ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Сделка ОПЕК++: Почему, газовый конденсат стал большим конкурентным преимуществом России

Сделка ОПЕК++: Почему, газовый конденсат стал большим конкурентным преимуществом России


14-05-2020, 13:36. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

«Большая нефтяная война 2020-…», острая фаза которой началась в начале марте текущего года, имеет очень много нюансов и составляющих. Одним из важнейших из них является «газовый конденсат», который Москва упорно выносит за скобки любых соглашений в формате ОПЕК+ по ограничению добычи нефти.

 

Между тем, эту жидкость в среде нефтепереработчиков давно называют «белой нефтью», а по своим потребительским свойствам она очень похожа на сверхлегкую арабскую нефть, которая в случае Саудовской Аравии под эти самые ограничения как раз подпадает.

 

Давайте сегодня разберемся с этим вопросом. Рассматривать эту «проблему» мы будем на примере западной Сибири, где сегодня добывается значительная часть российского газового конденсата, а также на примере американского рынка.

Что это такое

Газовый конденсат – это жидкая фракция углеводородов, которая является по сути переходной фракцией между газом и нефтью. Его условно можно назвать либо сверхтяжелым газом, либо … сверхлегкой нефтью.

Газовые месторождения западной Сибири имеют очень высокое содержание газового конденсата. Например, для Уренгойского месторождения эта цифра составляет 264 г/м3 (условно, конечно, так как по техническим причинам она по мере разработки скважины и уменьшения давления в пласте постоянно уменьшается). И схожие «проблемы» имеют и многие другие газовые месторождения региона.

Почему проблемы. Потому, что клиентам нужен так называемый сухой газ, без тяжелых примесей, таких как пропан (С3Н8) и бутан (С4Н10), пентан (С5Н12) и т.д. И перед тем, как отправить этот газ на сжижение его на специальном заводе - осушают, то есть выделяют этот самый конденсат и отводят его в отдельную трубу.

Но и сам по себе конденсат, как и нефть тоже неоднороден. Например, две его составляющих (самые легкие и летучие), пропан и бутан, вернее пропан-бутановую смесь, многие автомобилисты и жители небольших городов и сел очень хорошо знают. Это тот самый СУГ (сжиженный газ), который заправляют автомобили или просто газовые баллоны для бытовых нужд.

Итак, эту фракцию на заводе отделяют от остального конденсата превращая его из нестабильного жидкого состояния в стабильное. Ну как-бы понятно, отделяем самое летучее и в остатке получаем стабильную в обычных условиях (температуры и давления) жидкость. И именно эту «жидкость» нефтепереработчики называют «белой нефтью» (из-за своего обычно светло-желтого цвета и … свойств).

Пропан-бутановую смесь начали использовать раньше всего, так как она после ее отделения не требуют никакой дополнительной переработки и сразу идет в дело, то есть в баллоны.

С остальным конденсатом очень долго не знали, что делать. Еще недавно эту выделенную смесь затем просто сжигали. Сегодня его продают, причем за очень хорошие деньги.

Хотя до сих пор в некоторых местах его утилизируют, не используя. Логистика штука упрямая. Если не выгодно, то не выгодно. Но иногда эта невыгодная штука, становится настоящей палочкой выручалочкой. Именно так получилось в случае с сибирским газовым конденсатом…

Продолжение: https://ukraineworld.info/ru/e...


Вернуться назад