Зарубежные СМИ регулярно составляют списки недооцененных туристических направлений России. Участники отрасли заверяют – иностранцам уже "приелись" Петербург и Москва и они хотят туры по другим регионам. После пандемии для этого может настать лучшее время. Но есть ряд проблем, которые нужно решить.
Недавно список недооцененных городов России, оказавшихся в тени двух столиц, опубликовал журнал Forbes. Первое место, рекомендованное для посещения, занял Екатеринбург, который авторы назвали "третьей столицей России" и "окном в Азию". Главной достопримечательностью города стал Храм-на-Крови, связанный с трагической историей царской семьи Романовых.
Кроме него, в список попали Мурманск как крупнейший город к северу от Полярного круга, где можно увидеть северное сияние; Элиста, где большая часть жителей – буддисты; Псков как идеальное место для любителей древнерусской истории и Хабаровск – крупнейший населенный пункт дальневосточного региона с уникальной кулинарной культурой и роскошной набережной Амура.
Список из 10 лучших направлений для отдыха в России составляла и британская газета The Guardian. В нем оказались горный парк Рускеала в Карелии, озеро Байкал, заповедник Красноярские столбы в Восточных Саянах, Алтай, Казань, Великий Новгород, Петропавловск-Камчатский, Ессентуки, Владивосток и Калининград. Но чаще всего туристы по-прежнему едут в Петербург и Москву. Что мешает развиваться другим направлениям, рассказали эксперты отрасли.
Фото: Псков/ pixabay.com/ PD
Москва и Петербург "приелись"
С каждым годом поток иностранных туристов, которые желают посетить регионы, растет, рассказала "ПолитЭксперту" руководитель турагентства Go Travel, организатор авторских туров по России и travel-блогер Наталья Ансталь:
"Едут увидеть чудеса и красоту природы: посмотреть заповедники, вулканы или, к примеру, долину гейзеров на Камчатке; красивейшие водопады, каменные грибы в горах и бирюзовую реку Катунь в Алтайском крае".
При этом сегодня туризм в регионах почти полностью сводится к услугам частников, которые проведут экскурсию на лодке и доставят на Валаам. Но даже россиянам часто приходится потрудиться, чтобы найти экскурсоводов. Для не знающих языка иностранцев это вдвойне сложнее.
Для китайцев, которых в Россию приезжает примерно по 2 млн в год, Москва и Петербург уже "приелись" – они жаждут чего-то нового, рассказал президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич.
"Им интересно увидеть, как живут люди в разных точках страны. Огромный спрос среди азиатских туристов на Русский Север: многие мечтают увидеть северное сияние, порыбачить при температуре -30, увидеть белых медведей и вечную мерзлоту. Но та же Мурманская область, к примеру, способна принять только 20 тысяч человек в год. Препятствуют вместимость отелей, количество поездов и авиарейсов, морально устаревший аэропорт. В регионах, к сожалению, не всегда понимают, что люди готовы платить за удобства и развлечения", – отметил собеседник ПЭ.
Фото: Россия, северное сияние/ pixabay.com/ PD
Проблемы логистики
В первую очередь, по словам экспертов, развиваться региональному туризму мешает логистика: из-за отсутствия прямых маршрутов все перелеты идут через Москву и Петербург, что крайне невыгодно для отдыхающих.
"Даже на Байкал, Алтай или Камчатку, куда мечтают попасть многие, групповых туров почти нет, а стоимость авиабилета настолько высокая, что дешевле лететь в Европу", – отметила начальник клиентского отдела онлайн-сервиса по поиску и бронированию туров Travelata.ru Дарья Торопова.
По прилету тоже проблем хватает: достопримечательности, как правило, расположены далеко от аэропортов и требуется трансфер. Более того, добраться до некоторых природных объектов можно только на вертолете или спецтранспорте, что тоже очень недешево.
"Например, чтобы посмотреть гейзеры на Камчатке, туристу нужно заплатить около 50 тысяч рублей только за перелет туда и обратно. Даже если есть возможность добраться на машине, цена все равно будет высокой, потому что хороших дорог почти нет и передвигаться приходиться на специально оборудованном автомобиле", – рассказала Наталья Ансталь.
Фото: вулкан на Камчатке/ pixabay.com/ PD
Цены демократичнее
Разумеется, для стимулирования турпотока стоимость авиаперелетов должна стать как можно демократичнее.
"Большинство россиян никогда не увидит Байкал, белых медведей и Кавказские горы именно по причине высоких цен на билеты. Среднестатистический российский турист, скорее, отложит путешествие на Дальний Восток "на потом" и поедет за эти же деньги в Европу или страны Азии", – отмечает Виталий Манкевич.
