ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Хроника американских дефолтов

Хроника американских дефолтов


4-08-2011, 10:22. Разместил: VP

«Горячие темы» западных блогов – предполагаемый дефолт США, военные расходы Америки, почему мы все будем беднее.

// Дмитрий Балковский, специально для Bankir.Ru


 

Краткая история американских кредитных дефолтов


Автор: Джон С. Чемберлен (John S. Chamberlain)


13 июля президент Соединенных Штатов в раздражении покинул проходящие переговоры по поводу повышения лимита задолженности с  максимума в $14,294 триллионов долларов, установленного законом. Это привело к новой серии размышлений о том, могут ли Соединенные Штаты объявить дефолт по своим финансовым обязательствам. В такой ситуации полезно вспомнить о предыдущих случаях, когда это происходило, и о влиянии этих дефолтов. Изучая дефолты прошлого, мы можем получить представление о том, что могут предвещать будущие неплатежи. 

 

Дефолт континентальной валюты, 1779 год


Первый дефолт США произошел при первом же выпуске долговых обязательств: валюты, эмитированной Континентальным Конгрессом в 1775 году. В июне 1775 года Континентальный Конгресс Соединенных Штатов Америки, находившийся в Филадельфии и представлявший 13 штатов союза, выпустил кредитные векселя на сумму 2 миллиона «испанских долларов» (песо) с выплатой в течение четырех лет путем четырех ежегодных взносов. В следующем месяце выпустили еще один миллион. После этого эмитировали еще 3 миллиона. На следующий год было выпущено банкнот еще на 13 миллионов долларов. Это были первые «Континентальные доллары», выпущенные для финансирования восстания против Великобритании. Эмиссии продолжались до тех пор, пока объем непогашенных обязательств не достиг 241 миллиона долларов, не считая британских подделок.

Конгресс не обладал полномочиями по налогообложению, так что каждый из штатов был признан ответственным за погашение определенной доли векселей в соответствии с населением. В 1776 году управление этими ценными бумагами было передано «Совету Казначейства». За отказ от банкнот или прием ниже номинала грозило отрезание ушей и другие ужасные наказания.

Банкноты стремительно дешевели, потому что народ начал понимать, что ни штаты, ни их Конгресс не имеют ни возможности, ни желания их выкупать. В ноябре 1779 года Конгресс объявил о девальвации Континентальной валюты по курсу 38,5 к 1, что, по сути, сводилось к объявлению дефолта. В этом году отказываться от приема банкнот начали уже повсеместно, а торговля свелась к бартерному обмену, вызвав внезапный голод и прочие лишения.

В конечном счете, Конгресс согласился выкупить банкноты по курсу 1000:1. При курсе 0,82 тройской унции за один песо и $36 (сегодняшних) за тройскую унцию серебра первый дефолт привел к совокупным убыткам американского населения на сумму примерно в $7 млрд.

 

Бенджамин Франклин (Benjamin Franklin) оценил этот ущерб как налог. Память о страданиях и экономическом крахе, вызванных этим «налогом» и подобными банкнотами, выпущенными штатами, оказала влияние на создание статьи Конституции, которая была утверждена в 1789 году:

Ни один штат не может заключать какой-либо договор, вступать в союз или конфедерацию, выдавать свидетельства на каперство и репрессалии, чеканить монету, выпускать кредитные билеты, уплачивать долги чем-либо иным, кроме золотой и серебряной монеты, принимать билли об опале, законы expostfacto или законы, нарушающие договорные обязательства.

 

Дефолт по континентальным внутренним займам


Помимо выпуска валюты, Континентальный Конгресс производил как внутренние, так и внешние займы. Внутренний долг в целом достигал около 11 миллионов песо. Процент по этому долгу выплачивался, в первую очередь, из денег, получаемых от Франции и Голландии в рамках отдельных заимствований. Когда этот источник финансирования иссяк, Конгресс объявил дефолт по внутреннему долгу, начиная с 1 марта  1782 года. Частичное погашение этих долгов было произведено позже путем принятия этих банкнот в счет налогов и прочих косвенных компенсаций. Приняв закон о финансировании в 1790 году, Конгресс вообще аннулировал эти займы, но при этом предложил преобразовать их в новые с менее благоприятными условиями, таким образом, увековечив дефолт в форме федерального закона.

