Пора!.. Очевидно, такая мысль пришла в своё время Владимиру Путину на ум, когда он озвучивал необходимость начала работы по улучшению образа России за рубежом. Тогда он заявил, что наша страна должна реализовать концепцию «мягкой силы», согласно которой привлекательность России для зарубежных граждан станет более впечатляющей, нежели сегодня.
После затрагивания такой темы со стороны Путина началось определенное шевеление в среде чиновников, которые стали готовить соответствующую программу по применению той самой «мягкой силы» вне и на территории Российской Федерации. Многие читатели могут сразу же задаться вопросом: Путин находится на высших позициях во власти уже более 12 лет, и почему же только сейчас у него созрела идея об улучшении образа России за ее пределами? Вопрос вполне резонный, и ответ на него можно считать лежащим на поверхности. Всё дело в том, что «мягкая сила» - это вещь, безусловно, стоящая, но только можно ли исключительно с помощью мягкости, податливости и вселенского альтруизма фактически заставить кого бы то ни было положительно относиться к той или иной стране, России, например. Да при всём желании и при всём усердии мягкость в современном мире явно должна основываться на чём-то еще. На чём же? Да хотя бы на том, что у страны должна быть определенная экономическая привлекательность и военная сила. Да-да – сила военная и совсем даже никакая не мягкая!
Можно себе представить, как бы подняли на смех всех нас вместе с нашей «мягкой силой» году этак в 1993-м или 1998-м… И всё тогда, казалось, было у России для того, чтобы так понравится «прогрессивному миру» - твердое желание соблюдать иностранные директивы в экономике, и политики, не менее твёрдое убеждение в правильности выбранного сугубо демократического курса, возможности предоставить иностранным заинтересованным лицам еще больше вариантов для распоряжения российскими ресурсами. Было, как говорится, куда мягче, с точки зрения, к примеру, того же Запада. Но только вот, понимаешь, имидж России оттого не становился лучше. Наши, прости господи, партнёры не спешили видеть в нас с вами равных, а пытались если и гладить, то исключительно против шерсти. Наши бывшие соотечественники из ряда новообразовавшихся республик после распада СССР не упускали возможности предъявить свои претензии при любом удобном и неудобном случае. Россию буквально пинали со всех сторон, демонстрируя то, как теперь вольготно можно танцевать «на шкуре убитого медведя».
Но время шло, ситуация менялась, и выяснилось, что медведь на самом деле вовсе и не убитый… При всей критике, которую не уставали тиражировать заинтересованные лица, в России стали проявляться позитивные изменения, которые коснулись не только экономики, но и социальной сферы, демографии, вопросов безопасности. Игнорировать эти изменения может, разве что, человек, который накрепко укрепился в мысли, что слово «Россия» само по себе звучит негативно, и что «не надо дергаться, всё равно все умрём…» Как говорится: «Аларм! Еще аларм!»
Выстроилась весьма устойчивая система, в которой одни увидели, чуть ли, ни полуприкрытый авторитаризм, а другие – долгожданную государственную и гражданскую стабильность.
Другими словами, у России стала проявляться реальная сила, и весьма не мягкая. И именно эта сила сегодня даёт всё меньше возможностей для своих маневров всем тем, кто решил, что наилучшая структура мира – однополярная. Сила – не то, чтобы та, которой обладал Советский Союза или та, которой сегодня обладает, к примеру, Китай, но сила, тем не менее растущая, внушительная. И вот поэтому-то власть и решила, что «пора». Когда у тебя за спиной располагается автомат с полным рожком, то можно понемногу подумывать и о том, как хорошо было бы начинать воздействие на иностранное гражданское поле с помощью «мягкой силы»...
