Он-лайн-конференция проводится совместно с Ассоциацией региональных банков России, Финансовым университетом при Правительстве России, программой «Финансовый диалог», журналом «Банковское обозрение», порталами 123Credit.ru и Ipocredit.ru, Национальной ассоциацией кредитных брокеров и финансовых консультантов.
Словосочетание «повышение финансовой грамотности» успело набить оскомину. Эксперты констатируют: состояние финансовой грамотности россиян ужасает. И пытаются найти форматы решения этой проблемы…
Нужны ли финансовые учителя России? Где, кто и как может проводить финансовый ликбез? Какой должна быть эффективная программа повышения финансовой грамотности?
Надеемся, что по этим вопросам выскажутся не только участники конференции, но и посетители Bankir.Ru
Участники
|
Анатолий Аксаков Президент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы России (Москва) |
|
Георгий Медведев Вице-президент Ассоциации региональных банков России (Москва) |
|
Диана Маштакеева Президент Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов, Директор Института краткосрочных программ Финансового университета при Правительстве РФ (Москва) |
|
Ян Арт Главный редактор портала Bankir.Ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России и Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов, к.э.н. (Москва) |
|
Дмитрий Равкин Директор журнала "Банковское обозрение" (Москва) |
|
Игорь Мальцев Руководитель программы "Финансовый диалог" (Москва) |
Итоги он-лайн-конференций читайте в разделе «Публикации» портала Bankir.Ru.
|
Желаете принять участие в конференции? |
|
|
Вопросы принимаются до 26 декабря |
|
|
15.11.2011Лаэв Татьяна, Независимый финансовый советник, Красноярск
Здравствуйте, я являюсь независимым финансовым советником; имею 20-ти летний опыт работы в банковской системе и параллельно 10-ти летний опыт преподавания в Красноярском Государственном Университете по курсу "Банковское дело". В настоящий момент активно занимаюсь вопросом "Финансовой грамотности населения". Я лично разработала программу "Основы финансовой грамотности" для школьников старших классов и для граждан активного возраста. Я считаю, что "Основы финансовой грамотности" ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно преподавать школьникам в рамках школьной программы (с 8-го по 11 классы) и делать это должны грамотные финансисты, имеющие практический опыт работы в финансовых институтах. Однако на сегодняшний день ситуация такова: я обращалась к директорам школ с предложением ввести факультативное занятие по курсу "Основы финансовой грамотности" - и я столкнулась с полным непониманием со стороны руководства школ (лицеев и гимназий) "Зачем это надо?" . Я обращалась в Департамент образования Администрации города - там также это никому не нужно. Я пыталась организовывать семинары и тренинги для населения - та же картина. Отсутствие элементарных знаний в сфере личных финансов приводят к последствиям: торможения расширения спектра финансовых инструментов и технологий для честных участников финансового рынка, и одновременно создает благоприятную почву для недобросовестных игроков финансового рынка. Я считаю вопрос формирования финансовой культуры в России - национальным вопросом и поэтому участие в этом процессе ОБЯЗАТЕЛЬНО должно быть со стороны Государственных органов (департаментов образования, социальных органов и т.д).
|
|
|
07.12.2011Екатерина, Новокузнецк
Добрый день! Работаю в банковской сфере 4,5 года как с клиентами - юридическими лицами, так и с клиентами - физическими лицами. Ужаснулась при общении с клиентами разных категорий. Я понимаю, что сложно шахтеру что-то объяснить, когда он профессионал поз землей - и это здорово! И очень сложно его обучить финансовой граммотности, когда он "пашет" под землей. Поэтому считаю необходимым, действительно необходимым, преподавать основы финансов в старших классах школы. Другой вопрос - кто будет эти основы составлять и утверждать??? И будут ли они введены в образовательную программу как необходимость???
|
|
Дмитрий Равкин Директор журнала "Банковское обозрение" (Москва)
Я, безусловно, не специалист в области школьного образования, но думаю, что нескольких уроков по этой теме в рамках школьного курса обществознания будет вполне достаточно. Для составления программ надо привлечь представителей финансовой отрасли (кого-то от участников рынка и от регуляторов) и профессиональных педагогов и методистов. Инициатива по привлечению финансистов к этому делу должна исходить от педагогического сообщества.
