«Также нашли интересное решение, которое позволит следующей зимой снизить тарифы на тепло почти наполовину. Это будет отдельная программа, мы готовим информацию, какие готовятся этапы, какие средства будут выделены», — заявил украинский лидер.

Заявление Зеленского прокомментировали эксперты в сфере энергетики и ЖКХ.

Не имеете права

Сопредседатель фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич сообщил, что в стране примерно для 80% субъектов рынка ЖКХ — коммунальных предприятий тепловой энергетики — тарифы устанавливают исключительно органы местного самоуправления. Поэтому совместное решение президента и премьера не будет иметь силы, так как ни Кабмин, ни президент не имеют права диктовать местной власти, какие тарифы на газ устанавливать для этих 80% теплокоммунэнерго (ТКЭ).

В то же время, сказал аналитик, Национальная комиссия по тарифам (НКРЭКУ) устанавливает тарифы для оставшихся примерно 20% ТКЭ (26-29 предприятий). В этом случае правительство может попытаться изменить методику расчета тарифов НКРЭКУ для своих лицензиатов. Возможно, это действительно приведет к уменьшению тарифов. Но ненадолго.

«При этом мы должны до конца этого года, согласно требованиям Евросоюза, принять закон о независимости регулятора. Ведь он должен устанавливать тарифы для будущего оператора газотранспортной системы», — сообщил Марунич.

 

Кстати, с 2021 года Украина планирует внедрить стимулирующие тарифы на ЖКУ, утверждаемые на 3 года и направленные на модернизацию предприятий.

«Тарифы… содержат инвестиционную составляющую, на которую начисляется доход, и есть определенная гарантия того, как будет изменяться тариф на протяжении минимум трех лет. Это нужно для реализации инвестиционных программ. У нас тарифы сегодня утверждаются на год и инвестиционные программы на год. А как можно системно планировать развитие инфраструктуры коммунальной, когда объекты живут по 100 лет?» — сказала министр развития общин и территорий Алена Бабак.

Кроме того, в 2020 году планируется окончательно передать права по утверждению тарифов местным властям, в том числе территориальным громадам.

Впрочем, директор специальных проектов научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев убежден, что у государства явно не хватит средств на модернизацию жилищно-коммунального комплекса.

«В плане действий правительства до 2024 года ресурсов для уменьшения коммунальных тарифов и улучшения жилищно-коммунального хозяйства не предусмотрено», — сообщил он.

Безосновательно подняли

Что касается передачи на места полномочий по установлению тарифов (децентрализации), то Кабмин требует сохранить право национального регулятора (НКРЭКУ) устанавливать цены и граничные тарифы на энергетических рынках. Получается, что решения правительства противоречат друг другу.

Децентрализация по установке тарифов, по мнению Рябцева, крайне нежелательна. Достаточно вспомнить о том, что, как только местные советы, длительное время требовавшие от Кабмина прекратить «геноцид населения» и снизить тарифы, получили «тарифные полномочия», они очень быстро их подняли.

«Исследования НКРЭКУ гласят: после передачи прав по утверждению тарифов местным властям тарифы выросли на 50-70% без каких-либо объективных оснований. А именно: в течение периода поднятия тарифов не происходило увеличения цен на воду, электроэнергию и энергоносители. У нас еще действуют спецобязательства», — рассказал специалист.

Вопреки тому, что с 1 января на Украине вроде как автоматически должен заработать рынок газа без всяких регуляторов тарифа, 27 ноября правительство обязало НАК «Нафтогаз» зафиксировать цену на газ для населения и ТКЭ на весь отопительный сезон 2019-2020 в размере 6,961 грн/1 кубометр. С дополнительными затратами она будет почти той же, что и сейчас, — 8 грн/1 кубометр.

Словом, спецобязательства по газу модернизировали. Да, предыдущее постановление правительства действует до 31 декабря 2019 года — день, когда цены на газ должны быть отпущены в свободное плавание. Однако «Нафтогаз» и на этом заработает. Он нарочно тянет время с оформлением независимого оператора ГТС по закону о разделении («анбандлинг»). Но принятие закона — это только лишь одно действие из множества тех, которые нужно совершить для реформы газовой отрасли. Да и то закон утвержден, когда переговоры между Киевом и Москвой продолжались уже около полугода.

