ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Российский рынок накануне серьезной коррекции?
Российский рынок накануне серьезной коррекции?30-03-2021, 11:30. Разместил: Калита-Финанс |
С начала года на Уолл-Стрит все популярнее становится идея «сырьевого суперцикла». Под этим кодовым названием скрывается простая идея: когда «печатают» много денег, волна эмиссии докатывается, в конечном итоге, до товарных рынков, поднимает цены на сырье, и создает ту самую инфляцию, за которую долго и упорно борются развитые экономики. В отличие от развивающихся – которые боятся с инфляцией. Это было в начале 00-х, когда после краха пузыря «доткомов» ФРС снизила ставку до 1%, породив через какое-то время ипотечный пузырь, но и посодействовав, по ходу дела, взлету цен на сырье. Так было после и краха ипотечного пузыря, когда кризис залили уже не просто ультрамягкой денежной политикой, а программами выкупа активов. Так же ситуация развивается и сейчас. И вот, с начала года, те же самые люди, которые еще пару лет назад безапелляционно утверждали, что нефть уже никогда не будет выше $100 за баррель, теперь говорят, что это – вопрос ближайших нескольких лет. И на этот раз они окажутся правы, учитывая, что «печатные станки» ведущих центробанков мира уже «дымятся», совместно выдавая очередные триллионы долларов эмиссии в месяц. Уже сейчас цены на металлы уже вернулись к уровням второй половины 00-х. Нефть, стремясь подняться выше $70 за баррель, просто догоняет металлы. Вопрос в том, как именно и под каким соусом будут расти цены – вторичен. Под соусом ли введения «экологических» налогов, которые выведут с рынка условно «грязную» добычу; под соусом ли очередных проблем на Ближнем Востоке, которые, может быть, устроят очередной «нефтяной шок»; или просто под давлением неограниченной денежной эмиссии, которую планируется «закачать» в инфраструктурные расходы, связанные, в том числе, с электромобилизацией. Но закон сохранения энергии в связи с электромобилизацией никто не отменял: чтобы электрокар ездил, его нужно зарядить, а чтобы его зарядить, нужно сжечь топливо. Просто не в его двигателе, а на электростанции, которая даст ему энергию. В свете тренда роста цен на сырье, вероятно, вполне устраивающего демократическую администрацию США, – жаждущую «зеленой революции», которую проще всего делать на тренде роста цен на топливо, – долгосрочные перспективы российского фондового рынка выглядят радужными. Вполне возможно, российский рынок ждет ремейк начала 00-х с перспективой установления нового исторического максимума индекса РТС на горизонте пяти – семи лет. Но это – в долгосрочной перспективе. А что в этом году? В этом году все может оказаться не столь гладким, как хотелось бы. Тренд роста цен на сырье, подстегиваемый инфляционными ожиданиями и порождающий же инфляционные ожидания, подстегнул рост долларовой доходности, которая бросилась «догонять» инфляционные ожидания. Это породило рост реальной долларовой ставки, которая, рассчитанная по десятилетним UST, пока еще остается отрицательной, но скоро перешагнет ноль при сохранении текущих трендов. Этот тренд оказывает давление на развивающиеся рынки, в первую очередь, на национальные долговые рынки развивающихся стран. В нормальной ситуации рост доходности облигаций стоило бы рассматривать как рост аппетита к риску, но в ситуации «догоняющего инфляцию» роста реакция разных классов активов может быть разной. Риск-он в США может идти на фоне риск-офф на периферийных рынках. Сильный американский рынок начинает забирать себе ликвидность слабых рынков. Механизм прост: рост долларовой доходности сворачивает стратегии керри-трейд, когда капитал развитых стран в поисках положительной доходности поднимал долговые рынки стран развивающихся, и укреплял их валюты, способствуя этим снижению доходности на локальных рынках. Снижение доходности подстегивало рост локальных рынков акций. Сейчас ситуация разворачивается: рост долларовой доходности на фоне роста товарной инфляции вынуждает монетарные власти развивающихся стран разворачивать цикл ДКП, переходя к ужесточению. Это очень наглядно демонстрирует политика Банка России в последние месяцы. Банк России вынужден поднимать ставку даже вопреки рекомендациям МВФ, будучи уже не в состоянии не реагировать на падение рынка рублевого долга. Политические мотивы падения в данном случае вторичны в сравнении с макроэкономическими, но оптимизма в отношении рублевой доходности, разумеется, тоже не добавляют. Рублевая доходность продолжит рост, и это, в свою очередь, отразится и на доходности рублевых банковских депозитов – она начнет восстанавливаться. Конец прошлого – начало этого года ознаменовались исходом вкладчиков из банков, когда вкладчики поняли, что рублевые ставки по срочным вкладам не покрывают уже даже официальной инфляции, а реальной – проигрывают вдвое. Именно этот контингент людей, решивших, что «хватит это терпеть», стал тем самым потоком розничных инвесторов, благодаря которым российские брокеры отчитываются об очередных рекордах по открытию новых счетов и привлечению клиентских средств. Плохая новость в том, что этот поток скоро иссякнет. А жизненный опыт подсказывает, что «розница» наиболее активно покупает именно локальный максимум рынка. Да, сырье останется сильным, и, вероятно, продолжит рост после некоторой коррекции. Но пока долларовая доходность не «устаканится» на уровнях, адекватно отражающих сильно выросшие инфляционные ожидания, развивающиеся рынки может лихорадить. Та «пила», которая наблюдается и в рублевом, и в долларовом индексах Московской биржи с начала года, хоть и имеет повышательный уклон, может оказаться концом тренда отскока с прошлогоднего дна. И если рублевому индексу еще может помочь ослабление рубля, которому сейчас активно способствует раздувание политических рисков, то для РТС слабый рубль не помощник. Падение последних двух недель может оказаться предвестником глубокой коррекции, которая может увести индекс РТС ниже максимумов прошлого лета, когда, как раз, наблюдался пик оптимизма в отношении рублевого долга, и локальные минимумы пары USD/RUB. Сегодня оптимизма относительно долгового рынка сильно поубавилось, и не видно причин, почему бы рынку акций, в связи с этим, не «остыть» хорошенько перед тем, как собраться с силами для покорения новых высот. Откровенно говоря, на рынке сейчас слишком много «случайных пассажиров», чтобы везти их к новым максимумам. Дмитрий Голубовский аналитик ФГ «Калита-Финанс» Вернуться назад |