ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Еженедельный обзор мировых масс-медиа за 26 сентября – 2 октября 2011 года

Еженедельный обзор мировых масс-медиа за 26 сентября – 2 октября 2011 года


3-10-2011, 10:31. Разместил: VP

В центре внимания иностранных медиа: новые модели бизнеса, очередные иски, банковские корреспонденты, возмещение доходов за счет потребителя.

// Юлия Гавозда, специально для Bankir.Ru

 

Банки меняют бизнес-модели


Новые требования к капитальным резервам и кризис еврозоны отбивают у банков желание финансировать крупные проекты. По словам участников рынка, инфраструктурные программы будут все чаще реализовываться за счет инвесторов.

Как пишет Financial Times, некоторые руководители банков считают, что стандарты, принятые Базельским комитетом по банковскому надзору, может усложнить содержание долгосрочных займов на балансе банков.

Проекты по финансированию строительства генераторных станций, ветряных турбин и мостов особенно непривлекательны из-за своего масштаба, направленности и отсутствия ликвидности, говорят банкиры. В то же время, проблемные европейские банки, господствующие на рынке, уходят с него, сокращая балансовые листы и уклоняясь от новых долларовых займов.

Однако, по данным Dealogic, интерес к займам на проектное финансирование строительства инфраструктурных объектов сохраняется, и в прошлом году объем финансирования путем привлечения заемных средств составил $298 млрд. Как отмечает один из руководителей крупного европейского банка, он покидает рынок и ожидает, что эстафету примут организации и рынки ценных бумаг из развивающихся стран.

Тайлер Диксон, глава подразделения мировых рынков капитала Citigroup, рассказал, что его банк намерен использовать новые проблемы на рынке наилучшим способом, перебросив больше займов на инвесторов: «Нам нужно превратить рынок из реализуемой за счет банков стратегии долгосрочного инвестирования в рынок промежуточного финансирования со здоровым присутствием рынка капитала».

Энергичная попытка Citi, руководство которого надеется на комиссии в определенных частях процесса – от организации и синдицирования кредита до сделок с производными инструментами и консалтинга, является одним из примером множества изменений в бизнес-модели банков, вызванными новыми финансовыми стандартами.

Джон Андерсон, глава отдела корпоративного финансирования в страховой компании John Hancock, отмечает: «Американский рынок проектного финансирования поддерживался за счет привлечения банковского капитала и продажи облигаций с фиксированной ставкой процента на протяжении 20 лет, но основной долей рынка владеют банки, и в основном – европейские.

Отзовут ли они свои деньги? Это частично наблюдается на примере банков с господдержкой, когда их правительства фактически заявили: «Вы должны поддерживать индустриальное развитие у себя в стране, а не в Северной Америке».

Руководство Citi делает ставку на то, что все больше инвесторов, подобных John Hancock, захотят заменить банки, считая, что долгосрочные активы можно передать инвесторам, в частности, страховым компаниям.

По словам Нассера Малика, возглавляющего проектное финансирование в банке, исторически многие банки считали эти активы менее рискованными, и часто брали их на себя и забывали о них. Но теперь они должны попасть к инвесторам. Он считает, что Базель-III будет катализатором, способным изменить рынок.

 

Призвать к ответу


Американская комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) проводит расследование в отношение Royal Bank of Scotland, Credit Suisse и других финансовых организаций за их обращение с проблемными ипотечными займами. Об этом на минувшей неделе сообщила Financial Times, ссылаясь на публичное раскрытие информации и людей, знакомых с ситуацией.

По словам осведомленных источников, Комиссия проверяет, вводили ли банки в заблуждение инвесторов касательно количества займов, подлежащих возможной обратной покупке из-за преждевременных дефолтов, и имели ли они достаточные резервы для финансирования этих покупок или соответствующих судебных разбирательств.

Представители RBS сообщили о расследовании регулятора в прошлом месяце, заявив, что оно касается «неточности в документах и мер по исправлению этих неточностей. Следствие также интересуется информацией, касающейся преждевременных платежных дефолтов и запросов на обратный выкуп займов».

