 г. – 23,6; 2010 г. – 21,5; 2011г. – 22,5; 2012 г. – 22,6; 2013 г. (середина года) - 21,6. В состав прочих финансовых организаций входят различные инвестиционные фонды (прежде всего взаимные фонды), негосударственные пенсионные и социальные фонды, депозитно-кредитные организации (банки), страховые компании и т.д. 

Внутренние держатели казначейских бумаг США

В популярной литературе и публицистике даётся обычно несколько упрощенная схема государственных заимствований США. Говорится о том, что якобы основным держателем казначейских бумаг выступает Федеральная резервная система США. Якобы двенадцать Федеральных резервных банков (из которых самым крупным выступает ФРБ Нью-Йорка) «на корню» скупают все выпуски этих бумаг. Мы же видим, что еще в начале финансового кризиса доля эта была весьма скромной. В конце 2008 года на балансе ФРС находилось казначейских бумаг на сумму 484,5 млрд. долл., или около 8 процентов всего объема таких бумаг. В середине 20013 года бумаг у ФРС было уже 2.159,5 млрд. долл., или 16,6%. Для справки отметим, что в истории США бывали моменты, когда доля ФРС во владении казначейскими бумагами превышала нынешний уровень. Например, в середине 1970-х гг. доля ФРС достигла 23% (в абсолютном выражении – 75 млрд. долл.). При сохранении нынешних тенденций, полагают эксперты, к концу 2014 года доля ФРС во владении казначейскими бумагами может возрасти до 20%. 

В немалой степени росту доли ФРС способствовали программы так называемых количественных смягчений. Однако следует иметь в виду, что эти программы нацелены в первую очередь не на скупку казначейских бумаг, которые относятся к разряду высококачественных финансовых инструментов, а на приобретение на финансовом рынке США «мусорных» облигаций. 

Иначе говоря, роль ФРС в обеспечении государственных заимствований сводится не только и не столько к прямым покупкам казначейских бумаг, сколько к созданию условий для таких покупок другими сегментами американской экономики. ФРС обеспечивает замещение в балансах банков и других финансовых и нефинансовых организаций «мусорных» бумаг казначейскими облигациями. ФРС проводит спасательную операцию двойного назначения: во-первых, спасаются банки и другие частные организации, которые до сих пор не могут прийти в себя после финансового кризиса; во-вторых, происходит спасение правительства. Мы не знаем, происходит ли эта спасательная операция стихийно или же она жестко регулируется Федеральным резервом. Но думаю, что, скорее всего, имеет место строго управляемый процесс. Прежде всего, выкуп «мусорных» бумаг производится в обмен на обязательство банка приобрести на вырученные деньги бумаги казначейства. Кстати, другие активные операции ФРС также могут иметь «связанный» характер. Например, Федеральный резервный банк предоставляет кредит частному американскому банку в обмен на обязательство последнего приобрести определенное количество казначейских бумаг. Без подобного рода объяснения трудно поверить, чтобы банки, инвестиционные фонды, страховые компании и другие финансовые и нефинансовые организации США в добровольном порядке приобретали бумаги – хотя и надежные, но с символической процентной ставкой. Тем более что с учетом обесценения доллара эта ставка фактически является отрицательной. Речь идет о том, что все финансовые и нефинансовые компании кроме налогов должны еще платить правительству дань в виде «добровольно-принудительной» покупки казначейских облигаций. Эксперты признают, что ФРС прямо или косвенно обеспечивает приобретение 35-40% всех бумаг американского казначейства, а в рамках США (без иностранных покупателей) – 70-80%. 

Всего на конец первого квартала 2013 года, по официальным данным Министерства финансов США, в руках всех категорий американских держателей находилось рыночных и нерыночных долгов правительства США на сумму 11.047,4 млрд. долл. Объем рыночных долгов (казначейских бумаг) у американских держателей в этот момент составил 6.362,6 млрд. долл. Среди этих держателей (млрд. долл.): ФРС – 1.972,0; депозитно-кредитные организации (банки) – 341,4; частные пенсионные фонды – 457,7; пенсионные фонды штатов и местных властей – 229,0; взаимные фонды – 946,4; страховые компании – 263,3; правительства штатов и власти муниципалитетов – 474,5; прочие держатели – 1.678,2. Последняя из названных групп очень пестрая, включает в себя компании и организации нефинансового сектора экономики (корпорации, малый и средний бизнес), физических лиц, иные виды фондов (в том числе персональные трастовые фонды банков), брокеров и дилеров, иные виды инвесторов. 

Обратим внимание на скромную роль банков среди американских держателей рыночного долга: на них приходится лишь немногим более 5% всех казначейских бумаг в пределах США. А еще в середине 2008 года, когда в Америке раскручивался маховик финансового кризиса, на балансах американских банков было казначейских бумаг и того меньше - около 100 млрд. долл. Сегодня эта сумма увеличилась более чем в 3 раза. Некоторые эксперты считают такое увеличение «откатом» банков за те громадные суммы (в общей сложности около 2 трлн. долл.), которые были потрачены правительством на спасение банковской системы США в период финансового кризиса. 