 

Дефолт гринбакса в 1862 году


После Войны за независимость Конгресс Соединенных Штатов проводил лишь ограниченную эмиссию долга и валюты, отдав заботы о госфинансировании на откуп штатам и частным банкам. (Эти субъекты регулярно отказывались от выполнения обязательств вплоть до паники 1837 года, когда пик дефолтов штатов привел к появлению термина «отказ от уплаты долга»). В августе 1861 года это равновесие между местным и федеральным финансированием нарушилось навсегда, когда Гражданская война вынудила Конгресс создать новую валюту, получившую известность как «гринбакс» (зеленые спинки) из-за зеленых чернил. Первоначально гринбаксы представляли собой предъявительские векселя на сумму $60млн номиналом в $5, $10 и $20, которые подлежали обмену на золото в любое время по курсу 0,048375 тройской унции за доллар. Менее чем через пять месяцев Казначейство США объявило дефолт по этим банкнотам, не сумев выкупить их  по предъявлении.

После этой неудачи Казначейство проводило дополнительные эмиссии гринбаксов в качестве «законного средства платежа», которое подлежало обмену только на иностранную валюту и не могло использоваться для уплаты таможенных пошлин. В зависимости от превратностей войны эти банкноты торговались со скидкой, которая варьировалась от 20 до 40%. С помощью уловки, заключавшейся в монетизации этой валюты с помощью облигаций и выплате только процентов по этим облигациям золотом, полученным благодаря таможенным пошлинам, партия Линкольна (Lincoln) финансировала Гражданскую войну без дальнейших дефолтов.

 

Дефолт по облигациям свободы 1934 года


Из-за вступления в Первую мировую войну финансирование правительства Соединенных Штатов вышло на абсолютно новый уровень.  В число новых правительственных предприятий входила эксплуатация и обслуживание торгового флота, производство боеприпасов, кормежка и обмундирование солдат за свой счет, а также многие другие дорогостоящие инициативы, которых не проводилось ранее или же они проводились, но в гораздо меньшем масштабе.

Для финансирования этих затрат Конгресс, начиная с 1917 года, выпускал серию долговых обязательств, известных как «Облигации свободы». Сначала облигации конвертировались в более поздние выпуски на все более выгодных условиях, до тех пор, пока долг не был рефинансирован в четвертую эмиссию облигаций свободы, проведенный 24 октября 1918 года на сумму $7 млрд. сроком на 20 лет с доходностью 4,25%, подлежащей выплате золотом по курсу $20,67 за тройскую унцию.

К тому времени, когда Франклин Рузвельт (Franklin Roosevelt) занял президентский пост в 1933 году, золотой запас страны опустошался за счет только одних процентных выплат; и так как золота в казне было всего на $4,2 млрд., было очевидно, что основную сумму, срок выплаты которой наступал в 1938 году, возвращать будет нечем, не говоря уже о возмещении расходов и других долговых обязательств. Эти другие долговые обязательства были значительными. Еще с 1890-х годов в Казначействе не хватало золота, и оно финансировало этот дефицит, выпуская новые облигации для привлечения золота, необходимого для выплаты процентов по предыдущим выпускам. В результате в 1933 году общая сумма задолженности составляла $22 миллиарда, и золото, требуемое только для выплаты процентов по ней, скоро должно было закончиться.

В сложившейся ситуации Рузвельт решил объявить дефолт по всем внутренним долговым обязательствам, прекратив обменивать их на золото американцам и девальвировав доллар по отношению к иностранным валютам на 40%. Предприняв подобные меры, Казначейства смогло частично погасить задолженность и поддерживать торговые отношения с важными партнерами Соединенных Штатов.

Если взять сегодняшнюю цену золота в $1550 за тройскую унцию, то общая сумма убытка инвесторов после девальвации составила около 640 млрд. в долларах 2011 года. Окончательным итогом стало усиление депрессии и снижение объемов торговли в 1930-е годы, а также создание предпосылок для начала Второй мировой войны.