Законы современных геополитических каменных джунглей весьма суровы. К государству будет проявляться определенный интерес лишь в том случае, если у этого государства есть свои рычаги управления экономическими или политическими механизмами. Будут ли в современном мире разговаривать и проявлять искреннюю дипломатическую заботу с экономически или политически слабыми государствами? Никогда! В лучшем случае через них просто перешагнут, а в худшем - воспользуются их ресурсной базой с одновременной расстановкой на высшие политические посты «своих людей». Россия начала 90-х – тому яркий пример.
Союз, который строился десятилетиями, разрушился всего за несколько лет… Не помогли ни ядерный щит, ни несметные природные ресурсы, ни гигантская армия. Не помогли, потому что разрушение большой страны шло, в том числе, и изнутри. Во власть иностранными политическими элитами были приведены те люди, которые успешно исполняли волю своих зарубежных покровителей, подставляя народ под все мыслимые и немыслимые удары.
Очевидно, что в то время было, во-первых, вообще не до «выправления» имиджа государства, во-вторых, даже если «выправление» имиджа бы и началось, то его никто бы не стал воспринимать всерьез. Тогда у нашей страны был только один образ за рубежом: образ поверженного гиганта, о которого можно вытереть ноги и прислать его народу ящики с поношенными джинсами вместе с просроченной тушенкой из западного армейского резерва в качестве гуманитарной помощи... А мы – мягкие, добрые и пушистые – брали всё и даже радовались: мол, вот это настоящее мировое признание нас как народа, стремящегося к демократическим идеалам…
Теперь же ситуация кардинально поменялась. У России появилась не просто своя собственная точка зрения на всё происходящее в мире, но и возможности для отстаивания этой точки зрения. И в такой ситуации вполне можно переходить на беседы с иностранными «партнерами» на тему разумного, доброго, вечного: на разговоры о русском языке, о русской культуре, о традициях российских народов. Переходить для того, чтобы мир воспринимал Россию не только посредством какой-нибудь «Аль-Джазиры» или «Радио Свобода».
Вернемся к той инициативе, о которой говорил Владимир Путин. Инициатива эта связана с политикой своеобразного воздействия на зарубежных граждан, после которого у них должно поменяться представление о нашей стране. Это и есть та самая «мягкая сила», о которой речь шла выше.
Сегодня появилась информация о том, что президентская инициатива начала находить свое воплощение. Воплощаться она будет с помощью целой системы мер по попышению привлекательности России и для улучшения образа нашей страны за рубежом. Меры эти заключаются в следующем: в ближайшее время в ряде иностранных государств будут открыты так называемые РЦНК (Российские центры науки и культуры) – дополнительно к существующим, в российских вузах будет увеличено число мест, на которых смогут обучаться иностранные граждане (при этом планируется, чтобы иностранные выпускники российских вузов участвовали по возвращению в свои страны в совместных культурных и экономических проектах со специалистами из России), за рубежом будут созданы филиалы российских музеев, культурные и языковые центры. Уже в текущем году МИД может поучаствовать в создании Российского союза обществ дружбы (нечто подобное было в Советском Союзе). Оглашаются планы проведения в одном из российских городов Международного молодежного фестиваля в 2017 году. Помимо этого Россотрудничество планирует расширить гуманитарные связи с теми государствами, где мало знакомы с российской культурой, и теми, где проживает немало этнических русских. Естественно, политика «мягкой силы» со стороны России будет продвигаться, в том числе, и посредством интернет-технологий, для чего может быть привлечено Минкомсвязи РФ. Не последнее место в плане улучшения имиджа России в отношении зарубежных граждан должны сыграть международные спортивные события, которые должны состояться в нашей стране. Это - Универсиада 2013 в Казани, Олимпиада 2014 в Сочи, Чемпионат мира по хоккею (2016) и мировое первенство по футболу (2018).
