Бойцы КСИР Ирана захватили в нейтральных водах вышедший из ОАЭ танкер. Тегеран таким образом ответил на захват американцами четырех его танкеров, шедших в Венесуэлу. Это уже практически война.
13 августа 2020 Центральное командование ВС США (СЕНТКОМ), как это уже стало традицией, в своем Twitter, распространило фото и видеозаписи о захвате иранцами следовавшего в международных нейтральных водах в Ормузском проливе танкера Wila.
По информации сервиса Marine Traffic, судно под либерийским флагом шло из эмиратского порта Аль-Хамрия в Персидском заливе на якорную стоянку возле города Хор-Факкан в Оманском заливе.
После прохождения Ормузского пролива на корабль с иранского вертолета Sea King был высажен десант, захвативший контроль над судном. После чего Wila изменила курс и ушла в один из иранских портов.
Пресса гадает – что сие должно означать. Официальное заявление иранских властей по этому поводу отсутствует. Но вот что странно. Примерно за полсуток до инцидента газета The Wall Street Journal, со ссылкой на свои источники, сообщила об очень похожем происшествии, но уже совсем в другой части света.
Четыре иранских танкера - Bella, Bering, Pandi и Luna, - из девяти, направленных Тегераном в Венесуэлу в рамках помощи этой стране по преодолению энергетического кризиса, внепланово изменили курс на Соединенные Штаты. По прибытии в порт Хьюстон федеральные власти США намерены конфисковать в свою пользу груз нефти, как нарушающий условия объявленного Вашингтоном эмбарго.
Издание отмечает, что для захвата американские вооруженные силы не применялись. Госдепартамент «решил вопрос» по дипломатическим каналам с их владельцами. Особо подчеркивается, что об изъятии самих кораблей речи не идет. Конфискации подлежит исключительно груз.
Конечно тут можно предположить абсолютно случайное совпадение. Но учитывая прочие обстоятельства вероятность подобной случайности является абсолютно мизерной.
Между Вашингтоном и Тегераном началась самая настоящая танкерная война. Которую обе стороны вероятнее всего проиграют. Иранцы не располагают физической возможностью обеспечить силовое прикрытие своих танкеров «в американской части Атлантики». Однако вся военная морская мощь США не в состоянии защитить судоходство на выходе из Персидского залива от подобных ответных точечных операций КСИР.
Неизбежный клинч, как это уже наблюдалось в прошлую «танкерную войну» 1986 – 1989 годов, обернется ростом стоимости фрахта и сильным удорожанием страховок. То есть увеличением издержек на логистику. В условиях низких рыночных цен это значит существенное уменьшение прибыли от торговых операций с черным золотом, добываемым в монархиях Залива.
В итоге иранцы потеряют доступ к рынкам в Южной и Центральной Америке, став более зависимы от сбыта в Азии и особенно в Китае, а американцы утратят последние остатки геополитического влияния на Ближнем Востоке, так как покажут очевидный дефицит силы «для наглядного вразумления наглеца с помощью ракет и морских пехотинцев».
Словом, начался очередной этап процесса распада общего рынка на изолированные автаркичные кластеры. И мирным он точно не будет.