ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Минэкономразвития думает, как использовать запасы Росрезерва

Минэкономразвития думает, как использовать запасы Росрезерва


14-09-2011, 11:31. Разместил: VP

Государственные земли будут продавать быстро и открыто

Минэкономразвития решило в корне изменить подходы к продаже земли, находящейся в госсобственности. Для этого чиновники предлагают продавать участ­ки лишь на торгах, оставив при этом небольшой «запретный» список для случаев, когда можно избежать публичной процедуры.

 

РБК daily удалось ознакомиться с по­правками в Земельный кодекс, кардинальным образом меняющими подходы к сделкам купли-продажи государственной земли. С 2012 года совершать подобные сделки можно будет преимущественно на торгах. Исключения составят лишь земли государ­ственного или муниципального значения, а также линейные объекты.

 

«Сегодня все происходит с точностью до наоборот: участки предоставляются без торгов, но есть перечень случаев в жилищной сфере, сельском хозяйстве и др., когда необходимо провести процедуру торгов», — рассказал РБК daily директор департамента недвижимости Минэкономразвития Андрей Ивакин. Пока выделение земли в основном проходит по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, что, по его словам, «подстрекает» органы власти к продаже земли «своим» организациям и повышает градус злоупотреблений. Перевод на принцип торгов позволит увеличить прозрачность процедур.

 

Нововведение поможет и в борьбе с бюрократической волокитой. «На данный момент процедура распределения земель очень забюрократизирована и занимает около трех лет — это сбор бесчисленных подписей в каждой инстанции, куча согласований. К тому же предмет согласований до сих пор не установлен, сроки тоже. В некоторых регионах надо собрать до 20 печатей и подписей, чтобы пройти эту процедуру.

 

Естественно, на каждом этапе власти выстраивают административные барьеры. При этом никаких гарантий того, что после сбора всех согласований земля будет предоставлена заинтересованному предпринимателю, нет», — сетует г-н Ивакин.

 

Для того чтобы при переходе на аукционный принцип не заблокировать предоставление участков, законопроект дает право любому лицу сформировать по понятной процедуре земельный участок и потребовать его выставления на торги. Для органов власти, в свою очередь, установлена обязанность публиковать информацию обо всех свободных землях и проводить торги по требованию граждан или юридических лиц.

 

Новое правило будет действовать для участков любой величины в любом регионе. Минэкономразвития надеется, что поправки в Земельный кодекс примут в осеннюю сессию и с начала 2012 года они вступят в силу.

 

Руководитель практики земельного права, недвижимости и строительства «Пепеляев Групп» Алексей Коневский считает, что это решение давно назрело и рынок к нему уже готов. «Единственное, над чем стоит дополнительно подумать, — перечень запретных оснований», — говорит юрист. Есть ряд ситуаций, когда торги проводить нецелесообразно: в частности, если объект планируется строить «в чистом поле» и для него требуется предварительно выбрать подходящий по всем параметрам земельный участок.

 

«На сегодняшний день перечень исключений из конкурсных процедур довольно исчерпывающий», — полагает руководитель практики по недвижимости АБ «Леонтьев и партнеры» Дмитрий Щеглов. Если, например, мы берем земельный участок, на котором расположено здание или сооружение, безусловно, преимущество при выкупе этого участка должно быть у соб­ственника этих объектов, говорит он. «Исключение, касающееся выкупа арендованных сельхозземель, будет способствовать развитию сельского хозяйства. К тому же это поможет сохранить этот арендованный участок арендатору, который потом имеет право преимущественного приобретения этого участка», — перечисляет г-н Щеглов. «В конце концов, это позволит создать открытые условия для потенциальных инвесторов при приобретении этих земель и, соответственно, улучшит инвестклимат», — уверен юрист.

 

Одобряя инициативу, эксперты не исключают, что муниципальные власти не обрадуются вводимому самоограничению. Поэтому срок введения принципа торгов будет зависеть лишь от сильной воли Мин­экономразвития, способной противодей­ствовать лобби регионалов.

 

Минэкономразвития думает, как использовать запасы Росрезерва

За последние годы государство дважды использовало ресурсы Росрезерва для стабилизации рынка соли и сахара. Сейчас Минэкономразвития прорабатывает механизмы использования запасов государственного резерва при неблагоприятных рыночных ситуациях: реализация через биржу или их передача напрямую в регионы. Чиновники склоняются ко второму варианту распределения запасов Росрезерва. Эксперты считают биржевой механизм предпочтительным — он более прозрачный.