 

Мгновенный дефолт 1979 года


Казначейство Соединенных Штатов случайно устроило дефолт по нескольким векселям во время долгового кризиса 1979 года. Из-за административной ошибки выплаты по обязательствам на сумму в $120 млн. со сроком погашения 26 апреля, 3 мая и 10 мая не были произведены в соответствии с условиями договора. В конечном счете, несмотря на то, что Минфин выплатил номинальную стоимость векселей, против Соединенных Штатов в Федеральный суд Центрального округа Калифорнии был направлен групповой иск по поводу выплаты дополнительных процентов из-за отсрочки. Правительстворешилоизбежатьдополнительнойогласки, удовлетворивзапрособманутыхинвесторов. Экономический анализ этого дела показал, что окончательным итогом этого было незначительное увеличение процентных ставок по ГКО.

 

Что произойдет в августе 2011 года?


Многих людей интересует возможность дефолта Казначейства 3 августа 2011 года, когда, в соответствии с предположениями Министерства финансов, оно больше не сможет оплачивать все расходы без дополнительных займов.

В этом случае дефолт маловероятен. Исторически правительства отдавали приоритет обслуживанию долгов, нежели всем остальным расходам. Если увеличение финансирования за счет долга станет невозможным, Казначейства сначала прекратит выплаты по другим расходам, начиная с «второстепенных» дискреционных, а затем перестанет выделять средства на обязательные расходы и  социальные программы.

В крайнем случае, все убытки повесят на Федеральный резерв. ФРС владеет казначейскими долговыми обязательствами на сумму порядка $1,6 трлн. С помощью выкупа Федрезервом пакетов долговых обязательств Минфина и дефолта по этим ценным бумагам, не принадлежащим инвесторам, Соединенные Штаты могут бесконечно откладывать дефолт по отношению к реальным инвесторам.

 

Амброз Эванс-Притчард о вероятности американского дефолта, а также любопытный пресс-релиз от офиса градоначальника г. Бостона о начале ВОЕННЫХ МАНЕВРОВ В ЧЕРТЕ ГОРОДА


Успокойтесь. США не пропустит процентных платежей по своим $14,3 трлн. долгов в следующую среду.

Настоящий дефолт стал бы, по словам бывшего министра финансов Ларри Саммерса (Larry Summers), «крахом банка Лиман на стероидах». Именно по этой причине президент Обама не нажмет на курок, ДАЖЕ ЕСЛИ переговоры о повышении уровня долгового потолка зайдут в тупик.

У Обамы все еще есть несколько хороших карт на крайний случай.

Как утверждает автор блога Naked Capitalism Ив Смит (Yves Smith), Белый Дом может бросить вызов конституционности долгового потолка в Конгрессе.

14-я поправка к Конституции США говорит, что «законность публичного долга Соединенных Штатов не может ставиться под вопрос».

Все эти дебаты дойдут до Верховного Суда, не славящегося большой быстротой принятия решений, а тем более по такому сложному вопросу.

Билл Клинтон (Bill Clinton) так и посоветовал поступить Обаме: рви вперед, пробей долговой потолок, тем самым бросая вызов Конгрессу и пусть «суды тебя заставят остановиться».

В другом сценарии американский Минфин может одним взмахом пера уничтожить все запасы облигаций на балансе Феда и таким образом купить два года передышки. Это будет простая бухгалтерская транзакция. Бен Бернанке (Ben Bernanke) может себя почувствовать некомфортно и золото может выстрелить к $3,000, но Фед под управлением Бернанке уже стал образчиком гибкости.

У Минфина есть полномочия выпускать платиновые монеты в любой деноминации (то есть, как и в случае с бумажными деньгами, куда выше стоимости металла): например, сундук монет с номиналом в $1 млрд. Это сеньораж на стероидах, перефразируя профессора Саммерса.

Дмитрий Балковский: На самом деле Ив в своем интервью говорила о чеканке ОДНОЙ монеты с номиналом в триллион долларов, - любопытно было бы подержать ее в руках.

Амброз: Вы поняли уже, куда все движется: ничего не изменится, когда закончится крайний срок 2 августа. США – это важнейшая в мире стратегическая и экономическая супердержава, оценивающая свои долги в своей собственной валюте. И она делает что хочет.

Тем не менее, США могут потерять свой рейтинг AAA от агентства Standard&Poor’s. Неплохая история на денек, но в принципе ничего важного. Глобальные стражи облигаций сами могут оценить размер риска дефолта США. Рейтинговые агентства здесь не играют больших ролей.

