Антон Силуанов является хорошим счетоводом. Может быть, и хорошим человеком, но это, как известно, не профессия. Иногда складывается впечатление, что Силуанов думает лишь о том, как свести бюджетный дебет с кредитом, вместо того, чтобы решать проблемы развития страны.
Я с огромной симпатией отношусь к правительству Мишустина-Белоусова, которое наконец-то изменило курс экономической политики России с либерально-рыночного на государственный капитализм. Однако, на мой взгляд, еще в самом начале своей работы, 21 января Мишустин допустил ошибку, передав Росимущество Министерству финансов (ранее управлялось Министерством экономического развития)
Соответственно, Силуанов получил в свои руки механизм управления всеми государственными компаниями. Естественно, напрямую влиять на их политику он не может. Например, сложно себе представить, чтобы Силуанов командовал Игорем Сечиным. Тем не менее, наш министр финансов стал с двойным энтузиазмом настаивать, чтобы госкомпании направляли на дивиденды не менее 50% прибыли по МСФО.
На первый взгляд, ничего страшного в этом нет. Наоборот, бюджет будет получать дополнительные доходы. И вроде бы, цель благая. Но на деле все выглядит совершенно иначе.
Госкомпаниями считаются те лица, где прямая доля государства составляет более 50%. То есть, если государство контролирует, скажем, Интер РАО через ФСК ЕЭС, то данная компания формально не имеет статус государственной.
Однако наиболее крупными являются те, которые прямо контролируются Росимуществом (либо Роснефтегазом). Например, Сбербанк, Газпром, Роснефть, РЖД, ВТБ и другие.
Со всех них Силуанов хочет брать в бюджет 50% от прибыли по МСФО. Но подвох заключается в том, что в ряде компаний значимой долей акций владеют иностранные лица. Во многих случаях - американские и английские хедж-фонды.
Единственным исключением из списка госкомпаний является, пожалуй, Роснефть. Иностранные акционеры там серьезные (не международные спекулянты): BP и QH Oil. Задачей этих компаний является содействие в уходе Роснефти от санкций. Судя по тому, что самый крупный плательщик в федеральный бюджет уже который год практически не подвергается ограничениям, иностранные акционеры со своей задачей справляются.
Однако, что касается других лиц, то политика Силуанова приводит к безосновательному оттоку капитала. Взамен этого Россия не получает ничего. Например, иностранным акционерам Сбербанка за 2019 год планирует направить порядка 190 млрд. рублей. Газпром (выплата 30% прибыли по МСФО) - около 150 млрд. рублей.
Вместе с этим, для финансирования проектов развития не обязательно пополнять бюджет через выплату дивидендов. Достаточно обязать госкомпании покупать ценные бумаги российских эмитентов. Например, "Автодора", который выпускает облигации под финансирование строительства автодорог, или же "РЖД", которые размещают вечные бонды под расширение БАМа и Транссиба. Но здесь же возникает риторический вопрос: разве сможет кто-то заставить Грефа вкладываться в российские проекты, вместо выплат дивидендов иностранным акционерам?
Вместе с этим, политика государственного капитализма предполагает активное участие госкомпаний в развитии страны. Стратегия экономической политики России на ближайшее десятилетие, подготовленная Андреем Белоусовым, определяет взрывной рост инвестиций в реальный сектор экономики. В том случае, если госкомпании продолжат отчислять по 50% прибыли акционерам, объем инвестиций будет не столь масштабный. Соответственно, Андрей Белоусов обязан изменить подход Силуанова по вопросу выплаты дивидендов.