Соединенные Штаты Америки продолжают работы по формированию глобальной системы противоракетной обороны. Позиция России при этом совершенно не принимается во внимание. Такое мнение выражает заместитель главы российского оборонного ведомства Анатолий Антонов. По его словам, российская сторона пытается продолжить диалог с американцами, однако пока ни к какому результату эти попытки не привели.
Недавно в Соединенных Штатах состоялись выборы главы государства. Сторонники Митта Ромни даже не пытаются скрыть свое разочарование итогами выборов. И тому, по их мнению, есть вполне логичное обоснование: у американского народа есть большие основания не поддерживать Барака Обаму, поскольку его поддержали бы русские, китайцы и иранцы. Об этом говорится в одной из статей издания The Washington Times. Обама имеет большую популярность за рубежом, потому как решительные и весьма энергичные действия политической американской элиты не слишком по душе руководителям многих государств. Для этих государств чрезмерная активность Белого дома может представлять определенную опасность, поскольку может свести к нулю все их замыслы и планы. А нынешний президент – человек толерантный и сдержанный, поэтому вызывает большие симпатии и лидеров стран-партнеров Америки.
После переизбрания Обамы на новый президентский срок, возникает вопрос: чем это может обернуться непосредственно для России.
По мнению большинства экспертов, ничего хорошего ожидать не приходится. Американо-российские отношения давно уже прошли стадию стабильности и перезагрузки, поэтому со временем будут только ухудшаться. Причина тому – обострение вопросов, по которым так и не были достигнуты договоренности. Все отношения, которые в настоящее время существуют между двумя государствами, в частности, экономические и гуманитарные, в большой мере зависят от международных кризисных элементов, поскольку за рамки военно-политического взаимодействия практически не выходят. А взаимодействие это, в первую очередь, базируется на системе ПРО.
Вообще необходимо отметить, что поддержание мирового стратегического баланса с момента завершения холодной войны было связано, помимо ракетно-ядерных вооружений, и с системой противоракетной обороны. Поэтому и договор 1972 года, подписанный между Америкой и Советским Союзом рассматривался как гарантия стабильности. И Вашингтон, и Москва признали существенное ограничение противоракетной стратегической обороны. Таким образом, поддерживалась общая уязвимость этих стран от ракетно-ядерных ударов. Использование подобного подхода обеспечивало неизбежность ответного ядерного удара потенциальному противнику, а это, в свою очередь, позволяло вести переговоры относительно сокращения наступательных стратегических вооружений. Договор ограничил систему противоракетной обороны определенным количеством перехватчиков и одним районом базирования.
Но в 2002 году американское правительство, во главе которого находился Джордж Буш-младший, пришло к выводу, что не стоит больше ограничивать себя, поэтому и было принято решение о выходе из договора про противоракетную оборону в одностороннем порядке. С того самого момента проблема ПРО стала центральной не только в отношениях между Россией и Америкой, но и во всей мировой политике.
Официальный Вашингтон такое свое решение объяснил возникновением угрозы от третьих стран – Ирана и Северной Кореи. В то же время, возможности этих государств и их устремления основаны на так называемом «худшем сценарии», то есть, по сути, реальной угрозы не существует. Поэтому и неудивительно, что действия американской государственной администрации вызывают серьезные опасения российского правительства. Ведь развертывание американской системы противоракетной обороны на европейской территории, в частности, в Польше, Румынии, в водах северных морей и даже на территории Турции никак не вписываются в эти объяснения. Согласитесь, далековато как-то от потенциальных врагов. И даже если Иран и выпустит ракету по Штатам, то она вряд ли пролетит над Норвегией.
По мнению военного эксперта, генерал-полковника Виктора Есина, такая озабоченность русского руководства вызвана не реальной угрозой, а именно настроем Белого дома. По его словам, проанализировав все те работы, которые ведутся американцами в сфере формирования глобальной противоракетной системы, становится очевидным, что у них существуют определенные трудности в ее создании. Таким образом, до 2020 года в их распоряжении будут слишком незначительные возможности осуществлять перехват баллистических межконтинентальных ракет и баллистических ракет подлодок.
Но и невинными забавами усилия американцев также назвать нельзя. Во-первых, потому, что десять лет – срок небольшой. И в России уже приступили у модернизации своих ядерных сил. Во-вторых, по мнению директора Центра политических исследований Владимира Евсеева, то упорство, с каким Америка продвигает свою систему ПРО, наталкивает на определенные мысли. В частности, если бы Россия нанесла удар первой, то вполне очевидно, что никакая система ПРО отразить его не смогла бы. Но если нанести первый удар по России, то тогда у русских останется небольшое количество ядерных стратегических сил. Таким образом, у американцев создается иллюзия безнаказанности – нанести удар первыми, а затем перехватить те ядерные силы, которые останутся, при помощи системы ПРО, то можно рассчитывать на успех.