|
|
|
07.12.2011Катерина
А можно ли разграничить по возрасту финансовую граммотность??? Есть какие-то основы, а детально, я считаю, есть необходимость проработать именно взяв основу и потребность по возрасту - от школьника до пенсионера - и это будет логично. Как Вы считаете??? И, например, утвержденный документ разместить посредством СМИ, с помощью сети Internet, листовок, буклетов.
|
|
|
09.12.2011Ренат Хилажев, директор, Уральский Финансовый Центр, Уфа
Более пяти лет профессионально занимаюсь кредитным брокериджем при привлечении финансирования для нужд юридических лиц. Пару дней назад у меня сформировалось следующее понимание, что в случае, когда бизнесмен напрямую обращается в банк за бизнес-кредитом, факт выдачи кредита это в 9 случаев из 10 не заслуга предпринимателя и его бухгалтерии, а подвиг банковского сотрудника, который не смотря на всю серость, и финансовую малограмотность, граничащую в отдельных случаях с откровенным саботажем со стороны сотрудников бухгалтерии, находит в себе силы для того чтобы понять бизнес, разобраться в "серой" бухгалтерии, защитить сделку на кредитном комитете и таки выдать кредит. Мы считаем, что проблема финансовой безграмотности актуальна не только для физических лиц во всех их возможных ипостасях, но и для предпринимателей и для обслуживающих их бухгалтерские службы. Имею опыт разработки нескольких учебных программ и выстраивания диалога с властью в вопросах продвижения данных учебных программ. С большим удовольствием приму участие в конференции в качестве эксперта.
|
|
|
16.12.2011Ахмед, Иран
Доброго времени суток! Мне хотелось бы узнать на сколько важна высшая математика в специальности Финансы и кредит?И если человек незнает высшую математику на сколько вероятность получить работу в банковском деле? Спасибо.
|
|
|
19.12.2011Олег Московский, Общественно-экспертный совет. Председатель., Москва
Добрый день коллеги! Асоциальное и нечистоплотное поведение банков при взаимодействии с заемщиками с низким уровнем финансовой грамотности привело к огромным показателям возникающей просрочки по кредитам и большой социальной напряженности. В связи с этим я бы хотел пожелать участникам финансового рынка и он-лайн-конференции, выработать правила ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ, где должен быть не только финансово-грамотный потребитель, но и банковская структура с чистоплотным ведением политики кредитования.
|
|
|
19.12.2011Юлия Уханова, ведущая он-лайн-конференций Bankir.ru, Москва
Начали ли формироваться на российском рынке структуры, занимающиеся финансовым просвещением населения?
|
|
Игорь Мальцев Руководитель программы "Финансовый диалог" (Москва)
Да. Например – совместная проект Ассоциации региональных банков России и медиа-группы РИКЮ Медиа - Программа «Финансовый Диалог».
|
|
|
19.12.2011Лопатина Елизавета, менеджер, Санкт-Петербург
Насколько я помню, в 2008 году на программу финансовой грамотности было выделено из бюджета 100 млн. долларов. Кто-нибудь знает, где теперь эти деньги?
|
|
Дмитрий Равкин Директор журнала "Банковское обозрение" (Москва)
Мне тоже это было бы интересно.
|
|
|
19.12.2011Владимир Зорин
Считаете ли вы правильным ввести в школах уроки экономики и финансов? И если да, то каким могло бы быть их содержание?
|
|
Дмитрий Равкин Директор журнала "Банковское обозрение" (Москва)
Нет, не считаю. Экономика и финансы как отдельный предмет преподаются в высшей школе, и думаю, это правильно. Это уже специальные знания, а не финансовая грамотность.
|
|
|
20.12.2011Геннадий Львович, Москва
Полагаю, что говорить о финансовой грамотности как минимум наивно. Значительная часть населения в любом случае останется «неграмотной» в этом плане. Не думаете ли вы, что куда полезнее создание организаций, занимающихся финансовым консультированием, поддержкой заемщиков и т.п.?
|
|
Игорь Мальцев Руководитель программы "Финансовый диалог" (Москва)
Согласен на сто процентов. Этим путем развития коммуникаций идем и мы.
|
|
|
20.12.2011Юлия Уханова, ведущая он-лайн-конференций Bankir.ru, Москва
Какие общественные и государственные институты, на ваш взгляд, должны осуществлять миссию повышения финансовой грамотности?
