ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Для вступления России во ВТО ей нужно лишь согласие Евросоюза

Для вступления России во ВТО ей нужно лишь согласие Евросоюза


14-10-2011, 12:23. Разместил: VP

Редко когда принятие новой страны-члена было таким же долгим, как вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО), однако расцениваемые экономические выгоды и грядущие российские выборы делают вступление России во ВТО крайне необходимым.

 

ЕС является основным торговым тяжеловесом, который всё ещё колеблется в отношении своего согласия на вступление России во ВТО - 18 лет спустя после начала переговоров, однако сомнения в связи с российской экономической политикой в автомобильном секторе борются с более сильным желанием объявить о вступлении России до ожидаемого возвращения премьер-министра Владимира Путина, скептика ВТО, на пост президента во время выборов в марте следующего года.

 

Сама Россия, не желая отказываться от промышленных интересов в автомобильном секторе, заявила в этом месяце, что для вступления во ВТО ей требуется лишь согласие ЕС. Российская экономика в 1,5 триллиона долларов (12,2 триллиона рандов) является крупнейшей, не входящей в группу торгующих стран, и Всемирный банк считает, что членство во ВТО позволит её валовому внутреннему продукту вырасти на 3,3% в среднесрочный период и на 11% в долгосрочном, особенно посредством привлечения большего объёма иностранных инвестиций.

 

"Зависимость от нефтяного богатства не может поддерживать рост экономики", - сказал Крис Уифер, главный специалист по стратегии в московской брокерской фирме "Тройка Диалог". "Путин сформирует кабинет в интересах бизнеса и реформ. Членство во ВТО является приоритетной задачей".

 

Прогнозы экономического роста России являются убедительными, а повышающееся благосостояние стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) представляет собой проблеск надежды посреди углубляющегося мирового экономического кризиса.

 

Автомобильный сектор, по прогнозам, станет средоточием экономического роста, что перевешивает издержки российских требований к инвесторам. Многие автопроизводители ожидают, что продажи в России машин, автофургонов и грузовиков удвоятся приблизительно с 2 миллионов машин сегодня, достигнув 4,1 миллионов машин к 2020 году, что сделает Россию крупнейшим рынком в Европе, большим, чем рынок Германии.

 

"Дженерал Моторс", "Фиат", "Форд", "Рено" и "Фольксваген" планируют инвестировать 5 миллиардов долларов в России, чтобы организовать производство в обмен на снижение таможенных пошлин на импортируемые комплектующие. Они надеются получить выгоду от низкой стоимости российской рабочей силы и создать экспортные платформы для растущих рынков в Азии.

 

Новая страна размера и масштаба России во ВТО является как раз тем способом спасения престижа, который крайне необходим для ВТО. Рухнувшие надежды в отношении Дохийского раунда торговых переговоров, который начался 10 лет назад, ставят под сомнение доверие ко Всемирной торговой организации.

 

Принятие России в их ряды является тем, что могло бы превратить встречу министров торговли в Женеве в декабре этого года из поминок по Дохе в реабилитацию для ВТО.

 

Внушительный хор голосов подталкивал Россию в последние несколько лет подачи её заявки: группа из 20 развивающихся стран, "большая восьмёрка" богатых стран, Всемирный банк, администрация США и ВТО, все они объединили усилия, чтобы протолкнуть Россию в организацию до того, как российские выборы создадут новые препятствия.

 

Тем не менее переговоры по вступлению России во ВТО были напряжёнными. Наблюдатели говорят о непредсказуемом характере этих переговоров, по сравнению с которыми вступление Китая в организацию 10 лет назад выглядит относительно простым.

 

Пример этого был в прошлом году, когда через несколько недель после того, как президент Европейского Совета Херман Ван Ромпей и президент Еврокомиссии Хосе Мануэль Баррозу объявили об одобрении членства России в торговой организации, Москва объявила о новой промышленной политике, которая снова вызвала возражения ЕС и задержала её присоединение к ВТО.

 

Например, указ 166 - как его называет Москва - предлагает автопроизводителям, работающим в России, стимулы при условии, что они выполнят следующие требования: они должны производить более 300 000 машин и 30 000 грузовиков в год, создавать большую часть общей стоимости машины в стране и открыть проектно-конструкторские центры в России, среди прочего. Этот план вызвал разногласия среди нероссийских автопроизводителей, в зависимости от качества соглашений, которые они заключили с Россией до запуска плана.

 

"Доводы России таковы: если мы откажемся от защиты всего нашего индустриального сектора, то косвенное влияние этого будет настолько сильным, что многие компании не выживут", - сказал Фредрик Эриксон, директор базирующегося в Брюсселе Европейского центра международной политэкономии.

 

Офис торгового представителя США заявил, что он наблюдает за переговорами в связи с указом 166, хотя по правилам ВТО соглашение Вашингтона с Москвой станет достоянием гласности только после присоединения к организации.

 

Высокопоставленные российские должностные лица, начиная с Путина, заявили, что Россия сохранит Указ 166 как минимум до 2018 года, хотя некоторые его положения идут вразрез с правилами ВТО.

 

Россия также всё ещё должна снять ограничения на импорт мяса и экспорт лесоматериалов, среди прочего, хотя эти вопросы были менее серьёзными, сказали чиновники по торговле. "Если нелегко (вести переговоры по торговым вопросам) с китайцами, то это проходит не легче с русскими", - сказал на этой неделе комиссар ЕС по торговле Карел Де Гюхт.

 

Дипломаты, знакомые с ходом переговоров, говорят об опасениях ЕС в связи с тем, что минимальные требования к производству могут превратить Россию в экспортёра, конкурирующего с Европой, и что рабочие места перекочуют на восток. Тем не менее влиятельное бизнес-сообщество Европы говорит, что лучше уступить в краткосрочном плане с тем, чтобы лучше привлекать к ответственности Россию в долгосрочном плане посредством правил ВТО и совместного давления её 153 стран-членов.


Вернуться назад