Очевидно, что все перечисленные выше меры для создания позитивного образа России за ее пределами, не сработают уже завтра. Для их внедрения должна быть проведена большая работа. И должна эта работа быть проведена таким образом, чтобы потом, как принято говорить, не было мучительно больно от того, что кто-то умудрился «распилить» бюджет и этого позитивного проекта, нагреть на нем руки и, откинувшись в плетеном кресле, наблюдать за улучшением имиджа России откуда-нибудь с Гоа или с террасы лондонского особняка…
Как только в СМИ была опубликована информация о том, что политика «мягкой силы» со стороны России обретает реальные очертания, заговорили о ее полной бесполезности. Мол, ни одна страна мира не идет по законодательному пути улучшения своего образа за рубежом. Однако так могут говорить только те люди, которые либо просто не знают о подобной практике со стороны других государств, либо по определенным причинам закрывают на нее глаза.
Если говорить о нашем соседе – Китае, то это государство за последние 10 лет удвоило число своих культурных представительств в разных странах мира. Сегодня общее число китайских культурных центров по всему миру составляет более девяти сотен! В то же время аналогичных российских представительств – 81.
Американская сторона часто использует даже внутренние законы, чтобы продвигать свои интересы посредством некоммерческих организаций в других странах. Причем, как многим известно, целый ряд этих НКО умело используют свои «культурные» статусы, чтобы принимать самое активное участие в политическом давлении на территории определенного государства. Количество американских фондов, ассоциаций, культурных центров, клубов поддержки демократии и прочих подобных «товариществ» особенно увеличилось в РФ в 90-х годах и первой половине 2000-х. За счет этих организаций США успели сделать много, чтобы для определенных граждан России позитивный образ патриотизма и уважения к своим истокам сменился неожиданно проявившимся пиететом перед западной формой существования.
О том, как же стараются выставить образ России за рубежом сегодня, можно судить по трансляциям иностранных телеканалов, публикациях определенного кластера зарубежной прессы. В этих публикациях вряд ли найдешь материал об успехах России, о ее желаниях и возможностях участвовать в гуманитарных миссиях, разрешать конфликты мирным путем, об экономической устойчивости и прочем позитиве. Чаще всего, Россия представляется зарубежному зрителю (читателю, слушателю, пользователю Интернета) как страна, во главе которой находится «кровожадный монстр, пьющий детскую кровь»; как страна, в которой самым творческим коллективом является Pussy Riot, а самым главным богатством – ядерная бомба, хранящаяся в погребе или в гараже у каждого третьего россиянина…
Да если даже только эти нелепые стереотипы о России будут разрушены с помощью реализации проекта под названием "План мероприятий Правительства РФ по осуществлению деятельности в сферах международного гуманитарного сотрудничества и содействия международному развитию на базе российских центров науки и культуры за рубежом на 2013-2015 годы", то можно будет считать, что программа сработала и нужно продолжать в том же духе.
P.S.
Представляем вниманию читателей список представительств Россотрудничества в разных странах мира, которые занимаются распространением информации о России, о ее традициях, культурных основах; реализуют совместные гуманитарные проекты.
Страны бывшего СССР:
1 – Белоруссия (Минск), 1 – Украина (Киев), 1 – Молдавия (Кишинев), 1 – Абхазия (Сухум), 1 – Южная Осетия (Цхинвал), 1 – Армения (Ереван), 1 – Азербайджан (Баку), 1 – Туркменистан (Ашхабад), 1 – Узбекистан (Ташкент), 2 – Казахстан (Астана, Алма-Ата), 1 – Таджикистан (Душанбе), 1 – Киргизия (Бишкек)
Северная и Центральная Америка:
2 представительства в США (Нью-Йорк, Вашингтон);
1 – Мексика (Мехико), 1- Куба (Гавана), 1 – Никарагуа (Манагуа).
Южная Америка:
1 – Венесуэла (Каракас), 2 – Бразилия (Сан-Паулу, Бразилиа), 1 – Аргентина (Буэнос-Айрес), 1 – Перу (Лима), 1 – Чили (Сантьяго).
