ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > «Поздно считать, чего не хватило – рельсов или колес»: «Укрзализныця» на грани катастрофы

«Поздно считать, чего не хватило – рельсов или колес»: «Укрзализныця» на грани катастрофы


30-01-2020, 12:41. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Эксклюзив Новостного агентства «Харьков»

«Укрзализныця» нуждается в инвестициях в 51,2 миллиарда гривен в течение следующих шести лет для модернизации более 2 тысяч локомотивов. Об этом член правления компании Франтишек Буреш рассказал в комментарии «Радио Свобода». По его словам, парк локомотивов «Укрзализныци» на сегодняшний день морально и физически устарел: износ электровозов составляет 94,4%, тепловозов — 98,3%. Из общего инвентарного парка локомотивов лишь 190 единиц, или 5,3%, моложе 25 лет.

 

«Сейчас нам приходится балансировать между обновлением подвижного состава, модернизацией, переоснащением, капитальными и текущими ремонтами локомотивов», - сказал Буреш.

Также он сообщил, что к 2025 году с привлечением украинских производителей планируется восстановить и модернизировать 1023 локомотива, а также осуществить капитальный ремонт 1049 единиц тягового подвижного состава. Для этих целей «Укрзализныця» нуждается в 51,2 млрд гривен.

«Укрзализныця» на грани катастрофы: что задумали немцы с правительством Украины

Кому и зачем понадобились деньги?

Будут ли привлекаться для модернизации и восстановления локомотивов украинские производители, большой вопрос. Премьер-министр Украины Алексей Гончарук во время Украинского ланча на экономическом форуме в Давосе заявил, что Украине нужна помощь немецкой компании Deutsche Bahn. И не просто помощь, премьер-министр готов отдать железную дорогу ей в управление на 10 лет:

«Вчера был подписан меморандум между министерством инфраструктуры и Deutsche Bahn. Да, мы хотим отдать немцам в управление на 10 лет железную дорогу. Мы связываем с этим очень важным решением не только судьбу инфраструктурной единицы. Это экосистемное решение, которое должно показать, что Украина беспрецедентно открыта к инвестициям, к миру, к новым стандартам».

Заметим, что пока только подписан меморандум о сотрудничестве, а не о передаче украинской компании немецким инвесторам. Да и в Германии сообщили, что планируют только проведение консультаций: «Deutsche Bahn будет предоставлять «Укрзализныце» консультативные услуги. Речь об управлении не идет».

Как только меморандум был заключен, в Киеве решили, что старое руководство компании нужно сменить. Министр инфраструктуры Владислав Криклий заявил, что управленцев будут менять из-за низкого качества пассажирских перевозок (а не якобы из-за передачи компании немцам). В Кабмин уже направлены документы об увольнении главы правления "Укрзализныци" Евгения Кравцова. Также Криклий считает, правоохранителям нужно обратить внимание на Кравцова и его окружение и заняться расследованием всех их схем.

«Укрзализныця» на грани катастрофы: что задумали немцы с правительством Украины

Повышение цен на билеты будет однозначно

Судя по последним новостям, так или иначе, железную дорогу ждут перемены. Положительные ли? Давайте разберемся. Как пишет издание «Вести», если сотрудничество с Deutsche Bahn все-таки начнется, то одним из первых его результатов станет повышение тарифов.

«Повышение цен на билеты будет однозначно, причем значительное. Убыточность пассажирского сегмента на сегодня — больше 10 млрд грн в год при общем обороте компании 80 млрд. Это катастрофа. Но параллельно с повышением цен должна быть повышена эффективность работы менеджмента и улучшен сервис. А этим направлениям, к сожалению, сейчас внимания не уделяется», - сказал экс-замминистра инфраструктуры Владимир Шульмейстер.

Подтверждают возможное повышение цен и многие эксперты. Экс-замминистра инфраструктуры Александр Кава заявил, что если у государства нет денег, то никакого другого инструмента, кроме повышения тарифов раза в три, немцы не найдут. 

