В своем сентябрьском Послании народу Казахстана президент Касым-Жомарт Токаев поручил правительству запустить программу экспортной акселерации, направленной на средние несырьевые предприятия. Ее цель - обеспечить целевую поддержку национальным экспортерам от идеи до результата.
Как подчеркнул глава государства, поддержка предпринимательства означает в том числе особое внимание среднему бизнесу, который содержит в себе ключевые компоненты рыночного успеха. Такие компании, по его словам, должны быть ориентированы не только на внутренний, но и на внешние рынки, а потому следует усилить их экспортную поддержку.
В рамках исполнения данного поручения Министерство торговли и интеграции РК в 2020 году внедрило уникальную программу Qaztrade Accelerator, которая занимается обучением и сервисной поддержкой отечественных предпринимателей и в целом помогает наращиванию несырьевого экспорта страны. О первых результатах программы Accelerator рассказали в Центре развития торговой политики QazTrade, который выступил ее оператором.
Экспорт «под ключ»
Для начала отметим, что система акселерации является одним из важнейших инструментов поддержки и развития экспортеров во всем мире, но при разработке конкретно Qaztrade Accelerator за основу был взят успешный опыт Канады, Австралии, США и России, которые являются передовыми странами по их внедрению. Как и там, во главу угла казахстанской программы акселерации было поставлено интенсивное развитие предприятий по вопросам осуществления внешнеэкономической деятельности - от проведения диагностики их экспортного потенциала и соответствующего обучения до подписания экспортных контрактов с зарубежными контрагентами.
Причем во время диагностики анализируется все: наличие объемов продукции для зарубежных контрактов (или возможность наращивания производства под запросы заказчиков), максимальное соответствие качества продукции стандартам стран-импортерам, маркетинговое качество упаковки, финансовое состояние компании и т.д. В общем полный скриниг финансово-производительных возможностей.
Интересно, что в качестве основной отрасли для первого потока программы с учетом высокого экспортного потенциала и востребованности на мировом рынке была выбрана пищевая промышленность, а целевым рынком определен - Китай. «Это наиболее близкий и наиболее обширный рынок сбыта для казахстанских производителей. И вместе с тем один из наиболее сложных для них», - говорит генеральный директор компании QazTrade Азамат Аскарулы.
По его словам, в КНР выставляются очень высокие требования к импортируемой пищевой продукции, и получить там сертификат соответствия – большая проблема. А потому эксперты, оценивающие качество товара, изучают не только предлагаемую к продаже партию, но даже производство на предмет его безопасности для потребителей. К примеру, чтобы поставлять в Китай охлажденную говядину или любые другие мясные продукты, необходимо быть готовым к тому, что специалисты по сертификации из КНР придут обследовать весь технологический процесс: от выращивания животного до бойни и производства, например, колбас, или качества холодильных установок.
Собственно, об этих и многих других особенностях китайского рынка во всех подробностях рассказывалось компаниям-участникам первой программы Accelerator. Они, кстати, отбирались на основе открытого конкурса для всех желающих: отбор происходил методом скоринговой модели на основе конкурентоспособности компаний и товаров (цена, качество). В итоге участие в программе приняли 35предприятий пищепрома.
«Для каждой компании был разработан индивидуальный план развития и стратегии по выходу на внешние рынки. Одновременно с этим мы проводили обучающие семинары для всех компаний: и по особенностям китайского рынка, и по тонкостям ведения переговоров с китайскими партнерами, и по подготовке к сертификации и т.д. Все видео наших семинаров находятся в открытом доступе на сайте QazTrade и Youtube канале Министерства торговли. Сегодня любой бизнесмен может посмотреть эти видео, и, надеемся, почерпнуть новое и полезное для экспортного продвижения», - рассказал Азамат Аскарулы.
Одним из этапов акселерации является индивидуальное сопровождение участников программы по внешнеэкономической деятельности и проведение маркетинговых кампаний на целевом рынке по конкретным товарам. Последняя фаза - поиск потенциальных контрагентов и проведение постмониторинга до заключения экспортных контрактов.
Проще говоря, каждая из 35 отобранных компаний за короткое время прошла путь от обучения по продвижению товаров на рынке Поднебесной до ознакомления с китайской нормативно-правовой базой, эффективными маркетинговыми стратегиями, вплоть до требований к упаковке и маркировке продукции. Были составлены индивидуальные дорожные карты выхода на рынок и коммерческие предложения. В результате был сформирован так называемый short-list программы экспортной акселерации QazTrade-2020, который включил в себя 17 крупных, 14 средних и 4 малых предприятий.
