ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Минимальные цены на алкоголь окажут обратный эффект на российский рынок

Минимальные цены на алкоголь окажут обратный эффект на российский рынок


30-04-2021, 12:11. Разместил: Око Экономика

Идея Минфина РФ установить минимальные розничные цены (МРЦ) на все алкогольные напитки требует осторожной и обдуманной реализации из-за вероятных рисков, рассказал ФБА «Экономика сегодня» директор Клуба профессионалов алкогольного рынка Санкт-Петербурга Максим Черниговский.

 

Минимальная розничная цена появится у алкоголя в России

 

Возможность установления минимальных розничных цен на все алкогольные напитки рассмотрит Министерство финансов Российской Федерации. Как следует из протокола совещания комитета Совета Федерации по экономической политике, на который ссылаются «Известия», для реализации идеи нужно внести изменения в договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).

 

Необходимый документ уже подготовлен, проходят консультации с Федеральной антимонопольной службой России (ФАС). Законопроект, составленный Минфином, также изучается – его передали в Евразийскую экономическую комиссию.

 

Однако ФАС, которая принимает активное участие в обсуждениях, уже высказала сомнение в необходимости и эффективности предлагаемых изменений в договор ЕАЭС. В связи с этим ведомство проведет до конца текущего года анализ российского рынка алкогольной продукции и на основании результатов сформирует окончательную позицию.

 

Тем временем в Совете Федерации поторапливают Минфин и надеются на ускорение процесса по внедрению шкалы определения минимальных розничных цен на все виды спиртных напитков.

 

Эксперт по алкогольному рынку Максим Черниговский, оценивая поправки, предложенные Министерством финансов РФ, скептически отнесся к идее установки минимальной розничной цены.

 

В Минфин РФ задумались о преобразовании алкогольного рынка

 

«Минимальные цены нужно устанавливать только на крепкий алкоголь, что доказала жизненная практика. И в целом, на мой взгляд, эффективность введения подобных мер на алкогольную продукцию доказана только в сегменте крепкой продукции. В первую очередь речь идет о коньяке и водке», - добавляет Черниговский.

 

В последние годы стоимость продукции напрямую зависит от законов рынка и потребительского спроса. Такая ситуация лишь подтверждает отсутствие острых предпосылок к установке минимальных розничных цен, в особенности на пивоваренную продукцию.

 

В экспертном сообществе предполагают, что российские власти преследуют несколько целей, намереваясь установить минимальный порог розничной стоимости. Вероятно, подразумевается желание снизить ценовую конкуренцию среди добросовестных производителей алкогольной продукции, а также подпольных.

 

В таком случае производители контрафактного алкоголя, продолжая реализовывать его по заниженной стоимости, потеряют доходность, в отличие от легальной розницы.

 

Кроме того, Совет Федерации, рекомендовавший Минфину рассмотреть указанный механизм, может рассчитывать и на другой эффект: ограничить доступность спиртных напитков и в первую очередь для лиц, не достигших 18 лет, ради снижения объемов потребления. Сделать это получится за счет того, что различные акции и скидки станут невыгодными для продавцов.

 

Внедрение минимальных цен в России началось с шампанского, когда вступил в силу соответствующий приказ Минфина от 26 июля 2016 года. Документ, размещенный на официальном портале правовой информации, устанавливал фиксированную розничную стоимость за бутылку шампанского объемом 0,75 литра в 164 рубля. При этом отпускные цены от производителей на игристые вина начинались со 115 рублей, оптовые - уже со 133 рублей.

 

Минимальные розничные цены отбросят необходимость акций

 

Сегодня минимальная розничная цена, говорит Максим Черниговский, распространяется в России только на игристые вина и алкогольные напитки с содержанием спирта свыше 28%.

 

«За четыре года изменения, коснувшиеся шампанского, не зарекомендовали себя. Изначально цены были завышены, что привело к обрушению рынка этого сегмента алкоголя в 2016 году. Вместо качественных игристых вин и шампанского появились в изобилии газированные винные напитки, на которые минимальные цены не устанавливались.

 

Эффективность института минимальных цен очень низка в отношении спиртных напитков с содержанием доли спирта не выше 20%. Но минимальные цены нужно продолжать устанавливать на крепкий алкоголь, минуя слабоалкогольные. В последнем случае целесообразности не существует», - полагает эксперт.

 

Минимальные розничные цены в России, считает Максим Черниговский, спровоцируют рост общего уровня стоимости на алкогольную продукцию, в особенности на отечественные вина, которые производят в последнее время вопреки дефициту сырья.

 

Слабые изменения произойдут на пивоваренном рынке, где наблюдается очень высокая конкуренция, которая в перспективе способна сдержать общее повышение стоимости на пиво и пивные напитки.  

 

Собеседник ФБА «Экономика сегодня» дополняет, что внедрение механизма минимальных цен будет напрямую зависеть от их уровня.

 

Нелегальный алкоголь может встать на место качественного

 

«Если на всех сегментах алкогольного рынка будут установлены минимальные розничные цены, независимо от крепости и других факторов, то перспективы могут оказаться иными.

 

Раньше механизм работал только с водкой, коньяком, игристыми винами, из-за чего объем такой продукции снизился, а на их место пришел некачественный алкоголь», - напомнил эксперт.

 

Таким образом, минимальные розничные цены, считает Максим Черниговский, лучше устанавливать сразу на все сегменты, в том числе и на слабоалкогольную продукцию. Тогда эффект на рынке будет заметен, но с некоторыми рисками.

 

Поэтому властям нужно досконально разобраться в уровне минимальных цен, которые они собираются установить – это очень тонкий инструмент. В случае искусственного завышения россияне перестанут покупать легальный качественный алкоголь и перейдут на потребление спиртосодержащих суррогатов и псевдоалкогольной продукции.

 

Автор: Александра Мельник


Вернуться назад