ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Еженедельный обзор мировых масс-медиа за 17–24 июля 2011 года

Еженедельный обзор мировых масс-медиа за 17–24 июля 2011 года


25-07-2011, 13:06. Разместил: VP

В центре внимания иностранных медиа: перемены в банковском секторе, самые дорогие монеты, платежные системы и социальные сети.

// Юлия Гавозда, специально для Bankir.Ru

 

В банковском секторе дует ветер перемен


От диеты до скальпеля

 

На прошлой неделе ряд банков объявил о мерах по сокращению расходов в связи с умеренным ростом кредитования и замедления торговых операций. Например, Wells Fargo планирует урезать затраты на $6 млрд. к концу 2012 года, в то время как Goldman Sachs Group Inc сократит свои на $1,2 млрд. К октябрю этого года Bank of America разработает детальную программу снижения издержек.

 

Однако, как пишет Reuters, эти сообщения служат для банков началом более серьезного переосмысления своей деятельности в борьбе со слабым ростом кредитного портфеля, новыми требованиями к капиталу и ужесточением законодательства.

 

Как только финансовые организации проведут сокращение административного штата и урежут зарплаты самым высокооплачиваемым сотрудникам, им придется подумать о более радикальных мерах, таких как закрытие подразделений и выход с недостаточно прибыльных рынков.

 

На данный момент банки предпочитают стандартные шаги по урезанию расходов. Например, ожидается, что большая часть программы Wells Fargo Corp  по сокращению затрат на $6 млрд. будет состоять в мерах по улучшению рентабельности, таких как объединение центров обработки данных и автоматизация процессинга платежей. Об этом на телефонной конференции объявил финансовый директор компании Тим Слоун.

 

На днях представители State Street Corp, страдающего из-за низких процентных ставок, сообщили о намерении сократить 850 позиций в рамках второй фазы кампании по урезанию штата на 1400 мест.

 

Снижение издержек пока что происходит под влиянием слабого спроса на кредиты и низких процентных ставок. Наступают сроки погашения более высокодоходных займов, таких как ипотечные кредиты, на смену которым, в лучшем случае, придут малодоходные новые займы или правительственные ценные бумаги.

 

Во втором квартале чистый процентный доход Bank of America Corp снизился с 2,77% до 2,50% в годовом выражении. Этот же показатель у Wells Fargo – один из самых высоких в индустрии – сократился за этот же период на 0,37% до 4,01%.

 

«Приходится бежать со всех ног, только чтобы покрыть расходы», - рассказал аналитикам глава банка Джон Стампф. По его словам, банки оказались в «одной из тяжелейших ситуаций, которые он когда-либо видел».

 

Wells Fargo испытывает такой недостаток желающих брать кредиты, что, по признанию Стампфа, банк «владеет ликвидностью в размере почти $90 млрд.», но при этом не зарабатывает столько, чтобы покрыть расходы на ее хранение.

 

Будь это единственной проблемой для банков, хватило бы простого сокращения расходов. Однако новые требования к достаточности капитала могут привести к увеличению стоимости денежных средств, а результатом нового финансового законодательства может стать удорожание участия в других сферах деятельности.

 

Например, в мае этого года крупнейший банк Европы HSBC объявил, что прибыль более 40% подразделений не превышает стоимость привлечения денежных средств. Чтобы справиться с этим, HSBC рассматривает возможность принятия серьезных мер, включая продажу американского кредитно-карточного портфеля и закрытие отделений на севере Нью-Йорка. В целом банк намерен сконцентрироваться на основной деятельности и покончить с «непрофильными» направлениями бизнеса. Некоторые инвесторы полагают, что даже этого недостаточно.

 

Аналитики и банковские топ-менеджеры говорят, что за HSBC последуют и другие. По словам бывшего руководителя банка, все начинается с сокращения расходов, однако в конечном счете придется понять, стоит ли оставаться в бизнесе, где прибыли не покрывают затраты на привлечение капитала. Именно на это намекали представители Wells Fargo, заявив о намерении проанализировать рентабельность всех  направлений бизнеса.

 

Дэвид Хендлер, аналитик CreditSights, опасается, что это ожидает даже самых сильных игроков: если банковские подразделения не будут зарабатывать больше, чем тратить, «им придется закрыть, продать или отделить их».

 

Первым пострадает офисный планктон

 

Крупнейшей статьей затрат для банков Уолл-стрит сегодня являются расходы на персонал. Именно их стремятся снизить финансовые организации, в связи с чем чего мировые финансовые гиганты вновь сокращают штаты. Об этом говорится в статье на сайте газеты The Huffington Post.

 

О намерении уволить сотни сотрудников объявили Goldman Sachs и Morgan Stanley. На минувшей неделе стало известно, что UBS и Credit Suisse готовятся сократить тысячи рабочих мест. Barclays Capital в этом году уже провел два цикла увольнений.

