ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Кризис - время дешевой госсобственности

Кризис - время дешевой госсобственности


8-06-2020, 14:03. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

В издательстве Рейтер вышло интервью с совладельцем аэропорта Шереметьево, олигархом Александром Пономаренко. И, как по мне, некоторые моменты из этого интервью требуют тщательной проверки правоохранительными органами.

Не буду долго подводить - давайте сразу о самом заметном.

Для тех, кто не знает о судьбе некогда государственного аэропорта, буквально пару слов (подробности легко можно найти самостоятельно, благо о судьбе аэропорта и последствиях его «приватизации» написано уже столько, что листать страницы «Гугла» ответом на запрос «Шереметьево оффшор» замучаешься). Некогда государственный аэропорт Шереметьево в начале относительно сытных «десятых» годов зачем-то нанял трех специалистов в качестве аж сразу помощников генерального директора. Причем один из этих специалистов - Сергей Ярышев - ранее был замечен в, скажем так, содействии в изменении состава собственников у НМТП, Новороссийского Морского Торгового Порта. Именно во время работы Сергея Ярышева контроль над НМТП получили трое олигархов - известный всей России Аркадий Ротенберг и менее известные олигархи украинского происхождения Александр Пономаренко и Александр Скоробогатько. Эти люди в результате продали НМТП, а Сергей Ярышев почему-то сразу после этой продажи также ушел из Новороссийска. И вот - он объявился в Шереметьево.

Потом началась магия - внезапно (не без помощи новых «замов», само собой) компания Ротенберга избирается аэропортом в качестве стратегического инвестора. Само собой, правоохранительным органам наряду с Росимуществом и Минфином уже на том этапе нужно было подключаться к проблеме, ибо аффилированность здесь видна невооруженным взглядом. Но никто никуда не подключился, и в итоге после долгих и весьма мутных процедур бумаговаляния у государства осталось чуть более 30% акций, а остальные внезапно оказались во власти кипрского оффшора TPS Avia, причем по сути бюджет не получил от него ни копейки.

Итак, небольшой пакет все еще остался в руках государства - и вот что об этом говорит господин Пономаренко:

«В соответствии с условиями акционерного соглашения мы подали заявку на выкуп госпакета, и сейчас государство проводит оценку его рыночной стоимости. Сегодня ситуация в отрасли объективно изменилась – пассажиропоток аэропорта резко упал и сроки его восстановления не известны, впервые с 2015 года мы ожидаем убыток в размере 14-16 миллиардов рублей. Все это оказало существенное влияние на стоимость актива, что нельзя не учитывать в оценке. Если оценка будет выше наших ожиданий с учетом текущей ситуации, то мы сможем отказаться от сделки. Если цена устроит, то для выкупа госпакета мы будем привлекать партнеров. У нас есть и российские, и иностранные потенциальные инвесторы, заинтересованные в сделке»

Прочитали? А теперь другая цитата из этого же интервью:

«Мы рады, потому что помощь в текущих условиях для нас очень важна. Размер господдержки каждого аэропорта будет зависеть от потерянного пассажиропотока в сравнении с 2019 годом»

А вот еще, смотрите:

«…в условиях падения пассажиропотока мы были вынуждены обратиться к нашему основному кредитору Сбербанку для переноса платежей по основному долгу с 2020 года на более поздний период. В этой ситуации Сбербанк пошел нам навстречу, и мы подписали соглашение, в соответствии с которым погашение основного долга в размере $58 миллионов было перенесено с 2020 года и равномерно распределено на весь оставшийся срок кредита»

Итак, подведем итог - несмотря на то, что троим олигархам будут возмещены убытки государством (для тех кто не в курсе я напомню, что в середине марта этого года состояние Ротенберга на фоне общей паники выросло на 233 миллиона долларов), несмотря на то, что государственный Сбербанк готов идти навстречу (привет всем, к кому банки почему-то отнеслись не столь лояльно), Пономаренко считает нормальным из-за временных трудностей, связанных с пандемией, получить хорошую скидку.

Извините, а коронавирус что, подтачивает фундамент терминалов? Или, может быть, повышенная концентрация «Ковида-19» в воздухе коварно разрушает покрытие полос? А может борьба с инфекцией вынудила снести несколько зданий и сжечь все пассажирские автобусы?

Вирус пройдет, но нужно успеть забрать госпакет за бесценок - вот как я понимаю слова Пономаренко.

