Через несколько недель Федеральное сетевое агентство примет решение, будет ли газопровод «Северный поток — 2» освобожден от предписаний регулирования ЕС или нет. Для инвесторов предстоящее решение регулирующего органа в Бонне имеет основополагающее значение. Они указывают на юридическое заключение, которое поддерживает требование освободить газопровод от обязанности следовать предписаниям.
По сути, речь идет о вопросе, будут ли распространяться на «Северный поток — 2» положения сетевого регулирования, которые до этого касались только газопроводов, начальные и конечные точки которых находятся в ЕС. «Северный поток — 2» — зарубежный трубопровод, по которому газ по дну Балтийского моря пойдет из России в Германию. Строительство трубопровода еще не завершено. Из-за давления со стороны США укладка труб была приостановлена в конце прошлого года.
Если положения европейского сетевого регулирования будут распространяться и на «Северный поток — 2», операторы газопровода в немецких территориальных водах Балтийского моря должны будут предоставить доступ к трубопроводу и третьим сторонам. Кроме того, плата за пользование трубопроводом окажется под контролем регулирующего ведомства.
Еще более существенную роль играет разграничение: одна и та же компания не может быть и поставщиком газа, и оператором участка трубопровода на немецкой территории. Этот трубопровод — проект российского концерна «Газпром», который является как оператором, так и потенциальным поставщиком.
Компания Nord Stream AG, которая на 100% принадлежит Газпрому, уже много недель назад подала в Федеральное сетевое агентство ходатайство об освобождении от норм регулирования ЕС. В общем, внутренние рыночные нормы ЕС предполагают освобождение от регулирования. Однако эта возможность касается только трубопроводов, достроенных ранее 23 мая 2019 года.
Экспертиза выявляет новый аспект
Компания полагает, что ее права ущемляются, поскольку нормы регулирования ЕС появились, когда существенные инвестиционные решения уже давно были приняты, а значительные участки трубопровода — построены.
Новые аргументы появляются у компании в связи с правовой экспертизой преподавателей университета Тюбингена Мартина Неттесхайма и Штефана Томаса. В своей экспертизе, которая в обобщенном виде имеется в распоряжении издания Handelsblatt, оба юриста приходят к выводу, что отсутствует «логичное обоснование того, какой смысл для функционирования внутреннего рынка в рамках Европейского союза имеет регулирование трубопроводов, идущих из третьих стран в ЕС».
«Новое регулирование неожиданным образом затрагивает и непосредственно газовую инфраструктуру, строительство которой уже далеко продвинулось. Если бы инвесторы при планировании и подаче ходатайства знали о новом регулировании, они бы, вероятно, делали совсем другие расчеты», — считает Штефан Томас.
В экспертизе особое внимание уделяется понятию завершение строительства. Слишком недальновидно трактовать его только в строительно-техническом плане, говорит Томас: «Потому что необходимо учитывать, что компания Nord Stream AG к моменту вступления в силу новых норм газового регулирования на внутреннем рынке, основываясь на прежнем правовом положении, уже совершила многомиллиардные инвестиции».
Также необходимо учитывать, что «строительные работы на немецкой территории, на которые распространяются новые нормы, уже практически завершены». По убеждению преподавателя, необходимо рассматривать термин «завершение строительства» «в экономически функциональном смысле». В результате — таково резюме юристов — узкая трактовка понятия приведет к неравноправию в сопоставимых случаях.
«Потому что достроенные трубопроводы и еще не достроенный „Северный поток — 2" сопоставимы по существенным признакам: уже совершены инвестиции, которые нельзя отменить. Было бы неоправданно относиться к ним по-разному», — предостерегает Томас.
Негативные голоса в адрес проекта
Противники проекта смотрят на это иначе. Их аргумент заключается в том, что «Северный поток — 2» повышает зависимость Европы от российских поставок газа и ослабляет конкуренцию. Одиннадцать стран ЕС, по данным Федерального сетевого агентства, участвовали в консультациях, которые являются составной частью процесса.
Некоторые государства дали обширные комментарии, сообщило ведомство по запросу. Профильная палата сетевого агентства в настоящее время проводит их оценку. Среди участников, по данным сетевого агентства, — Дания, Эстония, Италия, Хорватия, Латвия, Литва, Нидерланды, Польша, Румыния, Швеция и Словакия.
В особенности восточноевропейские страны в последние годы отчаянно борются с проектом. Кроме того, по данным представителя ведомства, «через некоторое время» на сайте сетевого агентства должно быть опубликовано решение о привлечении компаний, которые хотят принять участие в процессе.
Какие компании это будут, сетевое агентство определило уже 17 марта, однако решение пока не обнародовано. Тем не менее одна из приглашенных компаний уже заявила о себе. Польский энергетический концерн PGNiG в конце прошлой недели сообщил, что получил от Федерального сетевого агентства приглашение. Компания сможет представить свою позицию в процессе, а также получит доступ к документам.
«„Северный поток — 2" не должен быть освобожден от регулирующих норм», — заявил глава польского концерна Ежи Квечиньский. Освобождение возможно только для трубопроводов, которые уже были достроены до вступления в силу норм по внутреннему газовому рынку ЕС, отметил глава польского концерна.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.