«Укрзализныця» на грани катастрофы: что задумали немцы с правительством Украины

Каждый день горит электричка или тепловоз

Эксперты отмечают, что железные дороги Украины на самом деле в ужасном состоянии, потому что в управлении компанией нет ни одного железнодорожника. А ведь справиться с проблемами можно и без немцев, поставив на руководящие посты профессионалов. Что дадут Украине немцы? Консультацию за огромные деньги? Вот, что по этому поводу говорит экс-начальник Юго-Западной железной дороги Алексей Кривопишин:

«У нас каждый день загорается электричка или тепловоз, но это скрывается. А если всплывает подобная информация, то сотрудников наказывают. При этом локомотивные и вагонные заводы официально работают по одному дню в неделю, потому что заказов нет и работать некому.

Я вам скажу, что будет: немцы затребуют 10-20 млн евро за аудит и объявят о том, что 93% железных дорог изношены. Потом они скажут, что исправить ситуацию можно, но нужно вложить миллионы евро. Вдобавок еще локомотивы или вагоны свои предложат и кредит на это дадут. Но тут вопрос: а мы что, сами не видим, как убиты дороги и подвижной состав? Или у нас нет заводов?»

«Укрзализныця» на грани катастрофы: что задумали немцы с правительством Украины

Ситуация с локомотивами просто катастрофическая

Как сообщил в комментарии Новостному агентству «Харьков» экс-замминистра инфраструктуры Украины Владимир Шульмейстер, еще год назад в Институте будущего состоялась презентация аналитического исследования «Укрзализныци». Результаты его неутешительны - компания нуждается в инвестициях в размере 3 млрд долларов в год (около 70 млрд гривен) в течение 30 лет для того, чтобы просто оставаться на том же уровне, не говоря уже о модернизации:

«Три млрд долларов, и не один год - каждый год. Эти деньги должны идти на вагоны, локомотивы и инфраструктуру. В прошлом году эти деньги выделены не были. Поэтому теперь сумма должна быть в два раза больше». 

Ситуация с локомотивами в стране, по словам бывшего чиновника, просто катастрофическая. Около двух тысяч локомотивов нуждаются в переоборудовании, модернизации, замене двигателей: «Все это необходимо делать, и все это можно делать К сожалению, «Укрзализныця» до сих пор занималась дешевым политическим пиаром, заключая договоры с американской компании General Electric. Вместо того, чтобы направить деньги на собственную модернизацию, средства направлялись на развитие американской экономики. Глупо и преступно».

«Укрзализныця» на грани катастрофы: что задумали немцы с правительством Украины

Не справились - в тюрьму

Что касается сотрудничества «Укрзализныци» с немецкой компании Deutsche Bahn, то, по мнению Владимира Шульмейстера, компания может помочь себе сама, без вмешательства извне: «Помощь в данной ситуации не востребована изнутри, она навязывается правительством. Я не слышал, чтобы кто-то из компании сказал: нам нужна помощь, - там ситуация всех устраивает. А правительство решило все изменить, пытаясь привлечь кого-то извне». То, что правительство, отметил эксперт, не рассчитывает на внутренние ресурсы, говорит о его беспомощности. Хотя самый простой путь не привлечение иностранцев, а замена менеджмента:

«Если коллектив не справляется, его либо увольняют, либо сажают в тюрьму. Набираются новые люди, перед которыми ставятся задачи. Через пару лет они отчитываются: мы сделали то и то и получили такие-то результаты. Справились - идут дальше работать, не справились - сели в тюрьму. Вот этот способ будет работать, поэтому нужно менять менеджмент или сажать в тюрьму».

«Укрзализныця» на грани катастрофы: что задумали немцы с правительством Украины

Владимир Шульмейстер подчеркнул, что есть много способов вытащить «Укрзализныцю» из катастрофической ситуации. По мнению эксперта, это можно сделать сделать даже без повышения цен на перевозки:

«Укрзализныця» - это в основном грузовые перевозки, и только 10% пассажирские. На Украине железнодорожное сообщение очень развито и пользуется популярностью у людей. Можно сотрудничать, например, с местными бюджетами. Те же электрички, там есть социальные направления, которые местным властям важно сохранить. В этом случае местные власти должны находить в своем бюджете ресурсы и помогать «железке» сохранять эти направления». 


Вернуться назад