Тем же, кто скажет про реально тяжелые условия для аэропортов (сознательно или нечаянно пропустив мимо ушей все намеки на полный пакет господдержки для Шереметьево и - что важно - его базового «Аэрофлота», которому единственному из всех российских авиакомпаний выделили деньги сразу в полном объеме), лишь напомню, что все последние годы аэропорт управляется именно этими самыми олигархами. И никакой коронавирус не мешал им, когда они устраивали багажные и грузовые коллапсы, которые привели к сотням миллионов убытков их дочерних компаний. Никакая инфекция не заставляла их допускать необученный персонал, в результате чего за один только прошлый год в Шереметьево побили столько самолетов, что за один только день можно было услышать о трех поврежденных воздушных судах.

Вы сами же управляете этим активом. А теперь, получая всю необходимую поддержку, требуете скидку, пользуясь мировой повесткой. Вам это, конечно, выгодно, но как насчет государства? Будут ли приняты защитные контролирующие меры, чтобы не отдать за бесценок оставшийся госпакет?

Хотя о чем я говорю. Если за 70% акций бюджет ничего не получил, то какая цена должна быть у оставшихся 30%?

P.S.

Отвечу еще на пару тезисов в интервью:

«Несмотря на корректировку инвестиционной программы, мы не остановили работы по двум важнейшим для аэропорта инвестиционным проектам - это реконструкция ВВП-1 и модернизация системы обработки багажа» - для тех кто не в курсе, напомню - после грандиозного коллапса с багажом в прошлом году выяснилось, что построенные олигархами терминалы хоть и красивы снаружи, но «гниловаты» внутри, хотя по условиям акционерного соглашения с государством олигархи обязаны были построить эффективную инфраструктуру. «Эффективности» не получилось, новые терминалы (которые так красивы по своему дизайну - прямо как отполированный «Лексус» с двигателем и шасси от древних «Жигулей») приходится модернизировать почти сразу после ввода в эксплуатацию.

«В рамках проекта реконструкции ВВП-1 по факту строится новая полоса. Мы завершим строительство, как изначально планировали, за 11 месяцев, то есть должны будем закончить ориентировочно 15 ноября» - дорожники, запоминайте. В следующий раз когда будете латать ямы, говорите, что по факту это новая дорога - ну и смету составляйте соответственно. Пономаренко не просто так говорит об этом - напомню, что государство отдало ему перрон аэропорта в концессию за тысячу рублей в год, попросив взамен позаботиться об инфраструктуре. Ну вот он и заботится - новую полосу делает… Поверх старой…

«Мы планируем, что численность сотрудников по итогам года в наших компаниях сократится в пределах 10%. Сюда попадают, в том числе, люди, которые сами за этот период уволились. Массовых сокращений у нас нет. Около 10.000 человек из 19.000 в настоящее время мы вынужденно перевели в режим простоя. В период простоя работнику выплачивается две трети оклада» - жаль только что в интернете ваши же работники выкладывают записи разговоров с кадровиками и безопасниками, предлагающими написать «по своему желанию». А такая версия удобная! Взяли и сами уволились, никаких массовых сокращений! И да - оторванному от земных реалий Пономаренко я хочу напомнить, что в Шереметьево при условной зарплате в 50 тысяч рублей оклад может составлять, например, 5 тысяч. Или 10 - когда ты получаешь 2/3 от голого оклада, остается молиться, чтобы не было ипотеки, кредитов или голодных детей.

«В марте мы утвердили комплексные меры поддержки для арендаторов, включая переход на концессию – мы временно убрали фиксированную арендную ставку и перевели арендаторов на арендные платежи в зависимости от пассажиропотока» - здесь требуется остановиться поподробнее и заглянуть в финансовые результаты аэропорта. Итак, Международный аэропорт Шереметьево сообщил, что за первый квартал 2020 года его выручка сократилась всего на 1,6%. В рамках этой суммы выручка от авиационной деятельности сократилась на 13,5%, неавиационной - на 2,6%, от концессии - выросла на 162%.

Здорово, когда комплексные меры поддержки для арендаторов приносят тебе на 162% больше выручки!

Однако незначительное сокращение выручки (1,6% - подумаешь!) под управлением этих эффективных олигархов вылилось в 3 миллиарда чистого убытка напротив 4.8 миллиардов прибыли в прошлом году. Кажется, теперь и правда можно приватизировать, да?

Авторство: 

Вернуться назад