Кстати говоря, серийные снижения японского рейтинга не помешали доходности ее десятилетних облигаций упасть в какой-то момент до смехотворного уровня в 0.5%. Важно верят ли сами инвесторы в то, что их натянут. В случае Японии они в это не верили и все еще не верят.

Очевидно, что рынки облигаций не воспринимают серьезно риска дефолта США, хотя валютные рынки не показывают схожего оптимизма. Я знаю, что это конфузит многих в Европе и даже злит некоторых, но холодная реальность выше эмоций: доходность по двухлетним облигациям США все еще составляет 0,4%, а по десятилетним – 3,02%.

Те из нас, кто пережил многие такие мыльные оперы на Капитолийском холме (я освещал долговое противостояние Клинтона и (тогдашнего республиканского спикера Конгресса.– Ред.) Гингрича (Gingrich)в 1995 году в мой вашингтонский период, также как несколько случаев при Буше старшем и даже Рейгане), смотрят на все это скептически.

Возможно, по этой причине нас и поймают со спущенным штанами, также как аналитики ветераны рынка золота оказались последними, кто понял, что начался новый бычий рынок металла. Люди обычно с трудом расстаются со своими привычными стереотипами.

Но в этот раз драма дает куда более угрожающее ощущение, и она происходит в момент, когда сама идея суверенного государства потеряла нимб святости.

Мне не понравился тон речи президента Обамы. Вместо того, чтобы попытаться найти выход из тупика, он, похоже, готовился к тому, чтобы взвалить всю вину на республиканцев. Это создает отвратительное настроение.

Эпическая битва за то, какой станет будущая Америка, несомненно, сейчас в самом разгаре: вернется она к духу фронтира и низких налогов ранней Республики или пойдет еще дальше путем социального государства от колыбели до могилы и евро-патернализма. И, конечно, действительно ли она окажется банкротом в обозримом будущем.

Я симпатизирую тем, кто хочет сократить объем федеральной сферы влияния, хотя я и не готов присоединиться к хору нападок на президента Обаму. Он пообещал сократить пенсионные расходы и программы медицинского страхования и даже в какой-то момент поддержал предложение о фискальной заморозке размером в $4 трлн. за десятилетний период, чем вызвал ярость сторонников Кейнса, таких как Пол Крюгман (Paul Krugman).

Для меня не очевидно, что республиканцы Джона Боннера (John Boehner) являются большими фискальными консерваторами и действительно готовы принести в жертву священных коров социальных выплат.

Великий картель индустрии здравоохранения является здесь главным виновником. Это коренная причина краха США и он отвечает за эпидемию диабета, болезни Альцхаймера и нескольких других массовых недугов захлестнувших Америку. Он не следует за медицинскими новациями и отказывается оставить ошибочные меры. Американцам необходимо встать лицом к лицу с этим монстром (20% ВВП), пока он не разрушил страну. Но об этом мы будем жаловаться в другой раз.

S&P цитировало слова Уинстона Черчилля (Winston Churchill) в своем предупреждении о возможном снижении рейтинга о том, что «вы всегда можете рассчитывать на то, что американцы поступят правильно после того как они попробуют все остальное».

Или, по словам другого человека по фамилии Клинтон, когда она пыталась уверить азиатов у которых в собственности $3трлн американских облигаций: «в Вашингтоне на данный момент проходит интенсивная политическая драчка. Но подобные дебаты стали постоянной частью нашей политической жизни в течение всей истории нашей республики».

«Иногда они кажутся грязными, но именно так открытое и демократическое общество собирается вместе, чтобы достичь правильного решения».

Точно.

Если я не прав, то нам всем придется укрыться в анти-ядерном бункере в следующую среду.

Дмитрий Балковский: В подтверждение необычности и серьезности ситуации приводим пресс-релиз, опубликованный на сайте мэрии Бостона 25 июля. Оригинал см. здесь, материал впервые опубликован Zero Hedge.

 

Военные маневры пройдут в Бостоне и вокруг него


Совместные федеральные маневры пройдут в бостонском регионе с 26 июля по 5 августа. Военные будут проводить тренировки для улучшения навыков ведения операций в городских условиях, подготовки к грядущим международным операциям и выполнения обязательных тренировочных требований. В некоторых упражнениях будут применяться вертолеты.

