ОКО ПЛАНЕТЫ > Первая полоса > О роли элиты в формировании Евразийского союза
О роли элиты в формировании Евразийского союза6-12-2012, 17:33. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
О роли элиты в формировании Евразийского союза
Юрий Баранчик
Доклад на международной конференции «Евразийский вектор развития: проблемы и перспективы», организованной журналом "Международная жизнь" при поддержке МИД России
(16-20 октября 2012 года, Ялта)
После распада СССР прошло уже достаточно времени для того, чтобы со всей определенностью сказать, что осмысление национальных концепций развития показывает, что ни одна из стран СНГ, развиваясь в одиночку, не имеет стратегических перспектив выживания. И если западные страны СНГ - Беларусь, Молдова, Украина (как и страны Прибалтики) - имеют ясную «перспективу» растворения в «единой» Европе, то многие из стран Закавказья, Центральной и Средней Азии имеют совсем другую, более мрачную перспективу превращения в постоянно тлеющие горячие точки в южном подбрюшье России. Если же Россия не сможет сцементировать вокруг себя своих исторических братьев, друзей и соседей, то одним из вероятных вариантов вполне может стать ее распад.
А последние события на мировой политической карте мире – ликвидация государственности некоторых стран и прямое военное вмешательство Запада в дела суверенных государств, введение односторонних санкций, в том числе и против нашей республики, вообще не оставляют нам никакого выбора в понимании того, что происходит: чтобы удержать свои лидирующие позиции в мире как по уровню потребления, так и по концентрации политической и экономической глобальной власти, Запад готов вогнать весь остальной мир в новое средневековье с тотальными цифровыми технологиями манипуляции людьми, народами, странами и целыми континентами. Со всей определенностью могу сказать, и думаю, меня в этом поддержат все присутствующие - нас такое будущее не устраивает.
Следовательно, наряду с органами государственного управления большая роль в создании полноценного Союза евразийских стран принадлежит и общественности наших стран, которая не может остаться в стороне от этого процесса и должна поддержать усилия властей, направленные на построение справедливого, демократического, политически ни от кого не зависимого и экономически сильного союза.
Общества наших стран после распада Советского Союза остро нуждаются в новых идеях. Возможно, идея Евразийского союза – одна из них. О воплощение любой глобальной общественной идеи невозможно без ее носителя – элиты. Т.е. одной из первоочередных задач нынешних властей Беларуси, Казахстана и России является формирование элиты, у которой со временем образуются совместные цели и задачи деятельности. Не будем скрывать, что в настоящее время в формирующемся Евразийском союзе элиты всех трех стран пытаются что-то выиграть и с большими для себя приобретениями использовать общее экономическое пространство. Это вполне закономерно и естественно. Однако такая ситуация рано или поздно – после объединения капиталов, активов, объединения общественных организаций, партийного сотрудничества и т.д. – закончится. И перед элитами трех стран (и тех стран, которые будут присоединяться к Евразийскому союзу) действительно возникнут общие цели и задачи по расширению своей экспансии на внешние экономически и политические рынки.
Соответственно, наши страны стоят перед общей глобальной задачей – формированию целостной системы подготовки образованных и понимающих суть развития Евразийского союза, его цели и задачи, от детского сада до ВУЗа. Опираться эта система подготовки кадров должна на целостную систему ценностей. Понятно, что с точки зрения строительства Евразийского союза единая евразийская элита должна быть и это должно восприниматься как самоцель. Но без идей – элита мертва, ее задача – в рамка Евразийского союза - быть носителем целостной системы идей, которая будут привлекательна как гражданам стран, входящих в Евразийский союз, так и нашим партнерам. Соответственно, задача формирования элиты включает в себя не менее, а, может быть, гораздо более важный вопрос – формирования целостной системы ценностей Евразийского союза, ради которых он собственно говоря, и формируется, которые и должен защищать в ходе своего взаимодействия с другими центрами силы в мире.
Что в себя включает целостная система ценностей? Чтобы было более понятно, я обращусь к опыту Советского Союза. В нем была целостная система ценностей, которая пронизывала все общество снизу доверху, от детского сада, повторюсь, до ВУЗа, начиная от детских книжек, букварей, мультфильмов и фильмов, и заканчивая комсомолом и коммунистической партией. Шел постоянный мониторинг и отсев кадров. Конечно, были и свои серьезные минусы. Но система-то была. Были цели, задачи и общество функционировало как единый механизм. Без этого была бы невозможна ни победа в Великой Отечественной войне, ни создание атомного оружие, ни полет в космос Юрия Гагарина. И все это сделала страна, понесшая самые большие, как людские, так и промышленные, потери в войне. Вот какой потенциал был у системы. А почему это было возможно? Потому что, элита имела необходимые мощные программные установки – коммунистические идеи свободы, равенства, братства – и вела общество к достижению поставленных целей.