Как отмечают в QazTrade, форс-мажорная ситуация на государственной границе Казахстана с Китаем не позволила в полном объеме реализовать согласованные договоренности между участниками программы и потенциальными китайскими покупателями (грузы стоят до сих пор на границе, не все образцы продукции дошли до контрпартнеров). В этой связи основной объем заключаемых экспортных контрактов ожидается в 2021 году.
Отечественный экспорт расширяет географию
Впрочем, если в прошлом году данная программа была рассчитана только на рынок Китая, то с учетом полученного в ее рамках опыта компании уже самостоятельно смогут экспортировать свою продукцию в любую другую страну, считают специалисты QazTrade. Собственно, с этой целью и создавался проект, чтобы показать отечественным производителям методы и способы продвижения товаров на экспорт. И хотя окончательные целевые рынки на этот год еще не утверждены, уже сейчас можно предположить, что это будет Китай, Россия, Объединенные Арабские Эмираты и Узбекистан. Что касается отраслей, то планируется продолжать работу по экспорту продукции пищевой, химической, машиностроительной и легкой промышленности.
«Первые «выпускники» налаживают бизнес-связи и заключают контракты с китайскими покупателями. В ближайшее время мы расскажем о запуске второго набора в акселератор (сейчас заканчивается анализ возможных отраслей и страновых направлений). Это вкупе с выводом наших компаний на Alibaba (а помимо этого мы сейчас активно прорабатываем и сотрудничество с другими международными маркетплейсами) даст в ближайшем будущем хороший результат по наращиванию несырьевого экспорта», - сообщил глава Министерства торговли и интеграции РК Бахыт Султанов в Facebook.
И действительно, за период реализации Qaztrade Accelerator для 35 участников проведены 160 онлайн-встреч с потенциальными китайскими покупателями с различной вероятностью заключения экспортных контрактов. Кроме того, на платформе крупнейшей международной выставки Китая China International Import Expo-2020 была продемонстрирована продукция 27 казахстанских предприятий. На сегодняшний день по итогам проведенной работы заключено порядка 18 потенциальных контрактов на сумму около 167 миллионов долларов США.
В целом программа экспортного акселератора с 2021 по 2025 годы планирует охватить порядка 1000 отечественных товаропроизводителей. Из них 30 процентов ранее не пробовали себя в экспортной деятельности и заработают свои первые экспортные контракты. Остальные 70 процентов - это участники экспортной деятельности, которые получат возможность увеличить свои экспортные объемы или же откроют для себя новые целевые рынки с регулярными поставками.
Alibaba и 100 казахстанских компаний
Еще одной важной поддержкой для экспортеров стала программа Министерства торговли и интеграции (оператором ее также является QazTrade) по выводу казахстанских компаний на международные маркетплейсы. Уже 100 отечественных производителей получили золотой аккаунт на самой крупной мировой площадке - Alibaba.com. В течение года каждый из них может рассчитывать на аналитическую и консалтинговую поддержку своему экспортоориентированному бизнесу.
К настоящему времени торговая платформа Alibaba.com для оптовых закупок обслуживает более чем 160 миллионов покупателей и поставщиков в 190 странах мира. Суммарный оборот и динамика ее развития являются рекордными для глобального маркетплейса – она принимает 278 миллионов заказов в день на сумму более чем 2 миллиарда долларов!
В настоящее время на Alibaba.com размещено более 4 тысяч казахстанских товаров, в том числе мука, макаронные, кондитерские изделия, мед, мясо, напитки, растительные масла, мебель, одежда, товары для детей и многое другое. Как считают специалисты, присутствие казахстанских производителей Alibaba позволит значительно расширить горизонты казахстанского экспорта. Через эту площадку они уже ведут переговоры с покупателями из стран Юго-Восточной Азии (пищевая продукция) и Ближнего Востока (мед, мясная продукция). Нынешние же контракты заключены, как ни странно, с ближайшими странами – соседями по ЕАЭС, а также Китаем, Катаром, Узбекистаном и Объединенными Арабскими Эмиратами.
К слову, государство помогает казахстанским производителям не только продавать за рубеж, но и доставлять товар до покупателя: экспортерам компенсируется до 80 процентов всех экспортных затрат от рекламы до расходов на транспортировку всеми видами транспорта. Причем сумма компенсаций напрямую зависит от уровня переработки товаров. И рассмотрением заявок на возмещение также занимается компания QazTrade.
Таким образом, Казахстан создает максимально комфортные условия для развития и расширения экспорта и экспортоориентированных предприятий. При этом для удобства предпринимателей практически все услуги по поддержке экспортеров (за исключением экспортного страхования) сконцентрированы в едином окне – операторе проводимой Министерством торговли и интеграции политики в области развития экспорта – компании QazTrade.