ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Богатый российский бизнес поможет малому и среднему
Богатый российский бизнес поможет малому и среднему21-09-2020, 22:29. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Правительство этим летом начало тонкую настройку налоговой политики. Для одних отраслей налоги вырастут, а для других, наоборот, уменьшатся. Больше налогов хотят собирать с богатых отраслей и людей, а налоговые преференции обещают тем, кто больше всего в них нуждается. Как конкретно правительство планирует изменить финансовую политику? В пятницу в Госдуму внесли законопроекты, предполагающие изменение налога на добавленный доход (НДД) от добычи нефти и отмену льгот по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для выработанных месторождений. Когда экспериментально вводили НДД, власти рассчитывали, что ни бюджет, ни нефтяники ничего не потеряют. Но в итоге бюджет потерял 200 млрд рублей в 2019 и 2020 годах. Поэтому потребовалось скорректировать этот налог в пользу бюджетных поступлений. Что касается льготного НДПИ для выработанных месторождений, то этот налог морально устарел и не выполняет главную задачу – стимулировать разработку старых месторождений. В итоге государство только теряет потенциальные доходы. Также внесен законопроект о повышении НДПИ для металлургов и производителей удобрений. Он предполагает повышение с 1 января 2021 года налога для металлургов и химиков в 3,5 раза. Дело в том, что по твердым полезным ископаемым ставка НДПИ всего 0,5–0,6% от получаемой выручки. Это в разы и десятки меньше, чем по другим природным ресурсам. Ставка НДПИ по нефти составляет, например, 40–50%, по газу – 15%. Поэтому решено поднять ренту и для металлургов с химиками. «Министерство финансов считает, что из-за НДД и льгот в отрасли бюджет недополучает, а сейчас необходимость пополнения бюджета требует от Минфина поиска денег откуда угодно. Соответственно, бюджету это даст дополнительные источники», – говорит доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г. В. Плеханова Алиев Аяз Аладдин оглы. Корректировка параметров НДД от добычи нефти и НДПИ принесет федеральному бюджету около 237 млрд рублей в год, посчитали авторы законопроекта.
Однако из-за роста налоговой нагрузки экономика нефтяной отрасли потеряет привлекательность: инвестиции в отрасль и разработку сократятся, от чего потеряют также компании смежных отраслей, переживает эксперт из РЭУ им. Плеханова. В конце концов свои потери нефтяники переложат на конечного потребителя. Также во вторник в первом чтении Госдума рассмотрит законопроект о повышении с 1 января 2021 года до 15% ставки по налогу на доходы физлиц (НДФЛ), превышающие 5 млн рублей в год. Вырученные от богатых, как ожидается, 190 млрд рублей, направят на лечение детей с редкими и тяжелыми заболеваниями. «Власти решили переложить часть социальных обязательств на обеспеченных граждан. Возможно, граждане, чей доход выше 5 млн в год, будут искать пути, как его скрыть», – полагает Алиев Аяз Аладдин оглы. Не исключено, что это начало введения прогрессивной шкалы НДФЛ в России, полагает он. Как раз чтобы бороться с уводом средств и инвестиций в офшоры (например, на Кипр) ради ухода от налогов, Россия решила пересмотреть соглашения об избежании двойного налогообложения и повысить налоги с дивидендов по таким соглашениям. Наконец, пополнить бюджет России планируется за счет повышения акциза на табачную продукцию на 20%. Таким образом у правительства появляются средства для того, чтобы помочь другим. Получается, что богачи заплатят за лечение детей, а нефтяники и металлурги помогут более нуждающейся сфере. А именно - малому и среднему бизнесу, а также части IT-бизнеса, для которых власти предусмотрели беспрецедентное снижение налоговой нагрузки. Кроме того, вводится так называемая инвестиционная льгота для обновления основных фондов.
Относительно богатые люди будут платить больше налогов, которые, хочется верить, дойдут до социально незащищенных слоев населения. А люди с вредными привычками, по статистике, чаще болеют и больше пользуются медицинскими услугами, преимущественно государственными», - считает руководитель информационно-аналитического отдела аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа» Виталий Цветков. Такой подход, по его мнению, сформировался надолго. Потребителя повышение налогов заставит раскошелиться. «Бизнес «зашьет» повышение налогов и акцизов в цены. Впрочем, так было всегда. Бензин у нас дорожает независимо от цен на нефть и налоговых маневров в нефтяной отрасли, а вместе с ним – дорожает и все остальное, поскольку расходы на доставку продукции и энергоресурсы – очень значимые статьи в любом бизнесе», - говорит Цветков. Впрочем, даже повышение налогов для богачей и богатых отраслей вряд ли покроет весь дефицит казны страны в связи с кризисом. По предварительной оценке Минфина РФ, федеральный бюджет РФ в январе-августе 2020 года был исполнен с дефицитом 1,692 трлн рублей. По итогам года дефицит бюджета может составить 4,4% ВВП, считают в Минфине. Постепенно дефицит будет уменьшаться – до 2,4% в 2021 году и около 1% - с 2022 года. Объем заимствований в следующем году будет увеличен на 875 млрд рублей. Госдолг в последующие годы будет составлять 20% ВВП. То есть подсаживаться на долговую иглу российские власти не собираются. Этот уровень госдолга будет по-прежнему довольно низким по международным стандартам. Как известно, многие западные страдают от того, что набрали долги, сопоставимые с размерами собственных экономик. Скорее всего, правительство также активней примется за приватизацию государственных активов. На этом бюджет тоже может неплохо зарабатывать, считает глава Счетной Палаты РФ Алексей Кудрин. Он призывает к более активной приватизации и снижению долю государства в экономике, которая действительно довольно высока. Другое дело, что продавать акции государства в компаниях на довольно тревожном и непредсказуемом сейчас рынке – тоже не лучший вариант. Можно сильно продешевить. Поэтому массовая приватизация – это скорее перспектива следующих двух лет, когда мировые экономики, в том числе российская, начнут восстанавливаться после коронавируса.
- говорит Цветков. Однако в наращивании госдолга власти видят угрозу нашей самостоятельности во внешней политике и санкционные риски, тогда как приватизация госактивов растягивается на годы и десятилетия. «Приватизации всегда «не время», потому что если госактив неинтересный, то его никто не купит, а если интересный, то «такая корова нужна самому». Остается надеяться на рост дивидендов госкомпаний, которые прошли трансформацию, завершают затратные инвестиционные проекты и показывают несвойственную для госкомпаний эффективность», - заключает собеседник. Вернуться назад |