Остановить Поднебесную!
Несмотря на традиционные выпады Вашингтона в адрес России, главным своим соперником Соединенные Штаты склонны видеть Китай, который при сохранении темпов его экономического развития в обозримом будущем способен отнять у Америки роль мирового гегемона. Китай является не только основным поставщиком товаров в США, но и их крупнейшим кредитором, он в состоянии больно ударить по американской финансовой системе. В свою очередь, зависимость КНР от своего американского должника также является критической. Эти отношения «сиамских близнецов» и определяют стратегию США по отношению к Китаю.
В последние годы в США принят ряд программных документов, в частности, новая оборонная стратегия и программа «Новый тон», оглашенная во время последнего Саммита АСЕАН, в которых акценты внешней политики смещены в сторону АТР. Основными мерами «сдерживания» Китая в ближайшем будущем останутся попытки создания и укрепления антикитайского альянса в составе Японии, Южной Кореи, Сингапура, Австралии, Индонезии и Филиппин, а также нагнетание уйгурского и тибетского сепаратизма и усиление конфликтности вокруг Тайваня. Не приходится говорить и о сокращении военного присутствия США в регионе.
В то же время характер развития противостояния по линии США - Китай будет определяться, в первую очередь, возрастающей экономической и военной мощью Поднебесной. Индийские СМИ в связи с этим отмечают: «Хотя провозглашение Восточной Азии «стержнем» американской внешней политики явилось главным приоритетом, факты указывают на отсутствие радикальных изменений. Соединенные Штаты оставляют то же количество военных кораблей в тихоокеанской акватории и не собираются усиливать свою группировку в этом регионе или брать на себя роль лидера. На это указывают недавние действия США, которые явно полагаются на то, что Индия и Австралия будут «разгребать завалы» в Африке и Пакистане и сдерживать Китай на индийско-тихоокеанском театре военных действий».
Постепенно внешнеполитические шаги США будут смещаться от откровенно силового давления к стимулированию противоречий Китая с соседями. Это приведет к возникновению очагов локальных конфликтов и, в частности, увеличит возможность военных столкновений Китая с Японией.
Балканизация Евразии
По оценкам большинства аналитиков, к своему второму сроку президентства Б.Обама подошел с полным провалом ближневосточной политики. На сегодняшний момент Соединённым Штатам не удалось решить ни одну из поставленных задач: урегулирование арабо-израильского конфликта, взятие под контроль Ирака, Афганистана и Ирана, реализация концепции «Большого Ближнего Востока», вытеснение из региона России и Китая, победа над терроризмом под флагом ислама.
Военными операциями в Ираке и Афганистане США создали ряд новых противоречий, осложнив себе дальнейшее осуществление внешней политики. Если С.Хусейн являлся противовесом Ирану, то сейчас Ирак дрейфует в сторону Исламской республики. На противостоянии с талибами в Афганистане американцы потеряли верного союзника – Пакистан. Другие союзники США – арабские монархии Персидского залива – во многом переориентировались на решение внутренних проблем и самостоятельное урегулирование возникших в регионе конфликтов.
Общую дестабилизацию Ближнего Востока усугубили и поддержанные американцами перевороты «арабской весны», в результате которых власть захватили исламисты. Военная интервенция в Ливию превратила некогда процветающую страну в арену гражданской войны с неизвестным исходом.
Непоследовательность внешней политики США в вопросе урегулирования арабо-израильского конфликта поставила Израиль, являющийся форпостом влияния США в регионе, на грань выживания.
Видимый провал политики США на Ближнем и Среднем Востоке по всем направлениям слишком масштабен, чтобы быть именно провалом. Американская политика всегда отличалась умением достигать своих стратегических целей в том виде, в котором они поставлены. С гораздо большей вероятностью можно предположить, что, сознавая неизбежность ослабления своего влияния в Евразии, Вашингтон перешёл от тактики управляемого хаоса к созданию хаоса неуправляемого. Такой хаос, распространяемый по Евразийскому континенту, надолго заблокирует интеграционные процессы в «материковой сердцевине мира»…
Новая политика США в отношении «евразийских Балкан» будет отличаться рациональностью, сдерживанием «Аль-Каиды» и «Талибана» при сохранении за ними определённых оперативных возможностей, переходом от открытых агрессий к теневой поддержке дестабилизирующих сил, а также попытками передать часть ответственности за последствия своей стратегии государствам Евразии.
Высока вероятность перерастания сирийского конфликта в региональную войну с участием Турции и Израиля. Для Ирана же ситуация складывается относительно благоприятно, он сможет укрепить свои позиции в регионе за счет влияния на Ирак, используя это в противостоянии со своими традиционными противниками в Персидском заливе. Продолжение же ядерной программы приведет к ужесточению режима санкций и, в качестве ответа, к активизации усилий Ирана по присоединению к ШОС.
В наиболее рискованной ситуации находится Израиль, которому всё труднее рассчитывать на прямую военную поддержку США. Речь идет ни много ни мало о выживании еврейского государства, оказавшегося в окружении радикальных исламских режимов - перед риском войны с соседями вплоть до ядерного конфликта. В случае победы на выборах 22 января 2013 г. Б.Нетаньяху вероятность такого сценария резко возрастает.
На данный момент некоторым островком стабильности на бурлящем Ближнем Востоке пока остаются исламские монархии Персидского залива, традиционно считающиеся союзниками США. Однако американским стратегам может показаться выгодным инспирировать там государственные перевороты по сценариям «арабской весны». Для преодоления системного экономического кризиса и сохранения роли мирового гегемона Америке необходимо совершить технологический рывок, но фактор времени работает против неё, потому не таким уж фантастическим выглядит предположение о готовящейся дестабилизации стран Персидского залива с целью нанести удар по энергозависимым экономикам Евросоюза и Китая.
Дальнейшая дестабилизация «евразийских Балкан» и возникновение там региональных войн вполне устраивают США, ибо ведут к расползанию конфликтов на Кавказ и Центральную Азию, ослабляя Россию и затрудняя Китаю доступ к ресурсам.
Еще одной точкой приложения усилий США по срыву процессов евразийской интеграции является создание искусственных противоречий путем «вброса» нереализуемых интеграционных проектов. Ярким примером подобных действий может служить поддержка Вашингтоном проекта ТАПИ, невзирая на невозможность обеспечить бесперебойную работу трубопровода. Другой пример - вмешательство США в планы Китая по созданию «нового шелкового пути» непременно с вовлечением туда Афганистана, который американцы не совсем оправданно считают своим плацдармом в Центральной Азии. Здесь закладываются семена конфликтов не только между Пакистаном и Индией, Китаем и Индией, но и в отдалённой перспективе - между Китаем и Россией.
Теряя статус единственной глобальной сверхдержавы, США не отказываются от попыток стимулировать в Евразии «геополитический плюрализм» (З.Бжезинский), что прямо подтверждается их усилиями по дестабилизации крупнейших государств Евразийского континента с южного (ближневосточно - средневосточного) направления.