 

В конце 2010 года в закон «О гос­у­­­дар­­ственном материальном резерве» были внесены изменения, которые предполагают возможность использования ресурсов госрезерва для регулирования рынка в форме товарных интервенций. Их механизм сейчас разрабатывается Минэкономразвития. Чиновники надеются проработать этот механизм и прописать порядок его применения до конца 2011 года.

 

Источник в одном из министерств рассказал РБК daily, что сейчас чиновники обсуждают два варианта: продажа товаров на рынок через биржу, как это сейчас делает Объединенная зерновая компания, или передача товаров Росрезерва непосредственно регионам для ликвидации диспропорций между спросом и предложением, возникающих на региональных рынках.

 

Однако при первом варианте возникают сложности, связанные с недопущением раскрытия информации, составляющей гостайну, отмечает собеседник РБК daily. Чтобы обеспечить участие Росрезерва в биржевых торгах, необходимо внести изменения в законодательство, регулирующее данную сферу, и обеспечить условия для проведения закрытых торгов.

 

Второй вариант использования ресурсов Росрезерва более предпочтителен, отмечает собеседник РБК daily. В этом случае региональные власти самостоятельно принимают меры, обеспечивающие доступ населения к товарам, и следят за тем, чтобы цены на них не росли. Это позволит нивелировать действие рыночного правила: когда на рынке есть товар по высокой и по низкой цене, то участники рынка автоматически поднимают цены дешевого товара.

 

Такой механизм поможет также избежать перетекания дешевого товара на внешний рынок. Так, например, в случае дефицита нефтепродуктов более дешевое топливо из Росрезерва целесообразно продавать непосредственно нефтезаправкам, таким образом оно точно дойдет до населения.

 

Заместитель главы Минэкономразвития Олег Савельев подтвердил, что эти варианты действительно обсуждаются, но окончательное решение пока не принято. По его словам, запасы Росрезерва будут использоваться не в режиме систематической поддержки, а разово — в случае возникновения действительно чрезвычайных ситуаций, несущих угрозу благополучию населения.

 

В последние годы были ситуации, когда использование Росрезерва было бы эффективным, например во время ажиотажного спроса на гречку в 2010 году.

 

Резкий рост цен на сахар в конце 2010 — начале 2011 годов удалось сбить с помощью государственных запасов. «Ситуацию на сахарном рынке удалось стабилизировать целым комплексом мер, в том числе и выпуском на рынок сахара из запасов Росрезерва». — говорит г-н Савельев. Государственные запасы также использовались в 2006 году. Тогда ресурсы Росрезерва позволили ликвидировать нестабильность на рынке соли.

 

Гендиректор ИКАР Дмитрий Рылько считает биржевой вариант распределения запасов Росрезерва предпочтительнее. «Во-первых, он прозрачнее, а во-вторых, быстрее приводит рынок в равновесное состояние и вообще позволяет понять, где это равновесное состояние находится», — говорит эксперт. Механизм распределения по регионам, по мнению г-н Рылько, выглядит непрозрачным и громоздким. Однако в рамках биржевых торгов можно устраивать региональные сессии с реализацией тех или иных продуктов и ограничивать состав участников только профильными предприятиями, добавляет г‑н Рылько: «Это окажет поддержку конкретным регионам и ограничит спекуляции на рынке».

 

Поставки сахара на региональные рынки для урегулирования ценовой ситуации в определенной степени оказали позитивное влияние, говорит председатель правления Союзроссахара Андрей Бодин. «Все-таки наиболее предпочтительным вариантом стал бы механизм интервенций аграрных продуктов», — считает он. Однако этот механизм сейчас не доработан и применяется только в отношении зерна. «Мы считаем, что необходимо расширить список продуктов, в том числе за счет белого сахара, которые можно закупать в период его сезонного перепроизводства и реализовывать в период его наи­большего спроса.

 

Уверенность сельхозпроизводителей в возвратности инвестиций позволит привлекать средства для внедрения современных агротехнологий», — отмечает эксперт. 

 

Читать полностью: http://www.rbcdaily.ru/2011/09/14/market/562949981472930


Вернуться назад