 

Однако на этот раз банки, которые снова прибегают к урезанию персонала, чаще склонны щадить наиболее щедро оплачиваемых топ-менеджеров – то есть людей, получивших максимальный выигрыш от ипотечного пузыря, развалившего экономику – а вместо них увольнять наименее затратных сотрудников.

 

Как пояснил бывший ведущий экономист Wells Fargo Сун Вон Сон, Уолл-стрит – это беспощадный  бизнес: «Более опытные, бывалые, высокооплачиваемые работники имеют намного больше связей и контактов. Это очень ценно. Более молодых и менее опытных сотрудников проще заменить».

 

В июне Barclays Capital провел сокращения персонала, включая аналитиков-новичков, нанятых в прошлом году сразу после окончания колледжа для работы в Нью-йоркском инвестиционном подразделении банка. Morgan Stanley сообщил о планах уволить до 300 человек в подразделении розничных брокерских операций, включая практикантов. В Goldman Sachs среди людей, которые потеряют работу, окажется «младший персонал», как рассказал на телеконференции финансовый директор компании.

 

Однако и опытность сотрудника не гарантирует сохранение работы. В конечном счете, решение выносится исходя из итоговых показателей компании и из того, насколько сотрудник способен их увеличить.

 

На прошлой неделе стало известно, что швейцарский инвестбанк UBS намерен сократить 5000 рабочих мест. Его конкурент Credit Suisse планирует уволить не менее 1500 сотрудников. Morgan Stanley рассматривает возможность сокращения «нескольких тысяч человек» (что, впрочем, опровергла представитель банка).

 

Сотрудники нескольких инвестиционных банков говорят, что увольнения на Уолл-стрит, похоже, проводятся по правилам, знакомым каждому полицейскому, пожарному или учителю, пережившему муниципальные сокращения: «последним принят - первым уволен». В то время как топ-менеджеры все еще с удовольствием тратят зарплаты и бонусы, достигающие семизначных сумм, некоторые банкиры недоумевают, почему выгоняют самых молодых – и низкооплачиваемых служащих.

 

«Приличный IT-проект стоит десятки миллионов долларов. Если уволить всех аналитиков, это все равно не сравнится с затратами на проект, - рассказал руководитель одного из крупнейших американских банков. – На этом много не сэкономишь».

 

Итогом для тех, кто реально теряет работу, может стать серьезный кризис. По словам того же руководителя, начнутся панические звонки: будут звонить чьи-то друзья и однокурсники и просить, чтобы им помогли найти работу взамен потерянной.

 

Как пояснил ветеран Уолл-стрит с 20-летним стажем, работающий в инвестиционном банке, который готовит сокращения, новых сотрудников увольняют, потому что они недавно пришли на работу и не успели обзавестись друзьями в компании. Он добавил, что в увольнениях все субъективно: «Ты просто знаешь, что уволят некоторых людей, которых увольнять не стоило».

 

Волна сокращений напомнила некоторым экспертам о периоде сразу после финансового кризиса, когда на Уолл-стрит увольняли значительную часть персонала. В период с сентября по сентябрь 2008-2009 годов количество занятых в финансовой сфере в Нью-Йорке уменьшилось более чем на 7%.

 

В разгар реализации программы помощи, когда зарплаты на Уолл-стрит подверглись пристальному вниманию, компании сократили бонусы для сотрудников, увеличив при этом базовые оклады. Как полагают эксперты, эти фиксированные расходы лишили банки гибкости в сложные времена. Теперь им приходится искать возможности сэкономить.

 

Самые дорогие монеты мира

 

В предыдущих обзорах мы рассказывали о самых известных американских монетах. На минувшей неделе газета The Telegraph опубликовала фотогалерею, посвященную самым дорогим монетам мира.

 

1. Доллар с изображением Свободы с распущенными волосами

Продан за $7,85 млн.

Первая монета номиналом в один доллар, выпущенная федеральным правительством Соединенных Штатов. Монета была отчеканена в 1794 и 1795 годы; ее вес и размер – те же, что и у испанского доллара, который был популярен в торговле на территории Америк. В мае 2005 года одна из таких монет была продана за $7,85 млн.

2. Двойной орел

Продан за $7,59 млн.

Изготовленная на 90% из золота, первая монета «Двойной орел» была отчеканена в 1849 году – год Золотой лихорадки в Калифорнии.

3. Редкая монета Эдуарда III 

Продана за $6,8 млн.

Редкая средневековая золотая монета, бывшая в обращении с декабря 1343 по июль 1344 года. Проданная за $6,8 млн. монета – один из трех известных сохранившихся экземпляров.

4. Серебряный доллар 1804 года

Продан за $4,14 млн.  

Этот доллар, существующий всего в 15 экземплярах, известен в двух вариантах («Классах»). Восемь из них – «первого класса», отчеканены в 1834 году. Два экземпляра «первого класса» побывали у короля Сиама и султана Омана. Одна монета относится ко «второму классу», и шесть – к «третьему», отчеканенному в период с 1858 по 1860 годы.

5. Королева Елизавета II

Продана за $4 млн.

