ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > ИПЕМ: Промышленность России: итоги I полугодия 2020 года

ИПЕМ: Промышленность России: итоги I полугодия 2020 года


15-07-2020, 22:10. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

ИПЕМ проанализировал итоги работы промышленного комплекса России в июне и I полугодии 2020 года. По оценкам Института, показатели производства и спроса говорят о значительном ущербе для промышленности от последствий пандемии COVID-19, однако имеется ряд предпосылок для восстановления объёмов производства в ряде отраслей.

Индикаторы состояния производства и спроса на промышленную продукцию в России – индексы ИПЕМ-производство и ИПЕМ-спрос – по итогам шести месяцев 2020 года продемонстрировали синхронное падение: по сравнению с I полугодием 2019-го индекс производства сократился на 4,7%, спроса – на 5%. Наиболее заметный спад фиксируется в последнем месяце полугодия, по итогам июня показатели составили 11,3% и 9,7% соответственно. 

Индекс ИПЕМ-спрос в отраслевом разрезе в июне 2020 года:

Добывающие отрасли -13,4% (-6,3% за период январь - июнь 2020 года)

Низкотехнологичные отрасли +7,3% (+9,1%)

Среднетехнологичные отрасли -10,0% (-6,4%)

Высокотехнологичные отрасли -28,0% (-20,8%)

Спрос на продукцию добывающих отраслей в течение первого полугодия 2020 года в России упал на 6,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе за июнь снижение составило 13,4%. Добыча и экспорт нефти за первое полугодие снизились на 4,7% до 264,7 млн тонн и 5,7% до 122,9 млн тонн соответственно (в июне – на 16,4% до 38,2 млн тонн и 14,7% до 18,1 млн тонн). 

12 мая 2020 года странами ОПЕК+ были приняты новые условия сокращения добычи нефти сроком на два года. Суммарный объем снижения добычи (по новым условиям сделки от 6 июня 2020 года) на период май - июнь должен составить 9,7 млн барр./сутки, в июле - 9,6 млн барр./сутки (для сравнения, в январе - марте 2020 года уровень суммарного сокращения добычи нефти составлял 1,7 млн барр./сутки). Россия в рамках данного соглашения взяла на себя обязательства по сокращению добычи нефти на 23% в период июнь - июль 2020 года, 18% в период июль - декабрь 2020 года, 14% с января 2021 года от базового уровня 11 млн барр./сутки. По итогам июня 2020 года Россия выполнила обязательства по сокращению добычи нефти практически в полном объеме: падение добычи составило 2,47 млн барр./сутки (по условиям сделки - 2,53 млн барр./сутки).

Добыча природного газа за шесть месяцев составила 340,8 млрд м3 (-9,7% к аналогичному периоду 2019 года), в июне –47,7 млрд м3 газа (-12,3%).

Для угольной отрасли I полугодие также закончилось с отрицательными результатами: добыча угля снизилась на 8,1% (до 194,7 млн тонн), экспорт – на 6,2% до 88 млн тонн.

Такая картина соответствует глобальному тренду. На фоне смягчения мер по предотвращению распространения коронавируса в июне 2020 года впервые с начала года выросли экспортные поставки угля, несмотря на снижение глобального спроса на уголь: по данным МЭА в первом полугодии 2020 года зафиксировано крупнейшее падение потребления угля за последние 70 лет. Среднее падение мирового спроса на уголь составило 8% (при сокращении спроса на энергию на 3,8%), наибольшее падение спроса на уголь зафиксировано в Европе: на 20% к аналогичному периоду прошлого года. При этом экспортные поставки российского угля увеличились в страны Африки и Ближнего Востока.

 

Индекс спроса на продукцию низкотехнологичных отраслей в июне 2020 года значительно вырос: +7,3% к июню 2019 года (+9,1% за период январь - июнь 2020 года).

Рост спроса в секторе обусловлен главным образом положительной динамикой пищевой промышленности. По данным Росстата в мае 2020 года выросло производство пищевых продуктов на 1,5% к аналогичному периоду 2019 года. Выпуск в большинстве подотраслей легкой промышленности при этом сократился: производство одежды (-3,9%), производство кожи и изделий из кожи (-35,1%), текстильное производство (-6,1%). Однако объём отгруженных товаров собственного производства согласно данным Росстата зачастую продолжает расти вопреки снижению объёмов выпуска: текстильное производство (+8,2%), производство одежды (+11%). Это может свидетельствовать о двух важных аспектах – в данный момент идет реализация складских запасов, а в будущем объёмы производства могут быстро восстановиться для нормализации уровня складских остатков.

 

Индекс спроса в среднетехнологичных отраслях в июне 2020 года сократился: -10,0% к июню 2019 года (-6,4% за период январь - июнь 2020 года).

