ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Повышением тарифа на газ Украина настраивает Россию на смену транзитного направления
Повышением тарифа на газ Украина настраивает Россию на смену транзитного направления3-02-2020, 13:40. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Решение украинского «Нафтогаза» об увеличении тарифа для «Газпрома» на транзит газа в Европу минимум на 2% настраивает Российскую Федерацию на смену направления экспорта энергоресурса, рассказал ФБА "Экономика сегодня" президент Фонда научных исследований и развития гражданских инициатив «Основание» Алексей Анпилогов. «Газпром» столкнулся с увеличением тарифа на транзит газа в Европу через украинские территории минимум на 2%. Компания «Нафтогаз», по сравнению с 2019 годом, будет получать от российской транснациональной энергетической компании больше на протяжении 2020 года. Алексей Анпилогов отмечает, что рост тарифа обусловлен нюансами нового контракта России и Украины, рассчитанного на пять лет. «Раньше была фиксированная цена за прокаченный объем и рассчитывалась она по определенной формуле с базовой составляющей в $2,04 за каждую тысячу кубометров энергоносителя. Тариф зависел от условий на рынке и определял платежи за прокачку российского газа. Сейчас стоимость также зафиксирована условиями нового соглашения на уровне $31,72, но объемы платежей не зависят напрямую от объемов прокачки. В соглашении данный момент регулирует принцип «качай или плати», который должна соблюдать российская компания», – рассказал эксперт. Тариф ни при чем: за что платит «Газпром»Стоимость транзита за один кубометр газа не будет подлежать изменениям на протяжении действия контракта, то есть в течение пяти лет. Текст соглашения, который попал в сеть благодаря открытости украинской стороны, предполагает, что «Газпром» будет платить «Нафтогазу» за транзит, а финальная сумма через пять лет не должна превысить $7,14 млрд долларов. Увеличить указанную цифру, считает эксперт, может не повышение тарифа на транзит газа в Европу через украинские земли, а озвученный принцип «качай или плати». Благодаря ему российская транснациональная энергетическая компания гарантирует, что поставит оговоренные объемы и оплатит их, либо заплатит даже в случае недобора необходимых объемов. «Сейчас «Газпром» качает меньше того, что прописано в соглашении, поэтому он вынужден оплачивать контрактный штраф по прокачке. Все четыре недели января обеспечили российскую компанию только недобором энергоресурса – фактическая стоимость транзита получилась выше той, что указана в договоре. Возможно это связано с намерением «Газпрома» прокачать через украинские территории меньше оговоренных сторонами 65 млрд кубометров газа», – объяснил собеседник. Примечательно то, что попытки «Газпрома» нарастить поставки сверх определенный месячной нормы обойдутся ему в затраты на повышающий коэффициент. То есть при бронировании дополнительных мощностей на квартал он составит 1,1, на месяц – 1,2, на сутки – 1,45. Не тарифом единым: затраты на кризис газового рынкаНачало 2020 года оказало влияние на европейский рынок газа аномально теплой погодой, которая переполнила газовые хранилища. Также на потреблении газа сказалась вспышка коронавируса в Китае, замедлившая промышленное производство. «Есть два неприятных фактора. В преддверии новогодних праздников в Украине совершенно не было предпосылок к заключению контракта с Россией. Тогда «Газпром» закачал большие объемы газа в подземные хранилища, а сейчас этот газ уходит в Европу, а новый не добывается. Второй момент – это теплая зима, которая негативно сказалась на потреблении энергоресурса как на украинских, так и на европейских территориях. Сказать сейчас, как «Газпром» переживет такие трудности, сложно. Но они намного затратнее повышения тарифа», – рассказал эксперт. Украинский маршрут, считает Алексей Анпилогов, будет востребован Российской Федерацией до тех пор, пока не запустят «Северный поток-2». Германия ожидает, что работа над газопроводом «Северный поток – 2» и его запуск должны состояться не позднее первого квартала 2021 года. Об этом заявил посол ФРГ в России Геза Андреас фон Гайр на встрече со студентами Уральского федерального университета. «Выбранный метод для завершения строительства и прокладки около 160 километров займет немало времени. Но сейчас «Газпрому» прежде всего нужно беспокоиться о снижении спроса на газ из-за погоды – не известно, получится ли сравнить показатели с прошлогодними. В 2019 году через Украину проходило 80-90 млрд кубометров, а сейчас минимальный показатель, согласно подписанному соглашению, не должен быть меньше 65 млрд кубометров», – добавил эксперт. Без потерь пережить кризисПредполагается, что российская транснациональная энергетическая компания надеется на изменение ситуации с марта 2020 года – тогда «Газпром» попытается нарастить минимальный объем и будет работать над тем, чтобы не допустить проседания. «Если погода не изменится, «Газпром» пострадает и не успеет прокачать через украинские территории контрактный объем – за это придется переплатить «Нафтогазу». Возможно, транснациональная энергетическая компания России надеется на рост рынка, который, к слову, уже приближается к такой тенденции. Определенные факторы в последнее время делают востребованными газовые пикеры – станции, включающиеся на провалах угольной или атомной генераций. Провалы происходят, когда неустойчивые ветряки на солнечных батареях перестают работать. В такие моменты и подключаются электростанции с газовыми турбинами», – рассказал эксперт. Другим фактором, который нужно учитывать при ожидании роста газового рынка, является снижение собственного производства в Европе, а именно в Великобритании, Нидерландах и Норвегии. «Российская компания надеется на положительное развитие ситуации на международном рынке. Я думаю, что после провального 2020 года, «Газпром» заметит выравнивание и стабильность. Российских газовый экспорт диверсифицируется, несмотря на возникающие трудности. Украинский маршрут, скорее всего, так и останется проблемным для Российской Федерации, которая в будущем расширит пути газового транзита», – заключил Анпилогов.
Вернуться назад |