ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Давосский форум: пчелы против меда. Реплика Максима Соколова
Давосский форум: пчелы против меда. Реплика Максима Соколова27-01-2012, 08:23. Разместил: VP |
На швейцарском курорте Давосе открылся очередной, 42-й по счету, Всемирный экономический форум, где лидеры "мировой кулисы", то есть президенты, премьеры и канцлеры, неформально общаются с лидерами "мировой закулисы", то есть богатейшими капиталистами, и в непринужденных беседах сверяют часы и вырабатывают какие-то планы и задумки на будущее.
Чтобы им сподручнее было вырабатывать, коллегия ученых экспертов заранее готовит в качестве информации к размышлению список актуальных рисков и опасностей. На сей раз в числе главнейших рисков была отнесена и проблема экономического неравенства, которая может взорвать и политическую стабильность в отдельных государствах, и мировую стабильность вообще. Уже несколько приехавших в Давос богатейших миллиардеров изъявили желание затронуть эту тему и призвать к большей социальной справедливости.
Таким образом, наряду с движением "Пчелы против меда" теперь можно наблюдать и движение "Миллиардеры против сверхдоходов и чрезмерного имущественного расслоения". Один из давосских миллиардеров, ирландец О'Брайен, даже призвал поощрить движение "Оккупируй Уолл-стрит".
"Члены движения считают, что финансовое сообщество вело себя мерзко, и действительно, некоторые финансисты поступали таким образом. В движении состоят серьезные люди, занимающие активную жизненную позицию, с ними стоит вести диалог", - считает О'Брайен.
Насчет того, сколь серьезные люди в данном протестном движении, давосские капиталисты высказывали разные мнения, но то, что проблема неравенства и расслоения весьма серьезна - это признавали весьма многие. Напомним, кстати, про богатейшего американского спекулянта У. Баффета, у которого совесть Господь пробудил, теперь Баффет пропагандирует идею повышения налогообложения для богачей. Каковая идея уже нашла отражение в только что прозвучавшем президентском послании Б. Обамы.
Отчасти, такие идеи, возникающие в миллиардерской среде, могут быть связаны с тем, что миллиардеры тоже люди. Всех денег с собой в могилу не возьмешь, да на том свете они и хождения не имеют, не лучше ли их более справедливым образом распределить в земном мире. По словам Спасителя, "нищих всегда при себе имеете".
Но, кроме этих абстрактных доводов, есть и более конкретные. Широкая либерализация и дерегуляция, происходившая в течение двух последних десятилетий, имела следствием рост имущественного неравенства. Доходы активных участников экономической гонки стали очень сильно отрываться от средних. Социальное расслоение, плоды которого мы наблюдаем у себя, имело место не только в пореформенной России. Оно во всем мире имело место и порождало соответствующее социальное напряжение.
Между тем, есть такая закономерность, что люди более охотно мирятся с неравенством тогда, когда действует принцип эскалатора, то есть все, хотя бы и с разной скоростью, но поднимаются вверх. Или хотя бы одни поднимаются, а другие остаются на месте. Тут же был разнонаправленный процесс. Одни быстро въезжали вверх по социальной лестнице, другие деградировали. Это порождало всяческие напряжения. В предшествующую эпоху экономического роста эти напряжения как-то купировались, сейчас с наступлением кризиса они вылезли наружу во всей своей остроте.
Другим следствием дерегуляции стал гипертрофированный рост финансового сектора, в том числе и рост производных финансовых инструментов N-го порядка, так называемых деривативов, которые зажили своей самостоятельной жизнью уже вне каких-либо потребностей реального сектора и, скорее, паразитируя на нем.
А на этот счет есть другая закономерность. Люди мирятся даже с очень сильным неравенством, когда высшие классы считаются выполняющими какую-то важную общественную функцию. Когда такую функцию общество за ними признавать перестает, как это происходит сейчас с финансовым сектором, начинаются большие неприятности. Так что, давосским миллиардерам, почувствовавшим, что эдак их начнут бить и, возможно, даже ногами, нельзя отказать в наличии сверхъестественного чутья. Вернуться назад |