Внутренний спрос на черные металлы в июне сократился на 26,3% (-16,8% за период январь – июнь 2020 года). При этом экспортные поставки черных металлов продолжают расти после продолжительного периода падения, наблюдавшегося с начала 2019 года (+9,1%, -2,8%).

Спрос на цветные металлы в июне 2020 года снизился как со стороны внутреннего (-2,2%, -14,6% за период январь – июнь 2020 года), так и со стороны внешнего рынка (-19,6%, -11,8%)

Снижение экономической активности, в первую очередь в промышленных центрах Азии и Европы, вызвало падение цен на цветные и черные металлы, хотя ослабление курса рубля частично компенсирует данный эффект. При этом заградительная тарифная политика стран-потребителей металлопродукции также не теряет своей актуальности. Кроме того, в конце апреля Министерство экономики Мексики объявило о новой волне антидемпинговых расследований в отношении продукции, импортируемой из России.

Спрос на химические и минеральные удобрения в июне 2020 года увеличился как на внутреннем рынке (+3,3%, +7,1% за период январь – июнь 2020 года), так и на внешнем (+8,1%, -0,5%). При этом возобновление производства в Китае и реализуемые там меры государственной поддержки основного центра производства фосфорных удобрений в провинции Хубэй привели к снижению экспортных поставок фосфорных удобрений из России. В России также были реализованы меры поддержки сектора. Так, в мае 2020 года минеральные удобрения были включены в перечень грузов, железнодорожная перевозка которых субсидируется, что предоставляет возможность применять льготный тариф на железнодорожные перевозки для маршрутов на Дальний Восток.

 

Индекс спроса в высокотехнологичных отраслях в июне 2020 года значительно сократился: -28,0% к июню 2019 года (-20,8% за период январь - июнь 2020 года).

Отгрузка машиностроительной продукции на сети железных дорог в июне 2020 года сократилась после непродолжительного роста в апреле 2020 года (-14,0% к аналогичному периоду прошлого года, -13,3% за период январь – июнь 2020 года), как на внутренний рынок (-4,7%, -11,8%), так и в экспортном направлении (-56,6%, -25,2%).

Производство легковых автомобилей по данным Росстата в мае 2020 года значительно сократилось: падение составило54,4% (-33,2% за период январь – май 2020 года). Продолжается резкое падение выпуска грузовых вагонов на фоне сохраняющейся негативной ситуации (перенасыщенность рынка, снижение спроса) (-29,9%, -22,3%). При этом производство пассажирских вагонов увеличилось по итогам мая 2020 года (+12,9%, +7,6%).

В июне 2020 года состоялось открытие новых крупных производств:

- состоялся запуск производства агрегатов для спецтехники КАМАЗа и «Урала» в Республике Татарстан (инвестиции 300 млн руб.),

- состоялось открытие нового завода по производству холодильных шкафов коммерческого назначения в Чувашской Республике (инвестиции 600 млн руб.),

- запущено производство интеллектуальных приборов учета электроэнергии в Московской области (инвестиции 756 млн руб.)

 


В июне погрузка на сети РЖД снова ушла вниз

По оперативной информации, погрузка РЖД в июне 2020-го снизилась до 97,1 млн т..Минус составил 4,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Динамика несколько улучшилась: в мае текущего года сеть ушла в отрицательную зону гораздо глубже (-5,3% к аналогичному периоду 2019 г.). Особенно ощутимой оказалась разница в динамике грузооборота: если в мае он обвалился на 6,6%, то в июне снизился только на 4,1% и составил 197,5 млрд тарифных тонно-км. Это означает, что на сети увеличились доставки на дальнем плече, что обычно служит признаком дальнейших улучшений в динамике погрузки.

Еще заметнее разница в динамике грузооборота с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии: в июне он уменьшился на 3,9%, а в мае, соответственно, на 6,9%. Можно предположить, что на сети увеличилась обратная загрузка подвижного состава. В частности, по данным отправителей, полувагоны чаще стали заезжать на обратном пути за стройгрузами в связи с оживлением спроса в этом сегменте.

Грузооборот за июнь 2020 года снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,1% и Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время уменьшился на 3,9% и составил 251,2 млрд тонно-км.

Однако при этом пока не просматривается особого позитива на длинных позициях. Прогресс в краткосрочном плане больше похож на ожидания того, что могло быть хуже, но подобного не случилось. Более показательным должен быть июль. И все же не следует забывать, что лето – период традиционного снижения деловой активности, а также увеличенных ремонтных окон. Прогнозировать формирование устойчивой тенденции в такое время не стоит,

– выразил свою точку зрения президент АНО «Институт исследования проблем железнодорожного транспорта» Павел Иванкин.


Вернуться назад