ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Суборбитальная капсула Безоса станет новым развлечением богатеев США
Суборбитальная капсула Безоса станет новым развлечением богатеев США5-05-2021, 16:41. Разместил: Око Экономика |
Коммерческий космос постепенно расширяет свои возможности в США, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» руководитель Института космической политики Иван Моисеев.
Аэрокосмическая компания Blue Origin, принадлежащая миллиардеру Джеффу Безосу (основатель интернет-гиганта Amazon), открывает продажу билетов на многоразовый космический корабль для суборбитальных полетов New Shepard.
New Shepard является пилотируемой капсулой, запускаемой с помощью многоразовой одноступенчатой ракеты-носителя. Аппарат создавался специально под коммерческие запуски, поэтому перед нами новый тип коммерческих услуг.
Компания Безоса начала работы над проектом в 2006 году и за пятнадцать лет довела его до готовности. Капсула предназначена для шести человек, а ракета-носитель поднимает ее до высоты в 40 км, после чего она инерционно летит на высоту в более чем 100 км.
Если взять нормы международного права, то разговор идет о полете в космос. Пространство на высоте в 100 км считается международным и юридически равно космосу, но это не орбитальный полет – до сих пор идут споры по полету Алана Шепарда 5 мая 1961 года.
В отличие от Юрия Гагарина, Шепард не совершил орбитального полета, но корабль с ним достиг высоты в 186,5 км. Из-за этого международная авиационная федерация признала Шепарда вторым человеком в космосе после Гагарина.
«Если говорить об американских стартапах на рынке коммерческого космоса – суборбитальной капсуле Безоса и самолете SpaceShipTwo, то эти проекты рассчитаны на окупаемость, и у них существует шанс», - констатирует Моисеев.
США – страна богатая, там есть клиентская база для полетов, стоимостью в миллионы долларов, тем более компании рассчитывают снизить себестоимость запусков, а вместе с ней и цены на услуги, чтобы увеличить спрос и прибыли.
«Только для космических проектов Безоса проект New Shepard является одной из многих составляющих. Деньги, которые Blue Origin, потратил на эту капсулу для перевозки туристов, также вложены в разработку более сложной космической техники. Это аппарат New Glenn, где используются первая ступень с ракеты-носителя New Shepard», - заключает Моисеев.
New Glenn – это уже мощная ракета, с помощью которой можно совершать орбитальные полеты в космос. Планируются как двухступенчатый, так и трехступенчатый варианты New Glenn, а первый запуск проекта назначен на четвертый квартал 2022 года.
«Данная ракета будет конкурировать с западными аппаратами тяжелого класса – французским ракета-носителей «Ариан-5», американскими – Falcon 9 компании Space X и новой разработкой Vulcan. Безос убивает двух зайцев – и туристов повозит, и получает новую космическую технику, которая в перспективе даст контракты и финансирование», - резюмирует Моисеев.
Космос остается сверхдорогим космическим направлением, которое невозможно развивать со ставкой на частного потребителя. Здесь необходим государственный инвестор, заинтересованный в конкретном результате, а не в чистой прибыли с запусков.
«Что касается РФ, то у нас финансирование космоса на 100% бюджетное. Государство выделяет деньги на только на разработку техники, ее запуск и эксплуатацию, но и покрывает ошибки и аварии», - констатирует Моисеев.
У нас нет и не планируется модели космического финансирования, к которой постепенно пришли в США.
«В США государство теперь покупает конечный продукт. Если что-то не получилось или возникли трудности – авария или срыв проектов, то платит не государство, а частные фирмы, которые реализуют конкретные начинания», - заключает Моисеев.
По этой схеме теперь работают такие ветераны вроде Boeing и новички в лице SpaceX Илона Маска и Blue Origin.
«Большая часть финансирования перекладывается на коммерческие фирмы, но роль государства в космических проектах США остается высокой. Государство остается заказчиком проектов, разрабатываемых частными фирмами на свой страх и риск, и финансирует разработки в расчете на то, что космические проекты становятся более экономически эффективными», - резюмирует Моисеев.
Государство вкладывает деньги в проекты, а затем, когда они начинают приносить деньги, то передает их частникам.
«Данная практика существует с шестидесятых годов, когда США передали частному бизнесу разработанные государством спутники-связи. Впервые это произошло с Intelsat, да и затем данный принцип работы всегда себя оправдывал», - констатирует Моисеев.
NASA – государственное космическое агентство США, не имеет права получать прибыль за свою деятельность. Это обстоятельство привело к тому, что на рынок американских космических запусков вошло так много коммерческих компаний.
«Если США хотят получать от космоса прибыль, то передают направление в частные руки. Подход постепенно переходит на новые области, а следующим шагом станет период после окончания работы МКС», - заключает Моисеев.
Вашингтон планирует передать бизнесу полеты на околоземную орбиту и орбитальные станции. В России такой подход пока невозможен в силу структуры экономики, государственных задач и отсутствия соответствующих частных компаний.
Автор: Дмитрий Сикорский Вернуться назад |