Согласно судебным документам, Credit Suisse получил повестку от SEC в связи с обвинениями, предъявленными в частном иске. Ассоциация страхования муниципальных облигаций (MBIA) подала в суд на Credit Suisse, обвинив банк в мошеннической продаже ценных бумаг, обеспеченных займами и не соответствующих стандартам андеррайтинга.

Еще один аспект в расследовании касается вопроса о том, продавали ли банки инвесторам ценные бумаги, обеспеченные ипотекой, не соответствующие этим стандартам.

Помимо этого, JPMorgan Chase & Co и Bank of America Corp оказались под прицелом новых исков со стороны инвесторов, требующих возмещения убытков в размере $4,5 млрд. от «скисших» ипотечных долгов.

По данным Reuters, компания-истец Sealink Funding Ltd понесла убытки, купив в период с 2005 по 2007 годы у JPMorgan и Bank of America ценные бумаги, обеспеченные жилищной ипотекой, на $2,4 млрд. и $1,6 млрд. соответственно.

Еще один истец, немецкий Landesbank Baden-Wurttemberg, направил подобные претензии в рамках отдельного иска к JPMorgan по поводу приобретенных им ценных бумаг, обеспеченных ипотечными займами, на сумму более $500 млн.

Иски обвиняют банки в объединении больших объемов ипотечных займов с высокой степенью риска, выпущенных такими эмитентами, как Countrywide Financial, ныне принадлежащая Bank of America, и Bear Stearns и Washington Mutual, теперь входящими в состав JPMorgan, с целью получения более высокой прибыли.

Инвесторы жаждут компенсации и штрафных убытков.

Представитель Bank of America Лоренс Грейсон заявил, что банк намерен защищаться от претензий Sealink, которая «оказывается еще одним умным инвестором, ищущим виноватого» в убытках, причиненных кризисом. Представитель JPMorgan Дженнифер Цукарелли отказалась от комментариев.

В отдельном иске на британский Barclays Plc подал в суд немецкий HSH Nordbank AG, который потерял $40 млн. после приобретения рискованных ценных бумаг, обеспеченных ипотекой, проданных обманом. Представитель Barclays Кристин Фриль от комментариев отказалась.

 

Банкомат с человеческим лицом


Было время, когда банки держали в штате целые армии операционистов. Позднее многих из них заменили автоматические кассовые аппараты. Сегодня в Индии используют гибрид обоих – человеческий банкомат – чтобы предоставлять банковские услуги многочисленному сельскому населению.

Как говорится в статье на сайте газеты The New York Times, на сегодняшний день в стране появился уже целый легион операционистов, нанятых для открытия банковских счетов почти для  50% из 300 миллионов индийских домохозяйств. С помощью ноутбука, беспроводного модема и сканера для отпечатков пальцев эти служащие открывают счета, принимают вклады и обрабатывают денежные переводы для фермеров и мигрантов.

Для снижения риска ограбления сумма транзакции законодательно ограничена 10000 рупий (около $212). На практике многие из них не превышают доллара или двух. Но, учитывая, что подавляющее большинство населения Индии проживает в деревнях, где отродясь не было никаких банковских отделений, такие операционисты выглядят настоящими современными миссионерами от финансов.

По мнению экономистов и политиков, такие мобильные агенты – которых также задействуют в таких странах, как Бразилия, Мексика и Кения – представляют один из наиболее многообещающих способов помочь деревенским беднякам сберечь и защитить свои деньги. Многие жители Индии, не имеющие банковских счетов, покупают золотые украшения или просто держат деньги в незапертых домах.

Абхиджит Банерджи, экономист Массачусетского технологического института, считает, что это может возыметь очень сильный эффект. Он говорит, что банковские агенты позволяют беднякам попросту отложить деньги, которые они потратили бы. А в сложные времена люди могут снимать свои сбережения, вместо того, чтобы брать займы под высокие проценты. В настоящее время счета приносят 4% годовых, что является стандартной ставкой для сберегательных счетов в Индии. Никаких комиссий за обслуживание или снятие не предусматривается.

