В классической американской культуре, которая уходит сейчас в прошлое под давлением рэпа и толерантности, одним из главных камней фундамента был феномен «сделавших-себя-самих», — людей, начавших с нуля, и добившихся успеха самостоятельно, своим собственным трудом. В русскоязычной «Википедии» статьи об этом важнейшем явлении нет, поэтому вот вам мой грубый перевод статьи из англоязычной «Википедии»:
https://en.wikipedia.org/wiki/...
«Сделавший-себя-сам» — классический термин, который впервые прозвучал в 1832 году в Сенате США, из уст представителя Кентукки Генри Клея. Этим термином мистер Клей обозначил людей, которые достигли успеха самостоятельно, без помощи внешних сил. Бенджамина Франклина, одного из отцов-основателей США, называли величайшим примером человека, сделавшего-себя-самого. Вдохновившись автобиографией Франклина, писатель Фредерик Дуглас раскрыл в 1859 концепт человека, сделавшего-себя-самого, в своей знаменитой лекции — «Сделавшие-себя-сами».
Изначально термин обозначал людей, которые начали в бедности или аналогичных сложных условиях, чтобы достичь успеха в финансовой, политической или тому подобных сферах при помощи таких своих черт характера, как настойчивость и трудолюбие, вместо того, чтобы занять высокое положение по наследству, при помощи фамильных связей или тому подобных привилегий. К середине 1950-х слово «успех» в США обычно подразумевало «успех в бизнесе».
В интеллектуальной и культурной истории США идея считать образцом для подражания людей, сделавших-себя-самих, вызывала у некоторых критику — эту идею называли мифом или культом.
Происхождение
Бенджамина Франклина, одного из отцов-основателей США, описывали как однозначный пример человека, сделавшего-себя-самого. Американская мечта и концепция сделавшего-себя-самого неразрывно связаны и переплетены в американской истории. Редактор ссылался в 1916 году на автобиографию Франклина как на «самую примечательную историю из всех примечательных историй сделавших-себя-самих». Автобиография Франклина, посвящённая его сыну Вильяму Франклину, с первой главой, составленной из 1771 письма Вильяму, была использована как иллюстрация жизненного пути сделавшего-себя-самого в XVIII веке в колониальных США.
Франклин представляется типичным сделавшим-себя-самим, так как он преодолел все препятствия и, начав с социальных низов (его отец делал свечки), развил себя, опираясь на строгие моральные принципы — «трудолюбие, экономность и настойчивость». Таким образом ему удалось возвыситься по классической схеме «от нищеты к богатству».
Жизненные принципы Франклина, согласно его автобиографии, требовали от него предоставлять другим людям, — особенно его сыну, — стратегии по достижению высокого статуса в Соединённых Штатах, которые в последней четверти XVIII века описывались как «земля невероятных возможностей».
В 1954 году в книге «Сделавший-себя-сам в Америке: миф от нищеты к богатству» Ирвин Ж. Уайли рассказал, как 02 февраля 1832 года Генри Клей сформулировал термин «Сделавший-себя-сам» во время своей речи в Сенате США. Клей использовал классическую фразу чтобы описать «автономию наших производителей… от имени патерналистских тарифов» и «иронию, которая сохранялась на протяжении всей истории идеи самопомощи».
Суть идеи сделавшего-себя-самого в том, что успех зависит от самой персоны, а не от внешних факторов. Уайли исследовал не «отвлечённую идею», а «идею, которая реально влияла на людей». Согласно Уайли, успехи в США до середины 1950-х подразумевали обычно успехи в бизнесе.
Франклин и Фредерик Дугласы пишут о сделавшем-себя-самом похоже: «Сделавший-себя-сам должен начинать без денег и без положения в обществе. Он не может сделать себя при помощи отца, учителя, ментора и так далее, но должен подняться при помощи собственной твёрдости характера, решительности, дисциплинированности и готовности пользоваться благоприятными обстоятельствами. Ирония заключается в том, что они должны сначала освободиться от денег и власти, обеднеть, и только тогда они могут начать добывать и то, и другое самостоятельно. Идея в том, чтобы достичь этого без посторонней помощи. Задача заключается не в том, чтобы стать богатым и знаменитым в буквальном смысле, но в том, чтобы участвовать в чём-нибудь точном и легендарном».