«До сих пор не подписано соглашение (с «Газпромом». — Ред.) о транзите (российского. — Ред.) газа. Поскольку «Нафтогаз» своевременно не создал независимого и сертифицированного по европейским правилам оператора газо-транспортной системы Украины, не с кем «Газпрому» подписывать соглашение. «Нафтогаз» сделал все, чтобы привязать внутренние цены на газ к спекулятивным излишкам газа, которые, понятно, отреагируют на форс-мажорные обстоятельства из-за неподписания соглашения», — уточнил Рябцев.

 

Отреагируют на транзит

В этом году Европу заполонил дешевый газ вследствие перепроизводства сжиженного газа. Уже в сентябре европейские газовые подземелья были заполнены на 100%. «Нафтогаз» также закупил по дешевке голубое топливо, цена на которое упала на 60%. Но ввиду возможного прекращения транзита российского газа через Украину на европейском рынке просто не хватит излишков газа. Так как на рынке работают не только газотрейдеры, а и спекулянты-перекупщики, цены на газ вырастут до показателей конца февраля — начала марта 2018 года.

Именно тогда украинская власть придумала акцию «Прикрути» (просьба к населению хотя бы на пару дней снизить потребление газа) из-за того, что «Газпром» разорвал отношения с «Нафтогазом» вследствие решения Стокгольмского арбитражного суда и снизил давление в газопроводе на 20%. Москву не устраивала нерентабельная для нее цена за газ со стороны Украины.

Как заявил на днях глава «Нафтогаза» Андрей Коболев такое решение России подняло тогда цены на голубое топливо на 80%.

«Г-н Коболев недавно сказал: «Нафтогаз» не способен спрогнозировать цену на газ вследствие форс-мажорных обстоятельств. Но в аналитической записке, на основании которой было принято постановление Кабинета министров о продолжении этих спецобязательств в ином виде до конца апреля, обозначена точная цифра подорожавшего газа из-за форс-мажорных обстоятельств — 10751 гривна. Расчеты были сделаны с точностью до одной гривны», — заявил Рябцев.

Есть только проект постановления Кабмина, но утвержденный текст пока не опубликован. Тем не менее, отметил энергоэксперт, государство тем самым обязало тепловиков и население покупать газ у «Нафтогаза» по непрозрачной цене. И она снова значительно выше той, по которой «Нафтогаз» закупил объемы газа этим летом и закачал его в подземные хранилища.

В структуре тарифа на отопление и горячее водоснабжение 80% — цена энергоносителей, 20% — другие затраты. В цене энергоносителя 60% — это стоимость газа, 18-20% — различные налоги, прежде всего НДС, 12% — разные траты (например, закупка воды, ремонт, модернизация, банкинг, операции по оформлению платежек), порядка 6% — это зарплаты работникам, около 3% — цена электроэнергии. Проценты могут незначительно колебаться, так как разные ТЭЦ производят горячую воду, и каждая делает расчеты по-своему.

Но есть еще тариф на распределение — абонплата, которая должна быть отдельной строкой в квитанции со следующего года. При этом потребитель переплачивает где-то 20% за потери на дырявых трубах по пути с ТЭЦ к домашним батареям и смесителям.

Ничего интересного не будет

Получается, тарифы можно уменьшить, либо уменьшив цены на газ, либо потери в трубопроводах. Если снижать потери, необходимо потратить много времени и денег. Как сказал Рябцев, модернизация теплосетей всей Украины до уровня Восточной Европы стоит порядка $30 млрд.

Если снижать цену на газ, стране необходимо отказаться от международных обязательств, согласно которым Киев должен завершить создание рынка природного газа уже с 1 января 2020 года. К тому же действует постановление Кабмина №187 от 2017 года об импортном паритете, тут же поддержанное МВФ. И цена на газ собственной добычи назначается, исходя из котировок на европейских газовых биржах. 

«С мая 2020 года тарифа на газ как такового не будет. Будет свободно формируемая на основании биржевых торгов цена для теплокоммунэнерго и населения», — сказал Дмитрий Марунич.

В связи с этим Геннадий Рябцев не верит в «интересное решение» по снижению тарифов на тепло, которое якобы нашли президент и правительство. Ведь цены на газ снижать нельзя, потери в обветшалых коммунальных сетях снизить существенно и быстро невозможно, а остальных составляющих тарифа — не больше 20%.