В качестве инструментов для снижения цен он предлагает рассмотреть формат льготных билетов для пенсионеров или студентов, "которые очень любят путешествовать, но при условии, что тур будет стоить недорого". По словам эксперта, такие бонусы позволят "убить сразу двух зайцев": в кратчайшие сроки восстановить рынок авиаперевозчиков и развить туризм в регионах.
"До пандемии коронавируса многие авиакомпании запустили субсидированные тарифы, например, на Камчатку и в Хабаровский край. Билеты туда и обратно стоили около 22 тысяч рублей. Раньше такой перелет обошелся бы в сумму не менее 60 тысяч. Несколько авиакомпаний запустили полетные программы на Алтай, и стоимость билетов тоже значительно снизилась. Если после снятия ограничений цена не будет расти, это сделает внутренний туризм доступнее", – отметила Наталья Ансталь.
Фото: Горный Алтай/ pixabay.com/ PD
Инвестиции в сервис и продвижение
Еще одна очевидная проблема – нехватка денег в регионах на развитие туриндустрии, в том числе на продвижение брендов.
"Недостаточно иметь уникальную природу, историю, архитектуру. Надо, чтобы об этом узнали потенциальные туристы. При этом реклама на Ctrip, к примеру, начинается от 8300 долларов, а на Russia-online.cn – от 2500 долларов. Эти бюджеты часто оказываются неподъемными для региональных музеев, гостиниц и других точек привлечения туристов", – констатировал Виталий Манкевич.
Кроме продвижения, придется потратиться и на развитие хорошей инфраструктуры с гостиницами и ресторанами, а надо, прежде всего, искать инвестиции, подчеркнул собеседник ПЭ.
"Например, регионы Поволжья за последние 10 лет активно привлекали крупнейшие гостиничные сети мира к строительству отелей: в Казани появились Corston и Hilton, в Самаре – Ibis и Holiday Inn, в Нижнем Новгороде – Mariott и Mercure. Но проблема в том, что не всегда достопримечательности находятся в столице региона. Например, в Нижегородской области есть Дивеевский монастырь и село Болдино, где находилось поместье Пушкина, а там вместо комфортных отелей только частные дома, где можно снять комнату или койко-место", – заметил Манкевич.
Фото: Байкал/ "ПолитЭксперт"/ Аврора Зорина
Маршруты с "изюминками"
По словам Натальи Ансталь, иностранные туристы весьма искушенные. Их сложно удивить, а потому нужно точно понимать, чего они хотят, прорабатывать маршруты "от А до Я", организовывать сервис высокого уровня на каждом этапе тура и всегда добавлять "изюминку":
"Нужно создавать авторские, неповторимые туры, а не просто банальное проживание в горном Алтае. Включать в программу поездки туда, куда туристы сами не доберутся. Например, показать наскальные рисунки, провести гастрономический тур или предложить экстрим".
Программа развития
Президент Ассоциации по защите прав и интересов владельцев продуктов таймшер и участников таймшер-индустрии РУСТАЙМ Анна Виноградова уверена – сегодня туриндустрия не может развиваться без помощи государства, а потому возлагает большие надежды на то, что вскоре будет утверждена разработанная "Стратегия развития туризма в России до 2035 года".
"Эта стратегия предусматривает продвижение информации о туристических возможностях России внутри страны и за рубежом. Она позволит выработать меры по налоговому стимулированию и упрощению визового режима. Среди приоритетных задач – рост количества внутренних турпоездок к 2035 году в два раза за счет повышения доступности туризма, отдыха и оздоровления граждан", – рассказала собеседница ПЭ.
Фото: Байкал/ pixabay.com/ PD
Туризм после пандемии
После выхода из пандемии коронавируса у многих потенциальных туристов сократились доходы, и поездки в Россию при нынешнем курсе валют станут еще более привлекательны. Но из-за действующих ограничений ожидать массового потока иностранцев этим летом не стоит, считает Анна Виноградова.
Зато для развития внутреннего туризма настал очень удачный период.
"Сейчас самое время прорабатывать программы для развития отдаленных территорий России. Необязательно ориентироваться на иностранцев. Достаточно сделать отдых доступным для самих россиян, создавать туры разных ценовых категорий, и тогда региональный туризм начнет развиваться", – убеждена Дарья Торопова.
Ранее глава Ростуризма Зарина Догузова сообщила, что туристический сектор будет снимать ограничительные меры в регионах с начала июня.