С этих позиций достаточно легко объясняется и феномен распада СССР. Почему произошел распад страны? Элита вроде осталась прежняя, система ценностей осталась – никто ее до распада СССР не менял. Что же изменилось? Была утрачена цель развития. Как сегодня говорят многочисленные интервью бывших советских партийных деятелей, элита Советского Союза потеряла цель развития страны уже в 60-ые годы, при Хрущеве. Т.к. была потеряна цель, начались непонятные заигрывания с тем блоком, который и планировал уничтожение советского строя. Все это привело к тому, что еще в 70-е годы высшей партийной элитой было принято решение о ликвидации СССР в прежнем виде. Вот причина прихода к власти Горбачева и перестройки, которая разрушила СССР, а вовсе не происки Запада или гонка вооружений. Предательство элиты как производное от потери целей – вот причина распада СССР. Пропала цель – начался распад элиты. Начала распадаться элита – начала сбоить система ценностей, в результате в 80-е годы в коммунистическую систему ценностей уже почти никто не верил. Началась деградация и распад страны. Т.е. основой СССР была не армия, ни промышленность, ни тоталитарный режим, а идеи и система ценностей. Как только этот слой был разрушен, страна начала загнивать.
Что мы имеем сейчас. Множество конкурирующих программ развития, из которых начала выделяться идея Евразийского союза. Возьмем либеральную программу. Работает ли она в России, Беларуси? - Нет.
Как показали события мирового экономического кризиса, начавшегося в 2008 году и продолжающегося по сей день, западная либеральная система ценностей работает только при трех обстоятельствах: во-первых, в условиях неограниченного доступа к дешевым, подчеркиваю, дешевым энергоресурсам, во-вторых, при условии открытия и создания новых рынков и, в-третьих, в условиях неэквивалентного обмена со своими торговыми партнерами. Как только эти три условия заканчиваются, что и начало происходить в 2008 году – открытые после распада социалистической системы рынки были исчерпаны, ресурсы стали дорожать и в условиях выхода на «нефтяное плато» не видно предпосылок к их удешевлению, дорогие ресурсы убивают систему неэквивалентного обмена и возвращают ее в здоровое состояние, западная либеральная модель тут же начала давать сбои. Очевидно, что рано или поздно это скажется и на внутреннем политическом устройстве этих стран и переходе к более жестким формам и моделям государственного устройства с гораздо меньшими степенями личной и общественной свободы.
А как западная система организации экономики преломилась в наших странах? Работают ли эти принципы? Возьмем, к примеру, частную собственность на крупные производства. Мы прекрасно видим, что новые российские собственники смогли стать миллиардерами, но рабочие на этих предприятиях получают безумно мало по сравнению с доходами собственников. Справедливо ли это, с учетом того, что эти предприятия были построены всем народом на государственные деньги, а не являются личным достижениям новых собственников? На мой взгляд, нет и это ведет к социальному напряжению. Приведу пример.
Недавно Дмитрий Медведев, когда еще был президентом России, высказал вполне здравую на первый взгляд идею о том, что надо снимать больше фильмов, которые бы прославляли трудовые будни рабочих, трудовой подвиг крестьян, ученых и т.д. Т.е. возродили некую советскую мифологему. Однако тут же возникает вопрос – если в Советском Союзе это было логично, т.к. подобного рода фильмы вписывались во внешний по отношениях к ним контекст и были органичной частью одной идеологии, то сейчас это будет просто насмешка над рабочим классом, т.к. если раньше их трудовой подвиг в кинематографе вписывался в героический труд всего народа, то сейчас для чего рабочим совершать трудовой подвиг и возводить мартен в степи за три месяца? Чтобы советская Родина выжила в страшной войне с фашистским агрессором? - Нет, для того, чтобы Абрамович или Вексельберг купили себе новую яхту или дом в Лондоне. Т.е. не вяжется идеология трудового подвига с реалиями современной России или Беларуси.
Пойдем дальше. Платное образование. Работает? Нет, не работает. Образование стало платным, а качество образования существенно ухудшилось.
Дальше. Платная медицина. Работает? Нет, не работает, т.к. врачи стали понимать свою работу очень просто – если хорошо лечить больного, то снизятся доходы, т.к. он будет меньше ходить к врачу. Соответственно, лечить надо постоянно и от всего, чего только можно.
Дальше. Частная собственность на СМИ. Т.к. контроль над многими их них сразу ушел на Запад, то, естественно, что они ведут информационную политику, в корне противоречащую национально-государственным интересам страны.
Понятно, что это только самая малая часть примеров. Но, думается и этого достаточно, чтобы очень критически смотреть на перспективы либеральной идеи в наших странах. Соответственно, нужен некий симбиоз социалистических идей Просвещения – свободы, равенства, братства людей и народов, и традиционной для наших народов системы ценностей – православия, мусульманства, государственничества. ....
Соответственно, связка «новая элита – новая система ценностей» для реализации целей и задач Евразийского строительства, должна быть дополнена еще одной важной составляющей – нужен новый центр, в котором как в едином плавильном котле начнет формироваться новая евразийская элита, и из которого наше общее информационное пространство начнет наполняться общими смыслами. Возможно, речь идет о новой столице Евразийского союза, которой не будет ни Минска, ни Москва, ни Астана.
процитировано частично Вернуться назад |