ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > В России появился первый B2B-фактчекер

В России появился первый B2B-фактчекер


20-10-2020, 09:41. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Основателями сервиса FakeCheck.ru стали выходцы из «Ведомостей» Дмитрий Казьмин и Максим Товкайло. Каковы перспективы проекта?

Фото: BFM.ru

«FakeCheck — это первый российский сервис по фактчекингу, позволяющий заказать проверку достоверности информации в интернете», — так проект описан на главной странице сайта.

Первым российским фактчекером в принципе сервис назвать нельзя — в экосистеме «Яндекса» с начала осени в пилотном режиме работает внутренний фактчекер, который занимается проверкой пользовательского контента на платформе «Дзен».

Кроме того, в России уже много лет существуют СМИ и блогеры, которые специализируются на разоблачении фейков — наиболее известным можно назвать «Лапшеснималочную» журналиста Алексея Ковалева.

О том, почему FakeCheck — это новое слово для российского рынка фактчекинга, рассказывает сооснователь проекта Дмитрий Казьмин.

— Уникальность сервиса в том, что, во-первых, это сервис, а не медиа. Большинство независимых фактчекинговых проектов работают в режиме медиа. Мы сервис, то есть, у нас можно заказать проверку, тогда мы гарантированно ее проверим. Окажем сопутствующие услуги для распространения этой проверки, маркировки фейковой информации и так далее.

— Кто ваша целевая аудитория? Кто и зачем платит за ваши услуги?

— Целевой аудитории у нас три. Это частные клиенты, корпоративные заказчики, которые обращаются в основном по собственным кейсам, и технологические компании, у которых есть площадки с огромным количеством генерированного пользователем контента, и им нужно как-то следить за этим контентом. Они становятся очень важными в медийном плане, естественно, не могут так просто относиться к тому, что у них публикуется, как это делалось раньше. Этот процесс происходит во всем мире. Отсюда этот бизнес вообще и появился. С того, что Facebook и Google стали заказывать эти проверки независимым фактчекерам и платить за это. У нас значительно дешевле, скажу так.

Стоимость проверки сложно назвать высокой или низкой — не с чем сравнивать. Платформа предлагает три тарифа: «Борец с фейками» — тысяча рублей, семидневный срок; «Топ-менеджер» — 5 тысяч, трое суток; и «Суперзвезда» — проверка неким «фактчекером топ-уровня» за 48 часов. Кроме того, запрос можно подать бесплатно, но сервис откликнется, только если сочтет информацию общественно важной.

Интересна ли услуга бизнесу? Мнение президента Ассоциации операторов фитнес-индустрии России, руководительницы сети World Gym в России Ольги Киселевой.

Ольга Киселева президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии России, руководительница сети World Gym в России «С точки зрения бизнеса, конечно, интересно. Главное, чтобы этот ресурс был достаточно вариативен с точки зрения оценки фейк/не фейк. Но для бизнеса это точно важно, потому что нам нужно понимать, какие предложения на рынке соответствуют действительности или не соответствуют. Такого рода вещей мы сейчас видим очень много. Особенно это обострилось в ситуации локдауна, когда в интернет-пространство вышла масса специалистов и «специалистов», которые промоутировали какие-то свои услуги. В частности, в нашем бизнесе в тренировочном процессе многие методики вызывают вопросы. И, конечно, подобного рода ресурс помог бы не просто нашу экспертную оценку дать, но и на неких больших числах оценить, насколько это правильно или неправильно, эффективно или неэффективно. Нужно просто понимать, насколько для меня это будет рентабельно как для бизнесмена. Только с этой точки зрения его можно было бы покупать».

Максимально актуальным появление первого в России полноценного фактчекера становится на фоне новой волны COVID-19. Коронавирусные фейки или вводящие в заблуждение заголовки появляются в СМИ чуть ли не каждый день. Пара примеров только за понедельник, без указания издания. «Ученые обнаружили уязвимое место у коронавирусов» — в принципе, это не ложь, но речь идет о единичном научном исследовании, от которого очень далеко до практического применения; то есть перед нами классический «кликбейт», выманивание кликов. Или вот: «В Норвегии обнаружили новый вид коронавируса» — да, обнаружили, но новый не вообще, а для самой Норвегии, то есть сенсация состоит в том, что кто-то из норвежцев заразился в зарубежной поездке.

Первые коронавирусные фактчеки уже появляются и на сайте FakeCheck — например, о том, что Катерина Тихонова якобы умерла от второй дозы вакцины Центра Гамалеи. Как бы тупо эта новость ни звучала, на момент записи сюжета первоисточник фейка уже собрал более 200 тысяч просмотров.


Вернуться назад