ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Судостроение России. Пассажирский флот

Судостроение России. Пассажирский флот


29-06-2020, 16:12. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Слепота украинских экспертов, которую они демонстрируют на наших ток-шоу, и наших недалёких сограждан, транслирующих эту глупость в соцсетях и комментариях на Дзене и искренне считающих, что в стране вся промышленность умерла и мы ничего не производим, заставляет меня написать цикл статей и показать, что Россия уже давно снята с нефтяной иглы и быстрыми шагами движется к технологическому превосходству над подавляющим большинством стран мира, которые не производят и десятой доли тех высокотехнологичных товаров, которые производит наша страна. В первую очередь расскажу о восстановлении из пепла нашего судостроения, которое для многих людей прошло незамеченным.

С чего началось восстановление страны в судостроительной отрасли?

1. Что Путин сказал.

В «Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года», утверждённой Путиным 27 июля 2001 года, было определено, что в целях обеспечения национальной безопасности страны строительство современных морских судов для обновления российского флота — транспортного, научно-исследовательского, промыслового, морской техники для освоения месторождений нефти и газа на шельфе, объектов инфраструктуры для устойчивой работы Северного морского пути, средств спасения на море и других видов надводной и подводной техники новых поколений — должно осуществляться преимущественно на отечественных предприятиях.

10 мая 2006 года Путин в президентском послании Федеральному собранию заявил, что неоправданно долго решаются вопросы реорганизации таких важнейших отраслей, как авиа- и судостроение. Путин сказал, что правительство должно оперативно, наконец, завершить работу по созданию соответствующих холдингов.

1 ноября 2006 года Путин на совещании, посвящённом развитию судостроения, заявил: «Правительство недавно обсуждало стратегию развития судостроения на период до 2030 года. Вместе с тем окончательных решений до сих пор не принято». Путин привел цифры, предоставленные министерством промышленности и энергетики. По этим данным, процент от общего тоннажа гражданских судов, построенных за последние 10 лет по заказам российских судовладельцев на зарубежных верфях, составляет 94,4 %. И лишь оставшееся отошло российским производителям, хотя у нас могло бы быть построено и 28 %. Путин сказал: «Почему этого не произошло? А потому, что мы с вами не создали необходимые условия для развития судостроения, вовремя не среагировали на происходящие в мировой и нашей экономике события». Для более активного развития отрасли Путин предложил правительству использовать меры «здорового протекционизма». То есть прибегнуть к какой-то льготной налоговой системе и процедурам, привлечь субсидии и кредиты. Лишь бы только это не «подорвало рыночные условия функционирования отрасли и конкуренцию, но позволило бы сделать первые необходимые шаги для укрепления своих позиций». Путин предложил обсудить принципиально новые подходы по формированию интегрированных структур, которые должны будут реализовывать государственную стратегию в области судостроения. Источник.

Но "справедливая рука рынка" никак не хотела слушаться многократных уговоров президента и восстанавливать угробленное ей же судостроение в 90-ых годах прошлого века.

2. Что Путин сделал.

21 марта 2007 года Путин подписал указ о создании ОАО «Объединённая судостроительная корпорация» (ОСК), объединяющей государственные финансовые активы в судостроении.

С тех пор минуло 13 лет, можем начинать подводить итоги сделанного.

В этой статье я расскажу о пассажирском судостроении.

Сейчас в России строится несколько типов пассажирских судов: суда глиссирующего типа, суда на подводных крыльях и суда на воздушной подушке.

Произведено с 2013 по 2017 год 5 судов, с 2017 в Керчи строится 3 судна

Кроме этих судов недавно Средне-Невский судостроительный завод (г. Санкт-Петербург) заключил крупнейший гражданский контракт в новейшей истории предприятия. Верфь построит два пассажирских судна проекта А45-90.2 общей стоимостью 5,27 млрд рублей.

А следующее судно, которое я хочу вам показать, уникально для нашей страны.

Судно строится на заводе «Красное Сормово» с весны 2017 года. Официальная закладка была произведена 28 марта 2017 года. Новый пассажирский теплоход получил имя известного башкирского писателя Мустая Карима. Проект PV300 круизного пассажирского лайнера разработан ООО «Морское Инженерное Бюро» (Одесса) в 2010-2015 годах по заказу Федерального агентства морского и речного транспорта России в рамках ФЦП "Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы" «Мустай Карим» фактически станет первым построенным в России за 60 лет пассажирским судном, поскольку с 1950-х годов все морские и речные крупные пассажирские суда, эксплуатировавшиеся в СССР и России, заказывались за рубежом.

Судно предназначено для речной перевозки пассажиров на дальних круизных линиях Москва – Астрахань, Москва–Санкт-Петербург с переходами по Ладожскому и Онежскому озерам и Москва–Ростов-на-Дону с проходом Волго–Донским судоходным каналом. Класс судна: X М-ПР 3,0 (лед 30) А. Район плавания: внутренние водные пути Российской Федерации и морские прибрежные районы, в соответствии с классом судна.