Африка:
2 – Египет (Каир, Александрия), 1- ЮАР (Претория), 1- Замбия (Лусака), 1- Танзания (Дар-эс-Салам), 1- Республика Конго (Браззавиль), 1- Эфиопия (Аддис-Абеба), 1- Марокко (Рабат), 1- Тунис (Тунис).
Азия:
1 - Сирия (Дамаск), 1- Иордания (Амман), 1- Израиль (Тель-Авив), 1- Палестина (Вифлеем), 1- Ливан (Бейрут), 1- Афганистан (Кабул), 1- Пакистан (Карачи), 5 Индия (Нью-Дели, Калькутта, Мумбаи, Ченнаи, Тривандрум), 1- Бангладеш (Дакка), 1- Шри-Ланка (Коломбо), 1 – Малайзия (Куала-Лумпур), 1 – Индонезия (Джакарта), 1 – Камбоджа (Пномпень), 1 – Вьетнам (Ханой), 1 – Япония (Токио), 1 – Южная Корея (Сеул), 1 - Китай (Пекин), 1 – Монголия (Улан-Батор)
Европа:
1-Португалия (Лиссабон), 1 – Испания (Мадрид), 1 – Великобритания (Лондон), 1 – Дания (Копенгаген), 1 – Франция (Париж), 1 – Германия (Берлин), 1 – Бельгия (Брюссель), 1 – Швейцария (Берн), 1 – Люксембург (Люксембург), 1 – Финляндия (Хельсинки), 2 – Польша (Варшава, Гданьск), 1 – Чехия (Прага), 1 – Австрия (Вена), 1 – Словакия (Братислава), 1 – Словения (Любляна), 1 – Хорватия (Загреб), 1 – Венгрия (Будапешт), 1 – Румыния (Бухарест), 1 – Сербия (Белград), 1 – Болгария (София), 1 – Греция (Афины), 1 – Италия (Рим), 1 – Мальта (Валетта), 1 – Кипр (Никосия), 1 – Турция (Анкара)
Будем надеяться, что запланированное увеличение количества РЦНК за рубежом перейдет еще и в улучшение качества общей работы, то есть к реальным подвижкам в плане получения иностранными гражданами больших объемов объективных сведений о нашей стране.
После затрагивания такой темы со стороны Путина началось определенное шевеление в среде чиновников, которые стали готовить соответствующую программу по применению той самой «мягкой силы» вне и на территории Российской Федерации. Многие читатели могут сразу же задаться вопросом: Путин находится на высших позициях во власти уже более 12 лет, и почему же только сейчас у него созрела идея об улучшении образа России за ее пределами? Вопрос вполне резонный, и ответ на него можно считать лежащим на поверхности. Всё дело в том, что «мягкая сила» - это вещь, безусловно, стоящая, но только можно ли исключительно с помощью мягкости, податливости и вселенского альтруизма фактически заставить кого бы то ни было положительно относиться к той или иной стране, России, например. Да при всём желании и при всём усердии мягкость в современном мире явно должна основываться на чём-то еще. На чём же? Да хотя бы на том, что у страны должна быть определенная экономическая привлекательность и военная сила. Да-да – сила военная и совсем даже никакая не мягкая!
Можно себе представить, как бы подняли на смех всех нас вместе с нашей «мягкой силой» году этак в 1993-м или 1998-м… И всё тогда, казалось, было у России для того, чтобы так понравится «прогрессивному миру» - твердое желание соблюдать иностранные директивы в экономике, и политики, не менее твёрдое убеждение в правильности выбранного сугубо демократического курса, возможности предоставить иностранным заинтересованным лицам еще больше вариантов для распоряжения российскими ресурсами. Было, как говорится, куда мягче, с точки зрения, к примеру, того же Запада. Но только вот, понимаешь, имидж России оттого не становился лучше. Наши, прости господи, партнёры не спешили видеть в нас с вами равных, а пытались если и гладить, то исключительно против шерсти. Наши бывшие соотечественники из ряда новообразовавшихся республик после распада СССР не упускали возможности предъявить свои претензии при любом удобном и неудобном случае. Россию буквально пинали со всех сторон, демонстрируя то, как теперь вольготно можно танцевать «на шкуре убитого медведя».
