ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Рубль и коронавирус сделали российскую пшеницу уникальным продуктом на мировом рынке

Рубль и коронавирус сделали российскую пшеницу уникальным продуктом на мировом рынке


25-03-2020, 12:06. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Цена российской пшеницы бьет рекорды и превысила стоимость нефти из-за эпидемии коронавируса и связанных с ней карантинных мероприятий по всему миру. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал экс-замминистра сельского хозяйства и продовольствия, доктор экономических наук, профессор Леонид Холод.

Российская пшеница бьет исторические ценовые рекорды

Российская пшеница бьет исторические ценовые рекорды

Цена российской пшеницы бьет рекорды. За неделю средняя стоимость на внутреннем рынке взлетела на тысячу рублей и достигла почти 13,3 тысячи рублей за тонну, обновив исторические максимумы. И даже превысив стоимость нефти - баррель Urals для средиземноморского рынка (CIF Augusta) на 19 марта продавался за 12,85 тысячи рублей. Отечественные фермеры отмечают, что новые тенденции добавляют им уверенности в будущих прибылях.

Основными причинами роста цен на зерно называют девальвацию рубля и относительно высокие мировые цены. За прошлую неделю стоимость пшеницы в Чикаго увеличилась до $198 за тонну, подорожав на 6,7%, а в Париже - до $204 за тонну, подорожав на 6,9%. Российская пшеница закрепилась на уровне $207 за тонну после резкого падения. "Русагротранс" повысил прогноз экспорта зерна в марте на 0,2 млн тонн - до 3,6 млн тонн.

"Причина резкого роста стоимости пшеницы на внешнем рынке очевидна – в мире складывается не самая лучшая экономическая ситуация, - отмечает эксперт. – Почти все страны мира закрыли границы и вводят карантинные мероприятия. В результате сразу ухудшается логистика поставок – пока государства определятся со списком подкарантинной продукции, уходит время и порты перевалки работают плохо. При этом растет в период эпидемии спрос на товары длительного потребления – ввозимые и хранимые.

В России же мы наблюдали повышенный ажиотажный спрос на всевозможные крупы, а пшеница является их эквивалентом и сырьем для товаров ежедневного употребления. Общий экономический кризис, изоляция государств и карантины создали перекосы спроса на мировом рынке. Очевидно, что хлеб россияне и граждане других государств рассчитывают видеть на полках магазинов ежедневно, в ассортименте и с избытком вне зависимости от карантинов. Бизнес это понимает и закупается впрок.

Но рост спроса на пшеницу не будет долговременным – рынки вскоре "насытятся", и цены немного снизятся. Кроме того, выработается новая логистика поставок, и будут выработаны подкарантинные списки. Но мир приспособится к новым условиям, и торговля вернется в привычное русло".

Цена хлеба не изменится

В прошлом сельхозгоду, который традиционно считается от 1 июля до 30 июня, Россия к 21 марта экспортировала 35,2 миллиона тонн пшеницы. В этом году ожидается, что экспорт зерна из РФ составит 45 млн тонн, включая 36 млн тонн пшеницы. При этом эксперты не считают, что рост экспортных и внутрироссийских цен повлияют на стоимость муки в РФ, что неминуемо скажется на цене розничной булки хлеба. К примеру, в Российском союзе мукомольных и крупяных предприятий указывают: поднять цены не даст конкуренция.

В этом году Россия планирует продать на порядок больше зерна, чем в предыдущем

В этом году Россия планирует продать на порядок больше зерна, чем в предыдущем

Предыдущий рекорд в 12,3 тысячи рублей за тонну был зафиксирован в конце января 2019 года. Частично на установление нового рекорда повлияло падение курса рубля. По мнению экспертов, в ближайшей перспективе пшеница на внутреннем рынке продолжит активно дорожать, девальвация пока не полностью отражена в ценах на внутреннем рынке.

"Хлеб – товар, что называется, политический, в России он не подорожает по нескольким причинам даже при росте цены пшеницы. Одна – пекарям и кондитерам сложно будет оправдать повышение цены, так как доля самого зерна в булке невысока. Инфляция других издержек у хлебопеков тоже имеется, и пшеница – далеко не самый главный в них компонент. Тем более, что в период ажиотажа, когда сметают все с полок магазинов, хлеб активно не покупают – даже резким ростом спроса производитель повышение цен не оправдает.

С другой стороны, население всегда реагирует достаточно нервно и болезненно на повышение стоимости привычной буханки – это товар первой необходимости, ценник которого всегда на виду. А вынужденная самоизоляция или официальное введение карантина в России спрос на хлеб еще и уменьшат. Так что для повышения стоимости хлеба просто нет рыночных обстоятельств.

Кроме того, у государства в кризисный период есть рычаги, чтобы искусственно ограничивать рост цен на товары первой необходимости. То есть возможности для маневра у производителей хлеба очень ограничены", - заключает Леонид Холод.

 

Автор: Максим Бут

Вернуться назад