|
|
Игорь Мальцев Руководитель программы "Финансовый диалог" (Москва)
Министерство образования.
|
|
Дмитрий Равкин Директор журнала "Банковское обозрение" (Москва)
Я думаю, что прежде всего – это СМИ и ряд общественных организаций, типа обществ по защите кредиторов от заемщиков или заемщиков от кредиторов, не важно. Не нужно ожидать, что финпросвет «неграмотного и темного российского народа» будет лучше работать через финансируемые бюджетом специальные программы. Мне кажется, что более результативно это будет проходить как нецелевая деятельность разного рода объединений и структур.
Например, программа «Финансовый диалог» ставя своей целью прежде всего медиабизнес по определенной модели, так или иначе занимается повышением финансовой грамотности. Это побочный эффект, но мне кажется он более результативным, чем прямое финансирование из бюджета выпуска листовок о том, как не надо брать кредиты с последующим разбрасыванием их с вертолетов в крупных городах, чтобы никто потом не догадался, сколько их было отпечатано.
|
|
|
20.12.2011Михаил Сенков, Москва
Вопрос к Дмитрию Равкину, Яну Арту и Игорю Мальцеву. Каким образом СМИ могут способствовать повышению финансовой грамотности и стоит ли перед ними такая задача?
|
|
Игорь Мальцев Руководитель программы "Финансовый диалог" (Москва)
По моему мнению, перед СМИ сейчас не стоит конкретная задача повышения финансовой грамотности. А вот уловить эту потребность аудитории, зачастую неявную для нее самой, и предложить читателям, зрителям, пользователям интересный формат такой информации - это для многих СМИ может стать хорошим инструментом для их развития и наращивания качественной аудитории.
|
|
Дмитрий Равкин Директор журнала "Банковское обозрение" (Москва)
Как средства массовой информации они могут массово информировать и такая задача опосредовано перед ними стоит.
|
|
|
21.12.2011Егор Гардеев
Вопрос к г-ну Аксакову. Будет ли принят ваш законопроект о потребкредитовании и другие акты, регулирующие отношения банков и клиентов? Не кажется ли вам, что в отсутствии правовой базы говорить о финансовой грамотности неэффективно?
|
|
|
21.12.2011Топорков Михаил, Москва
Вопрос к Игорю Мальцеву. Слышал о вашем новом проекте – финансовой социальной сети. Расскажите подробнее, в чем ее функционал и чем она может помочь пользователю.
|
|
Игорь Мальцев Руководитель программы "Финансовый диалог" (Москва)
Конечно, для того чтобы изучить функционал финансовой социальной сети Findil.Ru и оценить удобство пользования им надо самому в ней зарегистрироваться.
Сеть является частью Программы «Финансовый Диалог», целью которой как раз и является повышение уровня знаний граждан о финансовых продуктах и о важных аспектах их использования. Findil.Ru была запущена в конце августа этого года и на сегодняшний день в ней зарегистрировались почти 7700 человек – клиентов банков, независимых финансовых советников, экспертов рынка розничных финансовых услуг, сотрудников банков. Это с одной стороны. С другой – в финансовой сети представлены профили всех банков, осуществляющих свою деятельность в России. Около 40 кредитных организаций активировали свои профили и общаются с клиентами напрямую, заносят свои продукты в общую базу данных, отвечают на вопросы и дают пояснения. Findil.Ru можно сравнить с большой выставкой-ярмаркой финансовых услуг, на которой присутствуют не только поставщики и потребители этих продуктов, но и консультанты, которые могут помочь в выборе продукта или услуги, проинформировать о всех нюансах их использования.
Я уверен, что финансовое образование в России наиболее эффективно будет повышаться именно за счет консультантов и экспертов. И наша социальная сеть как раз и помогает потребителям «встретиться» с ними в момент подбора финансового продукта из базы данных Findil.Ru.
Я для себя сделал вывод, что потребность в финансовых знаниях люди у нас, к сожалению, осознают в большинстве случаев исключительно тогда, когда уже читают договор. А мы предлагаем им дополнительно обезопасить себя, предоставляя коммуникационную систему для связи с экспертами, консультантами и другими клиентами.
