Поставки трубопроводного газа в Европу приносят "Газпрому" больше доходов, чем экспорт российского СПГ — "Новатэку" и другим производителям. Такие выводы можно сделать на основе данных Федеральной таможенной службы об экспорте России важнейших товаров в январе—феврале 2020 года.
Так, исходя из проданного объема и полученной выручки, "Газпром" экспортировал в первые два месяца года газ в среднем по $ 155 за тысячу кубометров. В то же время российский СПГ поставляли по $ 100.
"Это следствие особенностей контрактования. В условиях избытка предложения продавцы СПГ, не имея гарантий отбора, вынуждены отдавать газ с большим дисконтом даже к ценам хабов, в то время как трубопроводный экспорт идёт по контрактам, которые защищают обоих контрагентов от резких колебаний на рынке", — объясняет ситуацию заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.
Для государства продажи трубопроводного газа выгоднее тем, что в его цене "сидит" еще и экспортная пошлина в 30%, которая идет в бюджет. По результатам января—февраля она составит примерно $ 1,5 млрд. Производители сжиженного газа, в свою очередь, не платят пошлину и освобождены еще от многих налогов.
Напомним, что в январе—феврале Россия потеряла на экспорте нефти, газа и угля $ 4,5 млрд по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Самые большие потери понес "Газпром". За первые два месяца этого года экспорт трубопроводного газа упал на 24,6%, до 32,5 млрд кубометров, а доходы на все 51,3% - до $ 5 млрд. Такое падение показателей российского холдинга связано не только со снижением поставок на внешний рынок, но и падением цен на газ из-за его переизбытка на рынке.
В отличие от трубопроводного газа экспорт российского СПГ не додал поставщикам всего 4,7% ($ 64 млн) доходов по сравнению с двумя месяцами 2019 года, составив $ 1,37 млрд. Однако это произошло из-за существенного роста поставок. Они выросли на 49,8% - до 13,6 млрд кубометров. В России действует три экспортных проекта по сжижению газа — "Ямал СПГ", "Сахалин-2" и небольшой "Криогаз Высоцк".
Как сообщало EADaily , заместитель председателя правления "Газпрома" Виталий Маркелов написал заместителю министра энергетики Павлу Сорокину в марте письмо, в котором, по сути, попросил правительство не создавать новых конкурентов компании в виде проектов СПГ. "При реализации новых российских СПГ-проектов в отсутствие контроля со стороны государства цена экспортируемого российского газа будет снижаться из-за роста предложения и высокой конкуренции российских поставщиков между собой", — сообщает зампредправления "Газпрома". В результате, по его мнению, доходы российского бюджета будут снижаться из-за замещения экспорта трубопроводного газа экспортом СПГ с низкими налоговыми отчислениями (отсутствие экспортной пошлины и НДПИ): "Очевидны прямые убытки государства при реализации экспорта газа с СПГ-проектов в ущерб трубопроводному экспорту".
Виталий Маркелов отмечал, что и сами проекты СПГ могут просто не окупиться и вложенные в них (в инфраструктуру — прим. ред.) бюджетные средства окажутся "замороженными". "Появляются новые риски для проектов СПГ, связанные с планами Европейского Союза по учету углеродного следа, поскольку выброс диоксида углерода СПГ-проектов существенно выше, чем при трубопроводных поставках", — настаивает высокопоставленный представитель "Газпрома".
Эксперты уже не раз замечали, что, например, проект "Ямал СПГ" должен был большую часть продукции поставлять в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТОР) и не создавать конкуренцию с трубопроводным газом в Европе. Однако в прошлом году большая часть ямальского сжиженного газа ушла как раз в страны ЕС из-за изменения конъюнктуры.
"Это реальность. С ней сложно спорить. Более 80% газа с проекта „Ямал СПГ“ в прошлом году было поставлено в Европу, что наряду с ростом поставок из США внесло вклад в обвал цен, который начался ещё до эпидемии", — сказал EADaily заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. Он замечает, что это привело к потерям для бюджета. "Что касается новых проектов, то их нужно реализовывать либо на общих основаниях (без дополнительных льгот), либо с доказанным положительным эффектом для государства в виде роста налоговых поступлений и инвестиций в российские цепочки создания стоимости", — считает эксперт.
|