ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Альтернативная нефть для Белоруссии – миф или реальность?

Альтернативная нефть для Белоруссии – миф или реальность?


6-06-2020, 14:19. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Тема поставок нефти является одной из основных на повестке дня в Белоруссии. Местные нефтеперерабатывающие заводы в Новополоцке и Мозыре, построенные еще в период существования Советского Союза, изначально были рассчитаны на работу с российской нефтью. Поэтому на протяжении всего периода независимости официальный Минск уделял особое внимание белорусско-российским отношениям в нефтяной сфере.

Однако последние годы продемонстрировали, что за прошедшие десятилетия двухстороннего сотрудничества наши страны так и не смогли урегулировать все спорные моменты в области поставок и транзита черного золота. События же конца 2019 – начала 2020 г. и вовсе стали самым серьезным кризисом в отношениях между двумя странами. Не сумев договориться, Минск и Москва довели ситуацию до практически полной остановки поставок российской нефти в РБ, поставив на грань выживания всю белорусскую нефтепереработку.

В сложившихся условиях, как и в предыдущие, схожие по своей сути кризисы двухсторонних отношений, официальный Минск заявил о том, что не будет закупать «дорогую» нефть у России, а обратится к альтернативным поставщикам. Как отмечал в начале года Александр Лукашенко, Белоруссия готова искать нефть по всему миру, начиная от Норвегии и заканчивая США. За прошедшие несколько месяцев Минск, действительно, сумел закупить несколько партий альтернативного черного золота, однако, как показали дальнейшие события, такая политика оказалась для республики практически провальной. При этом из-за политических амбиций официального Минска, вполне вероятно, что, если бы не произошел обвал мировых котировок на нефть, ситуация не была бы урегулирована и по сей день, а Белоруссия продолжала бы закупать сырье себе в убыток.

Стоит напомнить, что в январе – марте Белоруссия импортировала всего 1,9 млн тонн нефти. При этом в прошлом году были подписаны индикативные объемы поставок российского сырья на уровне 24 млн тонн в год, то есть около 2 млн тонн в месяц. Из-за нерешенности вопросов с Москвой за первый квартал поставки нефти из России упали на 65,4%, до 1,557 млн тонн, за что Белоруссия заплатила $417,7 млн. При этом черное золото из РФ в республику не поставлялось по нефтепроводу «Дружба», так как «Транснефть» не получала запросов на транспортировку от основных российских поставщиков – так называемой «большой пятерки», в которую входят «Роснефть», «Татнефть», «Сургутнефтегаз», «Лукойл» и «Газпром нефть». Вся нефть поставлялась компаниями группы бизнесмена Михаила Гуцериева «Сафмар» и небольшими частными компаниями либо железнодорожным транспортом, либо при помощи танкеров, которые разгружались в литовской Клайпеде, после чего сырье по железной дороге транспортировалось на Новополоцкий НПЗ.

При этом, сколько бы ни заявляли в Белоруссии о том, что готовы организовать перевалку нефти через литовские порты, а затем по нефтепроводу Полоцк–Вентспилс, этого до настоящего момента так и не произошло. Проблема в данном случае заключается в том, что Вильнюс и Минск до сих пор не смогли решить давний спор о технологической нефти, которую в 2015 году выкачала компания Orlen Lietuva без согласования с белорусской стороной. В Белоруссии все еще считают, что Литва должна компенсировать $84 млн, хотя литовский суд уже давно отказался удовлетворять белорусскую жалобу.

Кроме того, как отмечают аналитики, перевалка нефти через прибалтийские порты для Белоруссии является крайне затратной, так как требует перегрузки сначала из танкеров в железнодорожные цистерны, затем в трубопровод, а затем из-за отсутствия прямого соединения нефтепровода Полоцк–Вентспилс с Новополоцким НПЗ снова по ж/д. Как оказалось, это нисколько не смущало официальный Минск, который в своем споре с Россией долгое время заявлял, что готов работать с разными поставщиками, получая от них сырье любыми способами. Хотя, по сути, способ доставки «альтернативной» нефти в республику один – по железной дороге.

В нынешнем году первая партия «альтернативного» сырья для белорусских НПЗ прибыла в январе из Норвегии танкером в Клайпеду объемом около 80 тыс. тонн. Затем было еще несколько подобных поставок норвежской нефти, а также два танкера из Азербайджана с перевалкой в порту Одессы и дальнейшей ее транспортировкой по нефтепроводу Одесса–Броды. В мае белорусские власти заявили, что в республику прибыло сырье из Саудовской Аравии, которое также было поставлено танкером через Клайпеду.

Наибольший резонанс вызвала информация о том, что Белоруссия закупила партию нефти в США, которая прибыла в литовский порт 5 июня. В данном случае интересно то, что танкер вышел из порта Beaumont (Техас) 16 мая, а из клайпедского порта на «Нафтан» транспортировка будет идти по железной дороге еще около полутора недель. Всего же, по словам пресс-секретаря концерна «Белнефтехим» Александра Тищенко, с начала этого года «у нас каждая пятая тонна нефти – от альтернативных поставщиков», а всего было осуществлено 12 танкерных поставок.