Самая большая монета в мире (весом в целых 100 килограммов) была отчеканена Королевским Монетным двором Канады. На одной стороне монеты изображены кленовые листья, на другой – портрет королевы Елизаветы II. На аукционе в аукционном доме «Доротеум» в Австрии она «ушла» за $4 млн., несмотря на то, что ее номинальная стоимость составляет всего $1 млн. Проба золота - 99,999 %.

6. Серебряный доллар 1804 года «первого класса» из коллекции Квеллера

Продан за $3 737 500

Серебряный доллар 1804 года «первого класса» был отчеканен в 1834 году.

7. Пять центов с изображением Свободы 1913 года

Продана за $3,7 млн.

Пятицентовик 1913 года с изображением свободы – монета, выпущенная в чрезвычайно ограниченном количестве без разрешения Монетного двора Соединенных Штатов. Считается, что если обнаружится одна из таких монет в идеальном состоянии, то ее стоимость превысит $20 млн.

8. Дублон Брашера (с инициалами EB на груди орла)

Продан за $2 990 000

В 1787 году золотых и серебряных дел мастер Эфраим Брашер обратился к властям штата Нью-Йорк за разрешением на чеканку медных монет. Прошение было отклонено. Однако в течение следующих пяти лет Брашер все же изготавливал разнообразные медяки, помимо нескольких золотых монет.

9. Двойной орел Сент-Годенса

Продан за $2 990 000

Двойной орел Сент-Годенса – это двадцатидолларовая золотая монета, выпускавшаяся Монетным двором Соединенных Штатов с 1907 по 1933 годы. Монета названа в честь своего создателя, скульптора Огастеса Сент-Годена, который отозвался на призыв президента Теодора Рузвельта.

10. Дублон Брашера (с инициалами EB на крыле орла)

Продан за $2 415 000

Монета была отчеканена в 1787 году. Отличается от дублона под номером 8 расположением инициалом мастера.

 

Платежная сфера подстраивается под клиента

 

American Express «нравится» Facebook 

 

Кредитно-карточная компания American Express Co. объявила о готовности предоставлять персональные скидки и предложения  держателям карт, которые позволят использовать свои контакты на Фейсбуке, онлайн-интересы и «рекомендации».

 

С помощью нового приложения «Link, Like, Love» на странице American Express в соцсети Фейсбук клиенты могут привязать счета своих карт к собственным страницам. То, как держатель карты пользуется Фейсбуком, и его круг друзей по сети – то есть так называемый «профиль пользователя» -  будет применяться для персонализации предложений о товарах, развлечениях и других льготах.

 

Как пишет Bloomberg, AmEx увеличила свое присутствие в социальных сетях и наняла специалистов, имеющих опыт работы с данными технологиями, в попытке отвоевать долю рынка онлайн- и мобильных платежей у конкурентов вроде Visa Inc. и PayPal. В прошлом году  компания пригласила бывшего руководителя Sprint Nextel Corp. Дениэла Шульмана, чтобы тот возглавил группу по развитию данного направления.

 

Google выпустит кредитную карту, а PayPal выйдет за пределы виртуального пространства

 

В попытке привлечь рекламодателей Google готовится к бета-тестированию коммерческой кредитной карты, которую будут выдавать компаниям малого бизнеса, нуждающимся в наличных.

 

По данным Reuters и Finextra, будущим владельцам бизнес-карты AdWords обещают выгодную процентную ставку в размере 8,99%, достаточно большую кредитную линию и отсутствие годовой комиссии при условии, что эти средства можно будет использовать только на оплату рекламы в поисковой системе.

 

Тем временем PayPal, подразделение EBay, намерен провести испытания системы кассовых терминалов совместно с крупным американским ритейлером уже к концу этого года, а также планирует внедрить этот сервис в 20 крупных сетях в течение 2012 года.

 

Чистый доход PayPal во втором квартале этого года превысил прошлогодний показатель на 31%. Впервые за все время существования компания заработала больше $1 млрд. за один квартал.

 

Доходы  PayPal, как уточняет Reuters, выросли за счет онлайн-платежей. Особую роль в этом сыграли бум смартфонов и размывание границ между онлайновой и офлайновой коммерцией.

 

По словам Кена Сены, аналитика Evercore Partners, инвесторы хотят, чтобы eBay более агрессивно использовал возможности мобильных платежей.

 

Банкомат у вас дома

 

Недавней маркетинговой уловкой National Australia Bank (NAB) в социальных сетях стала возможность установить банкомат в гостиной клиента.

Как говорится в статье на сайте Finextra, в Твиттере банка появилось сообщение о конкурсе со ссылкой на форму заявки на получение этого необычного приза.

 

Представители банка намекают на то, что конкурс, победитель которого также получит классический счет в NAB с 1000 австралийских долларов, iPad 2 и iPhone 4, пройдет в несколько этапов.

 

Выбранный участник также станет частью маркетинговой компании банка.


Вернуться назад