Но время шло, ситуация менялась, и выяснилось, что медведь на самом деле вовсе и не убитый… При всей критике, которую не уставали тиражировать заинтересованные лица, в России стали проявляться позитивные изменения, которые коснулись не только экономики, но и социальной сферы, демографии, вопросов безопасности. Игнорировать эти изменения может, разве что, человек, который накрепко укрепился в мысли, что слово «Россия» само по себе звучит негативно, и что «не надо дергаться, всё равно все умрём…» Как говорится: «Аларм! Еще аларм!»
Выстроилась весьма устойчивая система, в которой одни увидели, чуть ли, ни полуприкрытый авторитаризм, а другие – долгожданную государственную и гражданскую стабильность.
Другими словами, у России стала проявляться реальная сила, и весьма не мягкая. И именно эта сила сегодня даёт всё меньше возможностей для своих маневров всем тем, кто решил, что наилучшая структура мира – однополярная. Сила – не то, чтобы та, которой обладал Советский Союза или та, которой сегодня обладает, к примеру, Китай, но сила, тем не менее растущая, внушительная. И вот поэтому-то власть и решила, что «пора». Когда у тебя за спиной располагается автомат с полным рожком, то можно понемногу подумывать и о том, как хорошо было бы начинать воздействие на иностранное гражданское поле с помощью «мягкой силы»...
Законы современных геополитических каменных джунглей весьма суровы. К государству будет проявляться определенный интерес лишь в том случае, если у этого государства есть свои рычаги управления экономическими или политическими механизмами. Будут ли в современном мире разговаривать и проявлять искреннюю дипломатическую заботу с экономически или политически слабыми государствами? Никогда! В лучшем случае через них просто перешагнут, а в худшем - воспользуются их ресурсной базой с одновременной расстановкой на высшие политические посты «своих людей». Россия начала 90-х – тому яркий пример.
Союз, который строился десятилетиями, разрушился всего за несколько лет… Не помогли ни ядерный щит, ни несметные природные ресурсы, ни гигантская армия. Не помогли, потому что разрушение большой страны шло, в том числе, и изнутри. Во власть иностранными политическими элитами были приведены те люди, которые успешно исполняли волю своих зарубежных покровителей, подставляя народ под все мыслимые и немыслимые удары.
Очевидно, что в то время было, во-первых, вообще не до «выправления» имиджа государства, во-вторых, даже если «выправление» имиджа бы и началось, то его никто бы не стал воспринимать всерьез. Тогда у нашей страны был только один образ за рубежом: образ поверженного гиганта, о которого можно вытереть ноги и прислать его народу ящики с поношенными джинсами вместе с просроченной тушенкой из западного армейского резерва в качестве гуманитарной помощи... А мы – мягкие, добрые и пушистые – брали всё и даже радовались: мол, вот это настоящее мировое признание нас как народа, стремящегося к демократическим идеалам…
Теперь же ситуация кардинально поменялась. У России появилась не просто своя собственная точка зрения на всё происходящее в мире, но и возможности для отстаивания этой точки зрения. И в такой ситуации вполне можно переходить на беседы с иностранными «партнерами» на тему разумного, доброго, вечного: на разговоры о русском языке, о русской культуре, о традициях российских народов. Переходить для того, чтобы мир воспринимал Россию не только посредством какой-нибудь «Аль-Джазиры» или «Радио Свобода».
Вернемся к той инициативе, о которой говорил Владимир Путин. Инициатива эта связана с политикой своеобразного воздействия на зарубежных граждан, после которого у них должно поменяться представление о нашей стране. Это и есть та самая «мягкая сила», о которой речь шла выше.