Количество «бизнес-корреспондентов», как их прозвали индийские банкиры, достигает 60000, при этом они не являются банковскими сотрудниками, а получают комиссии за каждую транзакцию.

Резервный банк Индии, центральный банк страны, начал использовать банковских корреспондентов около пяти лет назад. Несмотря на медленный первоначальный рост, в центральном банке уверены, что к марту количество мобильных операционистов удвоится до 126000. Резервный банк распорядился, чтобы коммерческие банки назначили корреспондента в каждой деревне с населением более 2000 человек и приписали этих жителей к тому или иному банку.

Для самих банков это довольно дорогой способ привлечения клиентов. В то время как около 70% местного населения рассредоточено более чем в 600000 деревень, во всей стране всего лишь 33500 банковских отделений. Благодаря корреспондентам в Индии появилось 74 миллиона банковских счетов.

По словам Джайанта Синха, управляющего директора индийского офиса Omidyar Network, если использовать традиционную дорогостоящую банковскую систему, до этих людей никогда не добраться.

Сами корреспонденты в среднем зарабатывают около $200 в  месяц, что является приличным уровнем для деревенской Индии, где средний ежемесячный доход не превышает $65.

Такой банкинг являет собой пример «экономной инновации». Именно этим в последние годы славится Индия – способностью находить недорогие решения проблем своего развития. State Bank покупает сотни банкоматов, работающих на солнечной энергии, снимающих отпечатки пальцев и не нуждающиеся в кондиционировании при температуре до 50 градусов по Цельсию, у индийской компании Vortex Engineering. Аппараты размещаются в небольших городах и предназначены для клиентов, открывающих обычные банковские счета.

 

Бесплатный банкинг остается в прошлом


На минувшей неделе крупнейший банк США, Bank of America, объявил о намерении взимать с клиентов ежемесячную плату за пользование дебетовыми картами.

По данным The Wall Street Journal, Reuters, Finextra, The Washington Post, комиссия будет введена со следующего года для некоторых базовых текущих счетов в те месяцы, когда картой будут пользоваться для оплаты покупок. При этом за снятие наличных в банкоматах клиентов платить не обяжут.

По словам представителя банка Энн Пейс, экономика предложения дебетовой карты изменилась. Она рассказала, что клиенты могут ожидать определенных нововведений на своих счетах, таких как защита от овердрафта и мошенничества, так что комиссия компенсирует часть этих расходов.

При этом Пейс отказалась уточнить, сколько банк намерен заработать на этих платежах или скольких клиентов коснется это нововведение.

Как пишут The Guardian и CNN Money и The Washington Post, подобный шаг со стороны Bank of America мгновенно вызвал массу критических отзывов. Например, сенатор Ричард Дербин, автор реформы межбанковской комиссии по дебетовым картам, негативно воспринял новость: «Bank of America пытается найти новые способы увеличить прибыли, доставляя неприятности своим клиентам». Он утверждает, что это настолько неприкрыто и несправедливо, и надеется, что последнее слово останется за потребителем.

Доходы Bank of America от сборов в подразделениях по работе с вкладами и карточными услугами снижались еще до введения поправки Дербина касательно дебетовых комиссий. Во втором квартале 2011 года отдел по работе с вкладами отчитался о доходе от комиссий в размере $1 млрд., что на 34% меньше, чем годом ранее.

Доход подразделения по обслуживанию карт, охватывающего операции по кредитным и дебетовым картам,  составил $1,9 млрд., сократившись на 23% по сравнению с $2,5 млрд. во втором квартале 2010 года.

Многие клиенты банка также не обрадовались новости и объявили, что она стала последней каплей, переполнившей чашу терпения.

Как считает Грег Макбрайд, старший финансовый аналитик Bankrate.com, грамотные потребители не будут сидеть сложа руки. По его мнению, большинство из них либо перейдут на кредитные карты, либо найдут другой банк, не взимающий комиссий. И, действительно, 64% американцев готовы сменить банк в случае повышения комиссий, согласно результатам недавнего опроса Bankrate.