Такая широкая география поставок нефти в Белоруссию, казалось бы, должна подтверждать тот факт, что республика начинает все меньше зависеть от России. Об этом, в частности, заявлял и А. Лукашенко, поставивший еще в начале года задачу покупать у РФ только 30-40% необходимого для НПЗ сырья, а остальное получать от альтернативных поставщиков. В связи с этим власти Белоруссии уже заявили о возобновлении сотрудничества с Украиной по использованию нефтепровода Одесса–Броды (прошлое закончилось судебными тяжбами с Киевом за невыполнение белорусской стороной взятых на себя обязательств по объемам прокачки), а также о строительстве перемычки Гомель–Горки, которая должна соединить два местных нефтеперерабатывающих завода.

Последнее, по мысли белорусских чиновников, обеспечит переток нефти, получаемой из балтийских и украинских портов. Кроме того, в Минске всерьез обсуждалась возможность наладить реверсные поставки по нефтепроводу «Дружба» из Польши. Однако все эти проекты, как и ряд других, на деле разбиваются о реальность, в которой ни один из рассматриваемых вариантов не может конкурировать с трубопроводными поставками из России.

Как известно, в апреле РФ возобновила поставки нефти в Белоруссию по нефтепроводу «Дружба», фактически прекратив разговоры о необходимости дальнейшей работы белорусских НПЗ с «альтернативной» нефтью. Так, по словам того же А. Тищенко, в апреле республика импортировал всего около 2 млн тонн нефти, из которых 1,56 млн пришло из России. В мае этот показатель составил 1,13 млн тонн (годом ранее 1,02 млн), а «Роснефть» и вовсе заключила договоры на поставку нефти в текущем году в республику общим объемом до 9 млн тонн.

Это далеко от тех показателей, которые ранее требовал достичь лидер РБ, однако очень близко к тем цифрам, которые были в прошлые годы, когда в Белоруссию по «Дружбе» в месяц приходило около 1,5-2 млн тонн российского сырья. И этому есть простое объяснение: трубопроводные поставки – самые дешевые и удобные с точки зрения логистики.  Неудивительно, что в начале июня белорусские власти объявили о том, что снова планируют закупить нефть в России с транспортировкой по «Дружбе» в размере около 1 млн тонн, а по железной дороге – всего около 80 тыс. т нефти.

Из альтернативных источников в республику прибыло только сырье из США.   Ни азербайджанской, ни норвежской, ни какой-либо иной нефти в танкерах в настоящее время планы белорусских властей не планируют покупать. При этом, как отмечают аналитики, небольшое сокращение поставок российского сырья (в июне на 400 тыс. тонн меньше, чем годом ранее) связаны не с ситуацией в белорусско-российских отношениях, а с проблемами на мировом рынке нефти и нефтепродуктов из-за пандемии коронавируса. «Белнефтехим» не стремится загрузить свои НПЗ на полную мощность, предпочитая поддерживать загрузку на уровне, обеспечивающем наибольшую прибыльность нефтепереработки. Это связано с тем, что, по различным подсчетам, максимальная загрузка нефтеперерабатывающих заводов начинает приносить отдачу только при цене на нефть от $40-45 за баррель.

Кроме того, не стоит забывать о том, что альтернативные поставки по-прежнему невыгодны Белоруссии из-за своей достаточно высокой, по сравнению с российским сырьём, стоимости. При этом белорусские власти стремятся не афишировать цену нефти не из РФ. Однако, как посчитали аналитики, ситуация здесь весьма очевидна. Например, по математическим расчетам на основе данных Белстата в марте российская нефть приобреталась в среднем за $170 за тонну, тогда как поставки из Казахстана были на уровне $200, а из Азербайджана нефть могла стоить около $265. Если вспомнить, что Белоруссия решила закупить нефть в Норвегии еще до падения мировых котировок, ей она могла обойтись примерно в $500 за тонну. В то время как в тот же период российское черное золото стоило Минску примерно $350 за тонну. В данном случае комментарии излишни.

Неуступчивость белорусской стороны в споре с Россией многими аналитиками объясняется не столько желанием снизить зависимость от российской нефти, что при существующей транспортной логистике и возможностях местных НПЗ в краткосрочной перспективе сделать крайне сложно и невыгодно, сколько политическими амбициями официального Минска. Не желая идти на уступки, власти республики не только практически наполовину снизили объем загрузки своей нефтеперерабатывающей отрасли и, соответственно, обрушили экспорт нефтепродуктов (более чем на 60%), но и были вынуждены закупать невыгодное сырье из альтернативных источников. Кроме того, вся нефть, добытая в самой Белоруссии за первый квартал (424 тыс. тонн) была отправлена на переработку, чего не происходило уже многие годы. При этом стоит помнить, что в 2019 г. продажа 1,66 млн тонн белорусской нефти в Германию принесла стране $726 млн.

Все эти показатели прекрасно демонстрируют, что в настоящее время Белоруссия не может обойтись без российских углеводородов, а значит, продолжит закупать их в тех объемах, которые ей необходимы. При этом основные поставки будут продолжаться именно по нефтепроводу «Дружба», так как пока более выгодной альтернативы у Минска нет и не предвидится. Нефть танкерами из США, Норвегии или Саудовской Аравии, как и несколько лет назад из Венесуэлы, – слишком дорогое удовольствие для нынешней белорусской экономики.


Вернуться назад