Сегодня появилась информация о том, что президентская инициатива начала находить свое воплощение. Воплощаться она будет с помощью целой системы мер по попышению привлекательности России и для улучшения образа нашей страны за рубежом. Меры эти заключаются в следующем: в ближайшее время в ряде иностранных государств будут открыты так называемые РЦНК (Российские центры науки и культуры) – дополнительно к существующим, в российских вузах будет увеличено число мест, на которых смогут обучаться иностранные граждане (при этом планируется, чтобы иностранные выпускники российских вузов участвовали по возвращению в свои страны в совместных культурных и экономических проектах со специалистами из России), за рубежом будут созданы филиалы российских музеев, культурные и языковые центры. Уже в текущем году МИД может поучаствовать в создании Российского союза обществ дружбы (нечто подобное было в Советском Союзе). Оглашаются планы проведения в одном из российских городов Международного молодежного фестиваля в 2017 году. Помимо этого Россотрудничество планирует расширить гуманитарные связи с теми государствами, где мало знакомы с российской культурой, и теми, где проживает немало этнических русских. Естественно, политика «мягкой силы» со стороны России будет продвигаться, в том числе, и посредством интернет-технологий, для чего может быть привлечено Минкомсвязи РФ. Не последнее место в плане улучшения имиджа России в отношении зарубежных граждан должны сыграть международные спортивные события, которые должны состояться в нашей стране. Это - Универсиада 2013 в Казани, Олимпиада 2014 в Сочи, Чемпионат мира по хоккею (2016) и мировое первенство по футболу (2018).
Очевидно, что все перечисленные выше меры для создания позитивного образа России за ее пределами, не сработают уже завтра. Для их внедрения должна быть проведена большая работа. И должна эта работа быть проведена таким образом, чтобы потом, как принято говорить, не было мучительно больно от того, что кто-то умудрился «распилить» бюджет и этого позитивного проекта, нагреть на нем руки и, откинувшись в плетеном кресле, наблюдать за улучшением имиджа России откуда-нибудь с Гоа или с террасы лондонского особняка…
Как только в СМИ была опубликована информация о том, что политика «мягкой силы» со стороны России обретает реальные очертания, заговорили о ее полной бесполезности. Мол, ни одна страна мира не идет по законодательному пути улучшения своего образа за рубежом. Однако так могут говорить только те люди, которые либо просто не знают о подобной практике со стороны других государств, либо по определенным причинам закрывают на нее глаза.
Если говорить о нашем соседе – Китае, то это государство за последние 10 лет удвоило число своих культурных представительств в разных странах мира. Сегодня общее число китайских культурных центров по всему миру составляет более девяти сотен! В то же время аналогичных российских представительств – 81.
Американская сторона часто использует даже внутренние законы, чтобы продвигать свои интересы посредством некоммерческих организаций в других странах. Причем, как многим известно, целый ряд этих НКО умело используют свои «культурные» статусы, чтобы принимать самое активное участие в политическом давлении на территории определенного государства. Количество американских фондов, ассоциаций, культурных центров, клубов поддержки демократии и прочих подобных «товариществ» особенно увеличилось в РФ в 90-х годах и первой половине 2000-х. За счет этих организаций США успели сделать много, чтобы для определенных граждан России позитивный образ патриотизма и уважения к своим истокам сменился неожиданно проявившимся пиететом перед западной формой существования.
О том, как же стараются выставить образ России за рубежом сегодня, можно судить по трансляциям иностранных телеканалов, публикациях определенного кластера зарубежной прессы. В этих публикациях вряд ли найдешь материал об успехах России, о ее желаниях и возможностях участвовать в гуманитарных миссиях, разрешать конфликты мирным путем, об экономической устойчивости и прочем позитиве. Чаще всего, Россия представляется зарубежному зрителю (читателю, слушателю, пользователю Интернета) как страна, во главе которой находится «кровожадный монстр, пьющий детскую кровь»; как страна, в которой самым творческим коллективом является Pussy Riot, а самым главным богатством – ядерная бомба, хранящаяся в погребе или в гараже у каждого третьего россиянина…
Да если даже только эти нелепые стереотипы о России будут разрушены с помощью реализации проекта под названием "План мероприятий Правительства РФ по осуществлению деятельности в сферах международного гуманитарного сотрудничества и содействия международному развитию на базе российских центров науки и культуры за рубежом на 2013-2015 годы", то можно будет считать, что программа сработала и нужно продолжать в том же духе.