Что касается функционала сети, то простой пользователь может подписаться на новости интересующего его банка, добавив того в «свои», подбирать исходя из персональных запросов вклад или кредит, задавать вопросы эксперту или сотруднику банка, отправлять им скрытые личные сообщения или оставлять комментарии на их профилях, интересоваться у других клиентов их личном опытом общения с банками, комментировать работу кредитных организаций, а в дальнейшем - и других финансовых компаний.
|
|
|
22.12.2011Юлия Уханова, ведущая он-лайн-конференций Bankir.ru, Москва
Какие направления финансового просвещения вам представляются наиболее эффективными?
|
|
Игорь Мальцев Руководитель программы "Финансовый диалог" (Москва)
В ближайшем будущем – консультирование при выборе конкретной услуги.
|
|
|
22.12.2011Елена Петрова
В борьбе за интересы потребителей часто перегибают палку. Например, публикация банками условий кредита в баннерах, модулях и рекламных щитов выглядит смехотворно: разобрать ничего невозможно. Может быть, реклама финансовых услуг нуждается в более адекватном регулировании.
|
|
Игорь Мальцев Руководитель программы "Финансовый диалог" (Москва)
Наружная реклама банков должна трансформироваться в имиджевую, а продвижение конкретных услуг происходить через другие каналы коммуникаций.
|
|
Дмитрий Равкин Директор журнала "Банковское обозрение" (Москва)
Это не такой простой вопрос как кажется. Банки заставляют писать в рекламе определенные условия по своим услугам регуляторы рынка. Их порой оказывается столько много и они так противоречивы, что банки в некоторых видах рекламы не могут не нарушать отдельные требования к ней. И получается, что потребители недовольны качеством рекламы, а банки, в свою очередь, недовольны отдельными действиями ФАС и Роспотребнадзора в области ее регулирования. И, поверьте, это недовольство у финансовых институтов не на пустом месте. Достаточно послушать полемику банков и ФАС, например, в СМИ или на отраслевых конференциях и семинарах.
Но, потребителю этих услуг можно дать такой совет: не надо надеяться, что за вас все решит государство в лице регуляторов рынка или что банки сами разжуют каждую букву в рекламе и в договоре. У каждой из двух сторон (банки и регуляторы) здесь свои мотивы, и они часто не полностью совпадают с целями потребителя. У потребителя же свои цели и мотивы, и ими надо руководствоваться, когда работаешь с банком. Собственно говоря, законодательно правильное понимание своих прав и обязанностей в таком взаимодействии – это и есть финансовая грамотность. Простые советы на поверхности: не надо принимать окончательного решения взять кредит после того как видишь уличную рекламу банка! Финансовые услуги могут быть достаточно сложным продуктом. Если пользуешься ими, надо хотя бы примерно понимать, что это такое. Никто не предъявляет претензии к продавцам автомобилей, что требования о замене масла в двигателе не отражены в рекламе автомобильных брендов и не написаны 72-м кеглем на капоте. Подразумевается, что потребитель это знает до покупки, и никто от него это сознательно не скрывает.
|
|
|
23.12.2011Игорь Долин
Вопрос ко всем экспертам. А вы верите, что цель (финансовая грамотность россиян) достижима? Или это лишь направление, в котором стоит двигаться?
|
|
Игорь Мальцев Руководитель программы "Финансовый диалог" (Москва)
Этим обязательно надо заниматься. И на ближайшие лет пять целью этой деятельности должно стать именно постоянное повышение финансовой грамотности у активной части потребителей. А уж стопроцентная финансовая грамотность населения не наступит никогда – законы статистики.
|
|
Дмитрий Равкин Директор журнала "Банковское обозрение" (Москва)
На то как поставлены эти два вопроса можно ответить только так: только в зависимости от определения критериев, что понимается здесь под целью, можно точно сказать, что достижимо, а что есть направление.
Если же предполагать, что автор вопроса хочет спросить: а смогут ли вообще россияне в массовом порядке научиться считать свои деньги, с учетом новых реалий в глобальной экономике, то я считаю, что да – смогут. Сдачу от пива все умеют считать со старших классов школы. Планировать свои платежи по кредиту ненамного сложнее. Если этому научились европейцы, то и люди европейской культуры, живущие восточнее, этим навыком в скором времени достаточно хорошо овладеют.
|
Вернуться назад
|