Бостонский полицейский департамент в сотрудничестве с военным персоналом проводит координацию мест проведения учений, чтобы избежать затруднений для жителей Бостона и их повседневной жизни. Были предприняты меры безопасности для предотвращения риска для граждан и военных. С этой целью места маневров будут закрыты для публики и будут охраняться персоналом в военной форме для дополнительной безопасности.

Дмитрий Балковский: Прекрасный студенческий город Бостон… Какие, интересно, места, в которых планируется дислоцировать американские войска, похожи на него – Нью Йорк и Лос-Анджелес? Жутковато…

 

60 лет расходов на американскую оборону в графической форме и почему будут потеряны миллионы рабочих мест


Автор: Zerohedge

Moody's опубликовало подробный график военных расходов с 1946 года, который показывает, что в то время как в течение многих лет годовой объем военных затрат американского правительства составлял около $400 млрд., в прошлом десятилетии эта сумма выросла до исторического максимума в чуть менее $750 млрд. И в то время как можно рассуждать, почему Америка тратит 20% годового дохода на вооружение (и еще больше спорить о том, почему при президенте, получившем Нобелевскую премию мира, это число продолжило расти), ясно одно: в ближайшие месяцы и годы эта сумма будет снижаться, потому что у Вашингтона нет иного выбора, кроме как сократить государственные расходы на военные нужды. И в то время как этот процесс, скорее всего, займет много лет, он окажет существенное влияние не только на определенные военно-промышленные компании, но и на их системы снабжения, что приведет к сотням тысяч, а, возможно, и миллионам увольнений в ближайшие десять лет, так как правительственное финансирование сокращается, и придется урезать еще один слой накладных расходов.

 

Источник:Moodys'. Расходы США на национальную оборону.

 

Обострение политической риторики и продолжающееся обсуждение лимита госдолга США и дефицитного расходования на прошлой неделе привело нас к ожиданию более масштабного урезания бюджетных расходов, которые негативно скажутся на подрядчиках Минобороны, сотрудничающих с правительством США. 

 

Достигая почти $700 млрд. и около 20% от общего годового объема внутренних расходов (и более половины дискреционных затрат), крупнейший оборонный бюджет мира (Китай на втором месте) может рассматриваться, с политической точки зрения, по крайней мере, как частичное решение  давней проблемы дефицита. Независимо от того, будет ли найдено удовлетворительное решение растущей проблемы дефицита в ближайшее время и будет ли поднят долговой лимит, мало кто сомневается в сохранении необходимости сокращения чрезмерных расходов.

 

Негативное влияние затронет таких первоклассных подрядчиков министерства обороны, как  Lockheed Martin (Прогноз Baa1 стабильный), Northrop Grumman (Прогноз Baa1 стабильный), Boeing (Прогноз A2 негативный), Raytheon (Прогноз Baa1 стабильный) и General Dynamics (Прогноз A2 негативный); других крупных военных подрядчиков, таких как Science Applications International(Прогноз A3 стабильный), ITT (Прогноз Baa1 с перспективой понижения), L-3 Communications (Прогноз Baa3 стабильный), BAE Systems (Прогноз Baa2 стабильный) и United Technologies (Прогноз A2 стабильный), и, наконец, весь контингент компаний в цепочке поставок этих крупных подрядчиков.

 

За последние 10 лет со времен событий 11 сентября благодаря быстрому наращиванию военных сил, как показано ниже, оборонный бизнес стал весьма выгодным, почти безотносительно целевой программы.

 

Теперь же, когда необходимость сокращения правительственных бюджетов становится глобальным феноменом, затраты на оборону подвергаются значительному пересмотру после периода очень сильного роста, и военные подрядчики, соответственно, имеют меньшие возможности на фоне усиления конкурентной борьбы.

Еще до того, как покинуть свой пост, бывший министр обороны Роберт Гейтс (Robert Gates) объявил и/или сократил расходы на $400 млрд., отменив определенные программы разработки оружия и определив возможности для сокращения административных расходов и повышения эффективности использования средств. Однако более $300 млрд. из этих сэкономленных средств планируется повторно инвестировать в подобные программы и/или более высокие военные приоритеты, то есть дефицит бюджета сократится всего на $78 млрд. В апреле этого года при утверждении бюджетного законопроекта президент Обама (Obama) попросил о поэтапном сокращении военных расходов на $400 млрд. (за исключением дополнительных затрат в военное время), что приблизительно составляет 7% запланированной бюджетной базы Минобороны на ближайшие десять лет. Так как эта сумма в долларовом отношении все равно остается весьма умеренной, то мы ожидаем соглашения о более масштабном плане сокращения расходов, отчасти вызванного желанием и необходимостью предотвратить дефолт по платежам и понижение рейтинга правительственных облигаций с нынешнего Aaa, вопрос о пересмотре которого был поставлен 13 июля.