(Окончание следует)

 

 

Кому должны США? (II)

Валентин КАТАСОНОВ
 

 

Иностранные держатели американского долга

В последние годы доля неамериканских держателей казначейских бумаг США колебалась около отметки 50%. Подавляющая часть казначейских долгов США нерезидентам – это бумаги, находящиеся на балансах центральных банков и министерств финансов других стран. Это так называемые официальные держатели рыночного долга правительства США. Доля официальных держателей среди всех иностранных держателей казначейского долга США в 2008 г. составила 74,6%, а в середине 2013 года – 71,6%. Можно заключить, что иностранные частные инвесторы не особенно охотно вкладываются в казначейские бумаги США, т.к. эти бумаги имеют крайне невысокую доходность. 

Табл.1.

Главные страны - держатели казначейских бумаг США (млрд. долл., на конец июля соответствующего года)

Страна

2013

2012

2011

1.Китай

1.277,3

1.160,0

1.307,0

2.Япония

1.135,4

1.119,8

881,0

3. Банковские центры Карибского бассейна

287,7

247,6

196,3

4.Страны-экспортеры нефти

257,7

268,4

242,6

5.Бразилия

256,4

256,5

216,2

6.Тайвань

185,8

194,4

146,6

7.Швейцария

178,2

184,8

118,1

8.Бельгия

167,7

141,3

88,8

9.Великобритания

156,9

135,4

135,7

10.Люксембург

146,8

135,1

121,7

11.Россия

131,6

156,2

151,7

12.Гонконг

120,0

137,1

112,4

13.Ирландия

117,9

93,2

53,9

14.Сингапур

81,5

96,4

64,4

15.Норвегия

74,6

68,2

26,5

16.Канада

65,5

61,3

44,7

17.Мексика

63,3

53,9

31,2

18.Индия

59,1

59,3

38,9

19.Германия

56,3

66,5

63,8

20.Турция

55,0

30,3

41,9

Примечание к таблице: 

К графе «Страны-экспортеры нефти» относится совокупный объем долга США на балансе следующих стран: Эквадор, Венесуэла, Индонезия, Бахрейн, Иран, Ирак, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ, Алжир, Габон, Ливия и Нигерия.

К графе «Банковские центры Карибского бассейна» относятся следующие юрисдикции: Багамские острова, Бермуды, Каймановы острова, Голландские Антильские острова, Панама и Британские Виргинские острова. 

Из приведенной таблицы следует: 

1. Главными держателями казначейских бумаг США за пределами США выступают Китай и Япония. При общем объеме казначейских бумаг у иностранных держателей на конец июля 2013 г. в 5.590,1 млрд. долл. на указанные две страны приходилось 2.412,7 млрд. долл., или 43,2%. За год до этого данный показатель составлял 42,4%. 

2. Если за 2011-2013 гг. общий объем инвестиций Китая в американские казначейские бумаги сильно не изменился, то у Японии за указанный период объем инвестиций в указанные бумаги увеличился почти в 1,3 раза. 

3. За период 2011-2013 гг. резко увеличили свои инвестиции в казначейские бумаги США большинство стран, указанных в таблице. Особенно резко нарастили запасы американских бумаг такие страны, как Норвегия, Ирландия, Мексика, Швейцария, Ирландия, Индия, Бельгия. Так, Норвегия увеличила запас бумаг в 2,8 раза, Ирландия – в 2,2 раза, Мексика – в 2,0 раза, Бельгия – в 1,9 раза, Швейцария – в 1,5 раза. 

4. Лишь две страны из приведенного списка за период 2011-2013 гг. уменьшили свои инвестиции в бумаги казначейства США – Германия и Россия (соответственно на 11,8 и 13,2%). Если в середине 2011 года Россия находилась на 6-м месте среди иностранных держателей казначейских бумаг США, то в середине 2012-го – на 8-м месте, а в середине 2013 года - уже на 11-м месте. Другими словами, Россия последовательно сокращает кредитование правительства США.

Об отдельных иностранных держателях казначейских бумаг США

О Китае как главном иностранном кредиторе американского правительства сказано уже много. Громадные резервы Поднебесной в виде U.S. treasury securities – одновременно и слабая, и сильная стороны Китая. Сильная потому, что эти бумаги – козырная карта Пекина в переговорах с Вашингтоном по самым разным вопросам – торговым, финансовым, политическим, военным. Угроза обвалить доллар и бюджетно-финансовую систему США путем резкого сокращения запасов американских казначейских бумаг – убедительный аргумент Пекина в переговорах с американским партнёром. Слабость же положения Китая заключается в том, что если обвал доллара и крах бюджетно-финансовой системы произойдет по другим, не зависящим от Пекина причинам, то Китай понесет громадные потери. Громадный портфель американских казначейских облигаций дает Китаю возможность добиваться тактических побед, но грозит ему стратегическим поражением. 

Что касается Японии, то она гораздо более послушно следует указаниям Вашингтона, призывающего японцев наращивать запасы казначейских бумаг. 

