Продолжающаяся пандемия вируса пневмонии COVID-19 оказывает огромное влияние на снижение стоимости пассажирских самолетов. В то время как практические все модели теряют в цене, стоимость крупнейшего в мире пассажирского авиалайнера Airbus A380 стремится к цене металлолома.
Даже в начале февраля этого года, когда пандемия COVID19 все еще считалась эпидемией, в значительной степени ограниченной Восточной Азией, которая, как можно было надеяться, не угрожает другим регионам мира, компания Cofrance Sarl указывала на растущую с момента финансового кризиса 2008 года проблему. Она ускользнула от внимания тех, кто не является специалистом в области финансирования авиационной отрасли. А проблема заключается в том, что пока стоимость самолетов росла, цены на оплату аренды самолетов продолжали снижаться.
“Арендодателям необходимо было придерживаться слишком оптимистичной точки зрения относительно остаточной стоимости самолетов, чтобы верить в возврат инвестиций при текущих арендных ставках”, – говорит директор компании Cofrance Sarl Виталий Архангельский.
В августе 2020 года, когда оказалось, что транспортные и финансовые результаты на пике сезона выглядят довольно бледно, по сравнению с результатами, достигнутыми много лет назад, и оснований для оптимизма в авиационной отрасли довольно мало, стоимость самолетов, многие из которых остаются запаркованными, значительно упала. Самый большой пассажирский самолет в мире Airbus A380, эксплуатация которого еще до пандемии выглядела все менее привлекательной в реалиях авиационной отрасли, стал особенно дешевым.
Королева …парковок
Сколько стоит самолет, который стоит на парковке и скорее всего больше никогда не сможет возить пассажиров? В эпоху COVID-19 такая судьба коснулась многих двухэтажных супер-гигантских A380, производимых европейским гигантом аэронавтики Airbus. Если раньше авиалинии считали их будущим гражданской авиации, то теперь, когда COVID-19 окутал туманом будущее путешествий по всему миру, многие самолеты заблаговременно списываются. Те, которые все еще находятся в эксплуатации, может купить любой желающий за несколько миллионов долларов.
Хотя снижение стоимости из-за пандемии вируса COVID-19 затронуло все пассажирские авиалайнеры, снижение цен на A380 является особенно значительным. На протяжении многих лет модель пыталась занять определенную нишу на рынке — полеты в самые многолюдные мировые хабы или аэропорты. Сейчас эти аэропорты пусты, в них работает менее одного из десяти А380.
В ситуации, когда отрасль авиаперевозок может не вернуться к уровню пассажиропотока 2019 года только в 2024 году, как предлагает Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА), а бизнес-трафик, который годами был основой прибыльности, может вообще не вернуться до уровня, предшествующего пандемии, будущее супергиганта выглядит мрачным. Шансы на то, то авиакомпании захотят оставить самолеты на стоянке в течение многих лет, а потом решат использовать их кресла премиум-класса, которые обычно занимают большую часть верхней палубы, малы и, вероятно, уменьшатся еще больше, поскольку парковка продолжается в течение длительного времени.
С Airbus A380 уже попрощался Air France, избавившаяся от своего парка из девяти самолетов с заявленной стоимостью 500 миллионов евро. Lufthansa еще перед пандемией решила сократить свой парк самолетов A380 с 14 до шести. Шансы на их возвращение находятся под вопросом, как и будущее девятнадцати A380 в цветах Singapore Airlines, второго по величине пользователя этой модели в мире после Emirates. Сингапурский перевозчик заявил, что оценивает будущее своего флота сверхбольших самолетов.
Супер дешево, как Super Jumbo
Стоимость A380 падает так же быстро, как и их перспективы на полеты в будущем. Самым старым машинам 12 лет. В этом возрасте самолеты обычно теряют половину своей стоимости. Учитывая, что новый Super Jumbo стоит от 250 до 300 миллионов долларов, теоретически бухгалтеры авиакомпаний могут рассчитывать продать их по остаточной стоимости около 125 миллионов долларов. Однако эти надежды преувеличены, поскольку еще до пандемии COVID-19 рекомендованная цена подержанных A380 составляла от 75 до 100 миллионов долларов.
Сейчас, как выяснили эксперты компании Cofrance Sarl, стоимость некоторых единиц составляет половину их стоимости до пандемии. Инвестиционный фонд Doric Nimrod Air One, владеющий одним аэробусом А380, арендованным для Emirates, недавно снизил балансовую стоимость своего самолета на 51 проц.
“Учитывая состояние спроса и расходы на содержание Airbus A380, можно предположить, что остаточная стоимость самолета после истечения срока аренды составляет от 10 до 15 миллионов долларов”, – сказал директор компании Cofrance Sarl.
При том, что регулярное обслуживание каждого из четырех двигателей А380 в лизинг может стоить 6 миллионов долларов, бывшие в употреблении двигатели в хорошем состоянии того стоят. Если добавить стоимость шасси, которое можно использовать в дальнейшем, окажется, что фюзеляж не представляет никакой ценности. Из выше сказанного следует, что стоимость запасных частей, которые могут быть извлечены из самолета, невелика.
На понижение стоимости A380 может также повлиять тот факт, что Airbus так и не решился разработать грузовое судно на основе этой модели. Это затрудняет перевод пассажирских на вторичный рынок грузовых воздушных судов, после соответствующей модификации. Пока только один крупный оператор, Hi Fly, объявил о намерении превратить самолет в 60-тонный грузовой самолет с дальностью полета 17 часов. Для других самолетов преобразование пассажирской версии в грузовую может дать машине вторую жизнь, а владельцу — шанс получить лучшую остаточную стоимость.
“Ни один из операторов, которые сейчас используют самолеты, больше никто не хочет приобретать даже по таким низким ценам. Первый А380, который поднялся в воздух и поступил в эксплуатацию в 2007 году, был списан на слом. Многие другие движутся в том же направлении”, – считают эксперты Cofrance Sarl.
Андрей Бочкарев