Однако глава LowCards.com Билл Хардекопф предупреждает, что сделать это не так-то просто, ведь клиенту придется идти в банк, печатать все чеки, не говоря уже о переносе автоматических платежей. Решение Bank of America – это лишь один из примеров того, какие новые комиссии ожидают клиентов из-за снижения банковских прибылей в связи с новым законодательством.

Согласно информации The New York Times, Wells Fargo и Chase тестируют ежемесячную плату за пользование дебетовой картой в размере $3. Regions Financial планирует начать комиссию в размере $4 уже в следующем месяце, в то время как SunTrust уже берет с клиентов по $5.

Причиной появления такого большого количества новых сборов является новый закон, вступивший в силу в минувшие выходные и ограничивающий размер межбанковской комиссии, которую банки могут взимать с продавцов каждый раз, когда клиент использует дебетовую карту для совершения покупки. Закон, известный как поправка Дербина, является важной частью реформы финансового сектора Додда-Фрэнка.

До сих пор средний размер комиссии составлял 44 цента. В июне Федеральный резерв решил ограничить ее до 24 центов. В то время как сам сбор достигает нескольких центов, он приносит существенные прибыли за счет миллионов транзакций. Эксперты Javelin Strategy and Research ожидают, что новый лимит обойдется банкам в $6,6 млрд. дохода в год. И это помимо еще одного убытка, $5,6 млрд., вызванного новыми законами, ограничивающими размер комиссий за овердрафт, вступившими в силу в июне 2010 года.

И даже несмотря на утверждения торговых групп о том, что снижение комиссий имеет серьезное значение для сдерживания роста цен, потребители вряд ли смогут существенно сэкономить. По сути, они просто будут платить из другого кошелька.

Или, как сказал Джейми Даймон, глава JPMorgan Chase: «Если вы – ресторан, и не можете брать деньги за газировку, вы поднимете цену на гамбургер».

Сам Chase в настоящее время берет с клиентов деньги даже за бумажные выписки. Кроме того, как и многие другие организации, банк закрыл программу поощрений для дебетовых карт. Кроме того, клиенты, перешедшие в Chase из Washington Mutual, больше не могут пользоваться бесплатными расчетными счетами. Банк также изучает возможности повышения других комиссий, включая онлайн-банкинг.

Дебетовая комиссия Bank of America выше, чем у большинства конкурентов, что отражает масштаб проблем, с которыми банк столкнулся после финансового кризиса. Компания также ввела онлайн-счета, пользователи которых платят за обращение в местное отделение. Кроме того, она также планирует применять новые комиссии по дебетовым картам к любому, кто воспользуется картой для внесения периодических платежей, к примеру, за посещение спортзала или кабельное телевидение.

Citibank стал одним из немногих, кто не планирует вводить оплату за пользование дебетовой картой. Однако открыть бесплатный расчетный счет в банке стало сложнее.

В начале этого года специалисты Wells Fargo подсчитали, что поправка Дербина будет стоить банку $250 миллионов ежеквартально. Компания надеется возместить половину этого убытка за счет ряда новых продуктов и клиентских комиссий, включая ежемесячную плату за дебетовую карту в размере $3. Сбор взимается в рамках «пилотной программы», которая начнется 14 октября в пяти штатах страны, включая Вашингтон и Джорджию. На днях банк отказывается от программы поощрений для пользователей дебетовых карт.

В то же время, HSBC недавно поднял комиссию – с $2 до $2,50 – для некоторых клиентов при пользовании банкоматами конкурирующих организаций. Банк также недавно ввел комиссию за транзакции по дебетовым картам в размере 35 центов, сохранив бесплатными первые 8 операций.

Клиентам TDBank также придется платить по $2 за использование банкоматов другой сети.

За последние несколько лет потребители все чаще переходили с кредитных карт на дебетовые, в основном, чтобы сократить расходы. Но некоторые аналитики считают, что новые комиссии вынудят клиентов вернуться к кредитным картам – что выгоднее для банков.


Вернуться назад