Третьим крупнейшим инвестором в казначейские бумаги США стали офшорные зоны Карибского бассейна - Багамские острова, Бермуды, Каймановы острова, Голландские Антильские острова, Панама и Британские Виргинские острова. Они увеличили за три года портфель таких бумаг почти в 1,5 раза. Вашингтон после прихода в Белый дом Барака Обамы объявил о начале «крестового похода» против офшоров, из-за которых, по оценкам экспертов, американский бюджет недобирает каждый год до 100 млрд. долл. Однако при этом «налоговые гавани» Карибского бассейна оказывают казначейству США поддержку почти в три раза большую. Видимо, приобретение облигаций на сумму почти в 300 млрд. долл. можно рассматривать как «откупные» за сохранение под боком у Америки «налогового рая». 

Позиции группы стран-экспортеров нефти как держателей казначейских бумаг США в период 2011-2013 гг. оставались без особых изменений.

Крупными держателями американских казначейских бумаг являются многие страны Западной Европы. Швейцария, Бельгия, Великобритания, Люксембург, Ирландия, Норвегия, Германия в совокупности владели на конец июля 2013 года бумагами на сумму 898,4 млрд. долл. Если к ним добавить не вошедшие в таблицу Францию, Швецию, Нидерланды, Италию, Испанию, то мы получим 1.058,8 млрд. долл. Крупные масштабы инвестирования европейскими странами в облигации казначейства США выглядят на фоне острого долгового кризиса в Европейском союзе достаточно странно. Многие из названных европейских стран сами погрязли в долгах, причем большая часть долгов внешних, перед нерезидентами. На начало 2012 года внешние долги отдельных европейских стран были равны (трлн. долл.; в скобках приведен относительный уровень в процентах к ВВП той или иной страны): 

Великобритания – 9,84 (416); Франция – 5,63 (188); Германия – 5,62 (159); Нидерланды – 3,73 (470); Италия – 2,68 (101); Испания – 2,57 (165); Ирландия – 2,36 (1308); Люксембург – 2,15 (4605); Бельгия – 1,40 (267); Швейцария – 1,35 (271). 

Швейцария, Бельгия, Великобритания, Люксембург, Ирландия – каждая из этих стран имеет пакеты американских казначейских бумаг на сумму свыше 100 млрд. долл., и у каждой их них внешний долг многократно превышает ВВП. (На таком фоне у ставшей притчей во языцех Греции уровень внешнего долга весьма невысок – 167% ВВП). И это – не благотворительность в пользу Америки. Это один из главных показателей зависимости Европы от Соединенных Штатов. Больше того, ряд европейских стран не просто являются данниками Америки, они ещё выступают в роли сборщиков дани для США с других стран. Например, крохотный Люксембург приобрёл казначейских бумаг США почти на 150 млрд. долл., имея ВВП менее 47 млрд. долл. Люксембург – типичный «сборщик дани». Он заимствует деньги у других стран в колоссальных масштабах, внешний долг Люксембурга превышает его ВВП в 46 раз! Долгое время главным в Западной Европе инвестором в казначейские бумаги США была Великобритания, но за последние два года её опередили Швейцария и Бельгия. 

Среди крупных держателей казначейских бумаг США – страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка). В конце июля 2013 г. в их резервах находилось таких бумаг на общую сумму 1.738,2 млрд. долл. Это 31% всех казначейских бумаг США, находившихся на тот момент у нерезидентов. Самым крупным держателем был Китай, на него пришлось почти ¾ всех казначейских бумаг США в странах группы БРИКС. Все страны БРИКС, за исключением России, в 2011-2013 гг. наращивали запасы казначейских бумаг США. 

Были времена, когда Россия в своих международных резервах имела довольно скромный пакет американских казначейских бумаг. Еще в конце 2007 г. их сумма не превышала 32,7 млрд. долл. Однако к концу 2008 г. их объем увеличился до 116 млрд. долл., т.е. в 3,5 раза. Далее, до середины 2012 года, запасы американских казначейских бумаг в резервах РФ росли медленно, несколько превысив уровень в 150 млрд. долл., а за последний год стали снижаться (снижение до уровня 131,6 млрд. долл., или на 24,6 млрд. долл.). Пример, достойный подражания! Снижение запасов казначейских бумаг за последний год зафиксировано также на Тайване, в Швейцарии, Германии, Гонконге, Сингапуре, в группе стран-экспортеров нефти, но во всех этих случаях размеры сокращений существенно меньше, чем в РФ… 

Заключение

В октябре 2013 года США, переживая острый бюджетный кризис, в очередной раз продемонстрировала, что они могут жить лишь в условиях постоянных заимствований за рубежом и наращивания своего государственного долга перед другими странами. Громадный государственный долг США представляет угрозу стабильности мировой экономики. К сожалению, Пекин, Токио, Лондон фактически стали заложниками этой модели кредитования правительства США. В первой половине октября лидеры Китая, Японии, Индии, ряда других стран обратились к президенту и конгрессу США с призывом добиться принятия скорейшего решения о повышении потолка государственных заимствований – то есть фактически попросили Вашингтон и впредь платить дань Америке в виде покупки казначейских бумаг. 

 


Вернуться назад