«Мустай Карим» проекта PV300 имеет длину - 141 м, ширину - 16,80 м, высоту борта - 5,00 м - 22,5 км/час, экипаж и обслуживающий персонал - 141 человек. Для размещения пассажиров в количестве 329 человек на судне предусматриваются 152 каюты «Стандарт»; 9 кают «Люкс», одна каюта «Полулюкс» и одна каюта для лиц с ограниченными возможностями. Для досуга пассажиров есть обзорные салоны (музыкальный на 200 мест и читальный на 50 мест), трансформируемый конференц-зал (на 140 мест), три бара (пивной, "Панорама" и в читальном салоне), детская комната, фитнесс-центр (сауна, хамам, массажные кабинеты, тренажерный зал, парикмахерская), сувенирный киоск и солярий на открытой солнечной палубе (700 кв. метров). Для людей с ограниченными возможностями устроены лифты, соединяющие все палубы, коммуникации и туалеты, повышенные габариты проходов, отсутствие препятствий при перемещении в колясках. Источник.

Ну и наконец самое главное на настоящий момент достижение нашей судостроительной отрасли - круизный пассажирский морской лайнер.

Пассажирский лайнер «Пётр Великий» проекта PV300VD для круизов по Каспийскому и Черному морям по заказу "Московского речного пароходства" (оперировать судном будет "Мостурфлот") строит завод "Лотос" (АО "Южный центр судостроения и судоремонта", входящий в Объединенную судостроительную корпорацию). В середине августа 2016 года президент РФ Владимир Путин в режиме видеотрансляции принял участие в закладке судна. Крайний срок сдачи лайнера - март 2021 года.

На носу корабля будет обзорный салон, бассейн, у каждой каюты есть балкон. В корме сделаны люксовые каюты, есть зона отдыха, бар у бассейна, 24-часовой бар. Судно имеет две каюты для инвалидов.

"Петр Великий" имеет длину 141 метр, ширина составляет почти 17 метров, а высота 5,5 метра. Судно рассчитано на 310 пассажиров и 96 членов экипажа, у которого будет своя зона на лайнере – ниже главной палубы, там же находятся все вспомогательные помещения – от камбуза до системы приготовления воды. Лайнер с электродвигателями будет ходить со средней скоростью 22 километра в час и по рекам, и по Азовскому, Черному, Средиземному, Каспийскому и Красному морям, с возможным использованием на линии Санкт-Петербург - Москва - Ростов-на-Дону - порты Черного моря - порты Турции - порты Красного моря. Источник РИА Новости.

Круизный пассажирский лайнер «Пётр Великий» должен был стать первым постсоветским лайнером, так как был заложен раньше, чем «Мустай Карим». Но возникли некоторые сложности из-за того, что его не просто должны возвести на верфи, но и создать пятизвездочную гостиницу, и с соответствующим наполнением сдать заказчику.

Сроки сдачи судна, переносились и не раз из-за постоянно вносимых корректив в проект, изменения не позволяли предприятию вести нужными темпами закупочную деятельность, приостанавливалось финансирование, а вместе с ним и строительство. С техническим оснащением проблем не возникает, а вот его отделка - непростое дело. Опыта строительства, например, сразу 300 кают на верфи нет, кроме того на судне будут кинозалы, рестораны, парикмахерские, лифты, винтовые лестницы и прочее. Для оборудования кают и других помещений необходима мебель, напольные покрытия, обои, и все это делается для "Петра Великого" под заказ. Источник РИА Новости.

Такое бурное развитие судостроения в России, за которым я пристально наблюдаю с 2012 года и не устаю радоваться каждому построенному судну, навеяло мне сравнение с птицей Фениксом восставшей из пепла

И "Феникс" этот оказался настолько велик, что мне придётся разбить эту тему на несколько тематических частей и в следующих частях, если тема будет интересна, буду знакомить вас со всеми типами судов, которые строятся в настоящее время на Российских верфях.

Вы, возможно, спросите: А причём тут снятие с нефтяной иглы?

А вот при чём. Атомная промышленность, судостроение, самолётостроение, двигателестроение, транспортное машиностроение, станкостроение, электронная промышленность и другие отрасли развиваются или приняты программы по их развитию. На примере создания и деятельности объединённой судостроительной корпорации я вам показываю, как быстро достигается эффект, когда к делу подключается государство, а не частный бизнес, который не оправдал возлагаемых на него в 90-ые годы прошлого века надежд. Не пришли к нам никакие западные инвесторы, не заменили нам оборудование на наших предприятиях на высокопроизводительное, не создали нам ни одного огромного производства, какие создавались в СССР с нуля, ограничившись только постройкой заводов с отверточной сборкой. Вместо этого большинство высокотехнологичных предприятий СССР было приватизировано за ваучеры, а потом кануло в лету. Так что президенту и правительству пришлось забыть о том, что в либерально-рыночной экономике существует такое понятие, как "эффективный частный собственник", которым долгое время нам всем морочили голову, и вкладывать бюджетные деньги в строительство и модернизацию возвращённых под контроль верфей. Теперь для нас главное - это наращивание объёмов производства и выход на международные рынки. Таким образом все мероприятия, последовательно выполняемые президентом и правительством по развитию различных отраслей производства и есть снятие с нефтяной иглы, пока, правда, незаметное большинству людей, которые просто не интересуются этой темой.

Источник


Вернуться назад