P.S.
Представляем вниманию читателей список представительств Россотрудничества в разных странах мира, которые занимаются распространением информации о России, о ее традициях, культурных основах; реализуют совместные гуманитарные проекты.
Страны бывшего СССР:
1 – Белоруссия (Минск), 1 – Украина (Киев), 1 – Молдавия (Кишинев), 1 – Абхазия (Сухум), 1 – Южная Осетия (Цхинвал), 1 – Армения (Ереван), 1 – Азербайджан (Баку), 1 – Туркменистан (Ашхабад), 1 – Узбекистан (Ташкент), 2 – Казахстан (Астана, Алма-Ата), 1 – Таджикистан (Душанбе), 1 – Киргизия (Бишкек)
Северная и Центральная Америка:
2 представительства в США (Нью-Йорк, Вашингтон);
1 – Мексика (Мехико), 1- Куба (Гавана), 1 – Никарагуа (Манагуа).
Южная Америка:
1 – Венесуэла (Каракас), 2 – Бразилия (Сан-Паулу, Бразилиа), 1 – Аргентина (Буэнос-Айрес), 1 – Перу (Лима), 1 – Чили (Сантьяго).
Африка:
2 – Египет (Каир, Александрия), 1- ЮАР (Претория), 1- Замбия (Лусака), 1- Танзания (Дар-эс-Салам), 1- Республика Конго (Браззавиль), 1- Эфиопия (Аддис-Абеба), 1- Марокко (Рабат), 1- Тунис (Тунис).
Азия:
1 - Сирия (Дамаск), 1- Иордания (Амман), 1- Израиль (Тель-Авив), 1- Палестина (Вифлеем), 1- Ливан (Бейрут), 1- Афганистан (Кабул), 1- Пакистан (Карачи), 5 Индия (Нью-Дели, Калькутта, Мумбаи, Ченнаи, Тривандрум), 1- Бангладеш (Дакка), 1- Шри-Ланка (Коломбо), 1 – Малайзия (Куала-Лумпур), 1 – Индонезия (Джакарта), 1 – Камбоджа (Пномпень), 1 – Вьетнам (Ханой), 1 – Япония (Токио), 1 – Южная Корея (Сеул), 1 - Китай (Пекин), 1 – Монголия (Улан-Батор)
Европа:
1-Португалия (Лиссабон), 1 – Испания (Мадрид), 1 – Великобритания (Лондон), 1 – Дания (Копенгаген), 1 – Франция (Париж), 1 – Германия (Берлин), 1 – Бельгия (Брюссель), 1 – Швейцария (Берн), 1 – Люксембург (Люксембург), 1 – Финляндия (Хельсинки), 2 – Польша (Варшава, Гданьск), 1 – Чехия (Прага), 1 – Австрия (Вена), 1 – Словакия (Братислава), 1 – Словения (Любляна), 1 – Хорватия (Загреб), 1 – Венгрия (Будапешт), 1 – Румыния (Бухарест), 1 – Сербия (Белград), 1 – Болгария (София), 1 – Греция (Афины), 1 – Италия (Рим), 1 – Мальта (Валетта), 1 – Кипр (Никосия), 1 – Турция (Анкара)
Будем надеяться, что запланированное увеличение количества РЦНК за рубежом перейдет еще и в улучшение качества общей работы, то есть к реальным подвижкам в плане получения иностранными гражданами больших объемов объективных сведений о нашей стране.