 

Для оборонной промышленности это может означать призыв к сокращению расходов в разы больше первоначальной установки в $400 млрд., особенно в отношении пропорциональной доли в общем бюджете. И в процессе того, как только что одобренный в Палате представителей законопроект о закупках министерства обороны на  2012 год пробивает себе дорогу в демократическом сенате, особенно после того, как прекращение переговоров о масштабном сокращении дефицита дало политикам дополнительную пищу для размышлений, в ближайшие несколько лет эту исторически неприкасаемую категорию расходов может ожидать сокращение уровня базового финансирования, выражаемое двузначной цифрой.

Ускоренный вывод войск из Ирака и Афганистана даст толчок урезанию всех военных расходов (включая эти дополнительные затраты в военное время), и даже только это окажет значительное влияние на многие компании. Вперспективедля военных подрядчиков все большее значение будет иметь участие в «правильных» программах. Однако какие именно это будут программы, пока неизвестно, учитывая чрезвычайно обширный и растущий список потенциальных и реальных угроз национальной безопасности США.

Всеэтокомпенсируется стабильным состоянием сектора и хорошими финансовыми показателями его участников. Кроме того, такие предполагаемые сокращения расходов на сколь-нибудь значимом уровне, вероятно, продлятся в течение многих лет, особенно учитывая, что большинство оборонных контрактов – долгосрочные. Более того, ежедневные новости постоянно напоминают о том, что мир по-прежнему является очень опасным местом. Реальная проблема – это доступность по цене. Спрос (и потребность) на новейшее вооружение, программы и услуги, предлагаемые военными подрядчиками, будут существенно отражать степень угрозы и, таким образом, останется высоким, особенно со стороны американского правительства. В этом отношении индустрия пользуется в чем-то уникальными, но при этом взаимовыгодными отношениями со своим самым важным заказчиком.

 

Почему мы все будем беднее

 

Автор: Шпенглер (Spengler)

 

Человек – это не остров, особенно на рынках. Наша потребительская корзина включает в себя усилия сотен миллионов человек по всему миру, и наше право потреблять зависит от нашей способности продать себя сотням миллионов людей по всему миру. В течение этого века количество взрослых в богатых и продуктивных странах сократится примерно на треть. Все мы станем беднее.

На треть меньше людей будут приносить прибыли компаниям, платить налоги правительствам, покупать дома или автомобили или ездить в отпуск. Начиная примерно с 2015 года, взрослое население планеты начнет уменьшаться примерно на 2% в год. По данным Совета национальной промышленной конференции [1], с 2000 года производительность в промышленно-развитых странах (выработка на одного рабочего) возросла чуть более чем на 2%, так что 2-процентное сокращение работоспособного населения предполагает, что производительность труда в развитых странах сохранится на прежнем уровне в течение неопределенного периода времени.

Население в возрасте с  15 до 59 лет, более развитые регионы

Источник: Демографические прогнозы ООН (UN Population Prospects), при условии постоянной рождаемости

 

Рост в развитом мире приостановится, а правительственные доходы стагнируют как раз тогда, когда правительствам они понадобятся больше всего. В 2010 году 24% населения развитых стран составляли пожилые иждивенцы. К 2030 году этот показатель увеличится до 30%, а к 2040 году – до 42%. Потребность в государственных пенсиях и системах здравоохранения будет колоссальной, особенно в быстро стареющей Европе и Японии. Для поддержания пенсионеров существенно увеличат налоги, что означает снижение доходов после вычета налогов.

 

Америка – это громадное исключение из мировой тенденции.

