Эксперты предсказывают, что с началом отопительного сезона тарифы на тепло взлетят, цены на газ для населения зимой будут вдвое больше, чем летом, а субсидий в проекте бюджета заложено на 2,7 млрд. грн меньше. Свобода с выбором газового оператора тоже сыграет злую шутку. Придут платежки от прежнего поставщика с доначислениями по «морозным коэффициентам». Непонятно платить или нет, но возникнет долг. Переход на нового оператора требует заново оформлять субсидию. Не все пройдут сквозь игольное ушко оформления справок.
Осенью цены на газ вырастут. Уже сейчас, в сентябре, расчет идет, исходя из 7 грн за м. куб. Но многие поставщики еще не опубликовали цены. Эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук считает, что без учета налогов, вместо 3 грн за кубометр, как этим летом, придется заплатить все 6 грн. Не исключено, что с учетом абонплаты (которая с октября также будет расти), итоговый тариф может достигнуть 8-8,5 грн за м. куб. То есть отопление жилья в 100 кв. м. обойдется 5 тыс. грн в месяц. Подчеркиваю — только отопление, а не все коммунальные услуги.
Спасение для малообеспеченных — субсидия. Но в проекте бюджета на 2021 год на жилищные субсидии заложено 36,6 млрд. грн. Это на 6,9% меньше, чем в 2020 году (39,3 млрд. грн). Возникает вопрос: кого и как будут отсекать?
В первую очередь тех романтиков, которые клюнули на разрекламированную фишку свободного рынка газа. Как известно, с 1 июля отменили фиксированную цену на газ и разрешили переходить к другому поставщику. Гражданам впаривают рекламные предложения об «упрощенном переходе» на более выгодное обслуживание. Уверяют, что достаточно просто оставить заявку на сайте, а паспорт, идентификационный код и последнюю платежкку за распределение газа взять с собой в офис, и все готово.
Идея в том, чтобы газовых трейдеров было как можно больше, они между собой конкурировали, потребитель выбирал бы наилучшие условия. А заключить договор на поставку газа можно было бы на «Укрпоште» или в продуктовом магазине.
Чудесная идиллия. Осталось только не забыть при смене поставщика газа переоформить субсидии. В Минсоцплитики уже заявили, что льготники, которые надумают перейти к другому поставщику газа, обязаны оперативно сообщать об этом в службы соцзащиты. Причем, сообщить – это не просто позвонить на горячую линию. Это подразумевает полный круг переоформления субсидий, от написания заявления до сдачи всех документов заново. И тут могут быть загвоздки.
Хотя в НКРЭ заявили, что поставщики должны предупреждать клиентов о повышении цены на газ не менее чем за 5 дней до начала поставок, а в конце августа АМКУ порекомендовал газотрейдерам не медлить с оглашением тарифов, компании держат интригу. В сентябре многие из них опубликовали цены с заметным опозданием, а некоторые пока и вовсе этого не сделали
Юристы удивляются. Логики в подобном требовании, на первый взгляд, нет. Размер субсидий, которые у нас к тому же монетизированы, зависит от среднего дохода домохозяйства. Зачем тогда переоформление? Ответ простой.
Предполагается, что новый поставщик может выставить цену на газ, которая будет ниже чем та, которая принималась в расчет при начислении субсидий. Отсюда и необходимость все пересчитать по новой. А пока будет длиться этот процесс – платить за коммуналку по полной стоимости.
Но штука в том, что цены на газ для населения теперь не фиксируются. Они рыночные. Зависят от мировой конъюнктуры, соотношения спроса и предложения, а так же массы других факторов. Карантина, например.
Трудно рассчитывать субсидии на полгода или год, если цены на газ будут меняться ежемесячно. Более того, свободные рыночные газотрейдеры имеют право выставлять тариф на текущий месяц только в последних его числах. И принуждать потребителей, по сути, платить уже постфактум.
Их можно понять. Жизнь непредсказуема. В первый день месяца нельзя точно сказать, что будет через две недели на мировом энергетическом рынке, в какую сторону качнется ценовой маятник и как это отразится на внутренних ценах в Украине.
Хотя в НКРЭ заявили, что поставщики должны предупреждать клиентов о повышении цены на газ не менее чем за 5 дней до начала поставок, а в конце августа АМКУ порекомендовал газотрейдерам не медлить с оглашением тарифов, компании держат интригу. В сентябре многие из них опубликовали цены с заметным опозданием, а некоторые пока и вовсе этого не сделали.