В то же время, если бы на выборах победу одержал представитель республиканцев, можно было бы говорить об увеличении расходов на развертывание системы противоракетной обороны, потому как данная система для Республиканской партии является приоритетной. Но в силу того, что победил Обама, можно надеяться на то, что новая администрация Обамы проявит определенную гибкость в двусторонних переговорах с Россией.
Так, по мнению заместителя директора Центра комплексных международных и европейских исследований Дмитрия Суслова, отношения между Россией и Штатами по данному вопросу не станут лучше, но в то же время они не изменятся и к худшему. Партнерские отношения, установленные в предыдущие годы, будут продолжаться, но в гораздо более сложных условиях. Также эксперт отмечает, что большое значение будут иметь итоги выборов в американский Конгресс. Если сенат по-прежнему будет демократическим, о сотрудничестве можно будет говорить.
По словам эксперта Фонда развития гражданского общества Максима Минаева, о радужных перспективах развития американо-российских отношений речь не идет. Но эти отношения станут в большей степени рациональными, что весьма удобно для российской стороны.
Ни для кого не является секретом, что Москва ожидает от Вашингтона гибкости в вопросах противоракетной обороны. Тем более что Бара Обама обещал проявить эту самую гибкость в случае своего переизбрания Д.Медведеву, который в то время занимал пост главы российского государства. А, по мнению некоторых экспертов, политические лидеры просто не имеют права разбрасываться подобными обещаниями. Плюс ко всему, американскому президенту чужды предрассудки холодной войны.
Но вся проблема как раз и заключается в том, что конструктивного диалога не получается именно по причине системы ПРО. В сенате очень много противников даже малейших уступок России относительно ЕвроПРО, поэтому обещание Обамы можно рассматривать по-разному.
Так, Федор Лукьянов, главред издания «Россия в глобальной политике», уверен в том, что гибкость эта может выражаться в согласии отложить на некоторое время реализацию проекта и обсудить некоторые вопросы, которые позволят российской стороне понимать, что происходит в рамках данного проекта. Однако в настоящее время даже на такие уступки пойти крайне сложно.
Не стоит забывать также о том, что все тот же Обама лично утвердил проект противоракетной обороны в качестве составляющей части программы развития НАТО, подписав стратегическую концепцию альянса в 2010 году. Таким образом, надеяться на то, что запущенный проект будет полностью пересмотрен, не стоит. Тем более что по большому счету внешняя политика Америки направлена на доминирование государства на мировой арене, и совершенно не важно при этом, кто возглавляет правительство – демократ или республиканец. Напомним также, что Обама представил программу, которая носит название «Укрепление глобального лидерства Соединенных Штатов Америки: приоритеты обороны в ХХI веке».
Предвыборная кампания Обамы не содержит детального описания внешнеполитической деятельности страны. Что-то конкретное появится только тогда, когда президентская администрация сформулирует свое видение отношений с Россией. А состоится это не ранее начала следующего года. Существуют, однако, определенные мысли относительно того, что будет включать эта новая повестка: сотрудничество по вопросам Афганистана, а, кроме того – предложения России еще больше сократить ядерное вооружение. Не исключено, что речь пойдет об уменьшении арсеналов до одной тысячи боеголовок, включая как стратегические, так и тактические ракеты. И такое предложение выглядит вполне понятным, ведь только тактические ракеты способны хоть как-то уравновесить американскую противоракетную систему. Развитие двусторонних отношений во многом будет зависеть от России, от того, какую позицию она изберет.
Таким образом, можно сделать некоторые выводы: подписать договор по противоракетной обороне в ближайшем будущем не удастся, даже несмотря на то, что обе стороны периодически надеялись, что с течением времени перспективы сотрудничества в данной сфере улучшатся. Американцы не теряют надежды, что получиться убедить Россию, что ЕвроПРО не направлена на ослабление российского ядерного потенциала. А в России уже не единожды выражали надежды, что удастся сорвать планы американцев по формированию глобальной противоракетной обороны. Надеялись и на то, что американская сторона откажется от реализации программы, если Россия окажет весомое давление на европейских лидеров, и те откажутся от размещения американских систем на своих территориях. Рассчитывали и на то, что бюджетный дефицит приведет к уменьшению финансирования системы ПРО.
Тот опыт обоюдного недоверия и неудач, который существовал в прошлом, преодолеть будет крайне сложно. А не лучше было бы, к примеру, прекратить искать варианты сотрудничества по противоракетной обороне, и начать сотрудничество по другим спорным вопросам, в частности, направить совместные усилия на решение проблем нестабильности в том же Афганистане и Центральной Азии. И если в этой сфере удастся наладить эффективное сотрудничество, кто знает – может, следующим шагом будет решение проблем по ЕвроПРО?
Использованы материалы:
http://rus.ruvr.ru/2012_11_09/Rossijsko-amerikanskie-otnoshenija-i-problema-PRO/
http://www.civilfund.ru/article/367
http://fakty.ua/144296-prezident-dmitrij-medvedev-vvel-v-stroj-novejshuyu-radiolokacionnuyu-stanciyu-v-kaliningrade
http://nuclearpeace.jimdo.com/