 

Взрослоенаселениев Америке, Европе и Японии (2010=100)

Источник: Демографические прогнозы ООН (UN Population Prospects), при условии постоянной рождаемости

 

Более высокий уровень рождаемости в Америке может быть палкой о двух концах и к тому же может не сохраниться надолго, потому что он связан с очень высокой рождаемостью среди латиноамериканских эмигрантов. К 2050 году американцы европейского происхождения будут составлять лишь половину населения. Выходцы из Латинской Америки непропорционально перемещаются из беднейших и наименее образованных общественных слоев Мексики и Центральной Америки и, возможно, не сумеют интегрироваться, как их предшественники. Но в Америке есть и другие источники демографической стабильности. Коэффициент рождаемости у Евангельских христиан, составляющих около четверти американцев, составляет 2,6, что намного выше коэффициента замещения поколения.

Америка, Канада и Австралия - это единственные промышленные страны, заслуживающие долгосрочных инвестиций, но демографический спад в остальном развитом мире затронет и их. Американские экспортные товары будут покупать меньше людей, также снизится число иностранных поставщиков новой продукции.

Как насчет развивающихся стран? Взрослое население Китая сократится с 915 миллионов в 2010 году всего лишь до 682 миллионов в 2050-м, то есть больше, чем на треть. Взрослое население Индии увеличится на треть, но неизвестно, какая его часть интегрируется в современный характер страны, а сколько останется в ловушке нищеты. Африка, Латинская Америка и арабский мир никогда не давали мировой экономике ничего, кроме сырья, и производительность населения – это не тот фактор, который стоит обсуждать.

Пузырь, лопнувший в 2008 году, был всеобщим заблуждением развитых стран, которые думали, что можно получать высокие прибыли, несмотря на неизбежное сокращение количества людей, способных производить эти прибыли.

Теперь, когда эта бредовая идея умерла, у граждан промышленных стран нет иного выбора, кроме принятия более низких доходов от инвестиций, сокращения правительственных выплат и более бедственного существования в целом. Единственный вопрос, занимающий обитателей здания парламента в Висконсине, равно как и палаццо Монтечиторио в Риме, - это насколько быстро правительства сократят финансирование и кого это коснется.

Кризис начался в 2008 году, когда рухнула кредитная система. Сегодняшняя долговая драма еврозоны – это не кризис, а переговоры. Существует наглядное сравнение между кризисом муниципальной задолженности в США и государственным долговым кризисом в Европе. Самый коррумпированный город в США – просто пристанище ангелов по сравнению с любым политическим мероприятием в южной Европе.

Избиратели, они же налогоплательщики, наградили политиков полномочиями по безжалостному сокращению расходов. В Висконсине и Миннесоте, где губернаторы-республиканцы противостоят профсоюзам бюджетников, дошло до открытой конфронтации. Эта система, пусть и нерегулярно, но работает, потому что штаты и города должны привлекать финансирование за счет своих жителей, а налогоплательщики голосуют за тех, кто отвечает за налогообложение и расходы.

Занятостьвгосударственном аппарате штатов и городов резко сокращается, и только в июне было проведено 21000 сокращений. За прошедший год американские города урезали 124000 рабочих мест в сфере образования. Объем займов в штатах и городах США в этом году снизился вполовину, а муниципальные долговые обязательства принесли больше, чем любой другой класс активов с фиксированной прибылью.

В Европе, где расходы населенных пунктов контролируют государственные правительства и бюрократы в Брюсселе, а избиратели практически не имеют отношения к бюджетам местных управлений, такой ответственности нет. Результатом стала битва между греческими получателями правительственных льгот и налогоплательщиками Германии. У местных структур нет стимула вышвыривать лодырей, потому что муниципальные зарплаты в Афинах выплачиваются не из карманов афинских налогоплательщиков. Европейские бездельники должны заглянуть в бездну, прежде чем делать то, чем заблаговременно занимались американские штаты и города.

На этом сходство кончается. У Америки достаточно налогоплательщиков, чтобы финансировать ее обязательства на всех уровнях правительства. К середине века еврозона потеряет 30-40% своих потенциальных налогоплательщиков. И в какой-то момент сегодняшние итальянские и испанские правительственные облигации будут стоить столько же, сколько облигации, подписанные императором Ромулом Августом в 457 году нашей эры.

 

Сноска

1. 2011 Productivity Brief – Key Findings, The Conference Board, 2011.

График недели: Швейцарский франк против доллара в пятницу!


 

 

Карикатура недели


Не паникуйте!


Вернуться назад