При этом, как пишут СМИ, ценники заметно отличаются. К примеру, «Нефтегаз», который активно набирает клиентов из числа бытовых пользователей, продавал газ по 4,7 грн за м. куб, TAS Energy – 4,3 грн, «Тернопольоблгаз» – 5,3 грн, «Винницагазсбыт», «Черниговгазсбыт», «Полтавагазсбыт» и др. – 5,49 грн за м куб. То есть, цены и в самом деле разные. А это добавляет веса аргументам соцслужб, которые требуют переоформления субсидий.
Но ждать конца месяца, чтобы получить информацию о тарифе, по которому нужно считать компенсации для льготников, соцслужбы не смогут. Поэтому они просто перенесут сроки начисления субсидий.
Это означает, что для некоторых субсидиантов перспектива оплаты коммуналки в полном размере месяц-другой станет нормой. Может быть другой вариант: соцслужбы могут посчитать субсидии, к примеру, по ценам прошлого месяца. Но потом все равно придется пересчитывать.
А тут еще приближаются дополнительные проблемы. Мы уж рассказывали печальную историю многомиллиардных долгов облгазов и ТКЭ перед «Нефтегазом». Сюда относится и проблема тарифов за перекачку газа по трубам — в последнее время основного источника заработка облгазов.
Они считают, что НКРЭКУ несправедливо заморозило тариф на их услуги и требуют компенсацию утраченной прибыли. Отсюда пошла тема повышения тарифа на распределение газа для населения с нынешних 0,73 грн за 1 куб. м до 1,3 грн.
В октябре 2014 года Кабмин уменьшил нормы потребления газа на 25-50%, а с 1 апреля 2015 года вдвое. В итоге, если потребитель (не имея счетчика) с одной лишь газовой плитой до 1 октября 2014 года платил ежемесячно за 9,8 куб. м газа, то с апреля 2015 года — всего за 3 куб. м
Еще одна претензия заключается в том, что перекачку газа считают по стандартным условиям: температура воздуха +20 С и атмосферное давление 760 мм ртутного столба. А погода бывает разная. В холод газ сжимается, в жару расширяется. Выходят разные объемы перекачки в зависимости от сезона и температуры.
Поэтому в платежки хотят добавить температурные коэффициенты, на которые нужно будет умножать показатели счетчиков и доплачивать разницу в случае повышения стоимости. Или платить меньше, если затраты в связи с теплой погодой упали.
Совершенно логично, что эти коэффициенты в зависимости от погоды будут меняться каждый месяц. А как это компенсировать субсидией? Сложно. Опять-таки потому, что система не рассчитана на постоянные рыночные колебания.
К тому же не будем забывать о такой проблеме, как якобы занижение норм потребления газа населением, которое не имеет газовых счетчиков. Об этом немало писали в СМИ. Перескажу в общих чертах. Когда в 2014 году начался рост цен на коммунальные тарифы вообще и газ в частности, были установлены новые нормы потребления для граждан, которые не имеют счетчиков. Прежние нормативы устанавливались давным-давно, когда энергоресурсы были дармовыми, а услуги ЖКХ стоили копейки по сравнению с сегодняшними тарифами.
В октябре 2014 года Кабмин уменьшил нормы потребления газа на 25-50%, а с 1 апреля 2015 года вдвое. В итоге, если потребитель (не имея счетчика) с одной лишь газовой плитой до 1 октября 2014 года платил ежемесячно за 9,8 куб. м газа, то с апреля 2015 года — всего за 3 куб. м.
По секрету скажем, что больше 3 куб. м. потребить сложно. Это нужно отапливать газовой плитой дом. Вряд ли кто-то массово занимается такими глупостями. А сварить суп на плите — много газа не нужно. Но газсбыты так не считают и подали в суд.
В конце концов, пройдя все инстанции, они получили решения в свою пользу, которое вынес Верховный Суд 27 ноября 2018 года и Высший административный суд 28 января 2016 года. Согласно этим решениям, снижение норм потребления было незаконным и не должно было применяться.
Пока действовали норма ПСО, поставщики газа ничего не могли сделать. Теперь же, пользуясь условиями свободного ценоообразования, они решили пересчитать населению платежки и взыскать все недоплаченное. Т.е.разницу между объемами по старым нормам, которые действовали до 1 октября 2014 года, и новыми, до момента решения суда.
Не думаю, что в конце концов, газовые компании на такую наглость решатся. Но мысль о том, что надо компенсировать недополученную плату за газ за предыдущие годы, заложив свои потери каким-то образом в тарифы и переложить на наши плечи, их буравит. И тот факт, что субсидии под это не рассчитаны, их не тревожит.