Фредерик Дуглас проработал эту идею в серии лекций «Сделавший-себя-сам» с 1859 и далее, например, 1895, которую он опубликовал в «Бумагах Фредерика Дугласа в Библиотеке Конгресса». В лекции от 1872 года Дуглас заметил, что «сделавших-себя-самих не существовало. Этот термин подразумевает такую независимость от прошлого и настоящего, которой не может быть… Наши главные и самые ценные приобретения мы получаем или от наших современников, или от тех, кто шёл перед нами по полю раздумий и открытий. Всё, что у нас есть, мы или выпросили, или взяли в долг, или украли. Мы пожинаем то, что посеяно другими…». Тем не менее, он затем предоставил одно из своих наиболее детальных описаний сделавших-себя-самих:
— Фредерик Дуглас. 1872. «Сделавший-себя-сам».
Сделавшие-себя-сами — это люди, которые в сложных условиях и без помощи благоприятных обстоятельств добыли знания, пользу, силу и положение, и самостоятельно разобрались, как устроена жизнь в этом мире, и упражнялись, чтобы выработать достойный характер. Это люди, которые ничем или мало чем обязаны своему происхождению, родственникам, дружественному окружению; унаследованному богатству или хорошему образованию; которые стали тем, кем они являются, без помощи каких-нибудь благоприятных условий, которые обычно приводят других людей к достижению великих результатов…
Это люди, которые в мире школ, академий, колледжей и других образовательных учреждений, часто вынуждены неудачными обстоятельствами получать образование каким-нибудь ещё образом, и, среди неблагоприятных условий, прорубать себе путь к успеху, и таким образом становиться кузнецами своей собственной удачи…
Они часто появляются из глубин бедности… из голода, обносок и нищеты…
Сделавшие-себя-сами
Ф. В. Пайн писал в своём вступлении к изданию автобиографии Бенджамина Франклина от 1916 года, что это «самая примечательная из всех примечательных историй сделавших-себя-самих» с Франклином как величайшим экземпляром «сделавшего-себя-самого»:
— Франк Вудворт Пайн. 1916.
Франклин хороший тип нашей американской мужественности. Не будучи ни самым богатым, ни самым могущественным, он несомненно в разносторонности своего гения и своих достижений является величайшим примером наших сделавших-себя-самих. Простая, но наглядная история в «Автобиографии» его неуклонного возвышения от скромного отрочества в магазине салазок, в усердии, экономии и настойчивости в саморазвитии, к возвышению, это самая примечательная из всех примечательных историй наших сделавших-себя-самих. Это отличный пример результатов, которых можно достичь в земле бесподобных возможностей, если следовать правилам Франклина.
Авраам Линкольн, Фредерик Дуглас, П.Т. Барнум, Букер Т. Вашингтон и Эндрю Карнеги также описывались как сделавшие-себя-сами. И Карнеги, и Ли Якокка подтверждали, что на их собственные автобиографии повлияла автобиография Франклина. Авраам Линкольн и Рональд Рейган описывают своё происхождение как достаточно невыгодное для того, чтобы соответствовать истории сделавших-себя-самих. Блюменталь начал свою вышедшую в 2016 биографию Линкольна «Сделавший-себя-сам» репликой «Я привык быть рабом», относящейся к заявлению Линкольна от 1856, что его «властный и необразованный отец» «эксплуатировал» юного Линкольна, «сдавая его в аренду» «соседям-фермерам в Индиане». После побега из рабства Линкольн заново обрёл себя. Линкольн вдохновлялся автобиографией Франклина.
В 1893, в статье в железнодорожном журнале, Евгений В. Дебс представил Эндрю Джонсона (1808 – 1875), 17-го президента США, Генри Уилсона (1812-1875), 18-го президента США, Даниела Уэбстера (1782-1852), дважды занимавшего пост госсекретаря США, Эдварда Эверетта и Руфуса Чоута как примеры сделавших-себя-самих в XIX веке. Дебс противопоставил успешных сделавших-себя-самих тем, кого «невежество, глупость, нехватка амбиций навечно приковали ко дну… кто предпочитал озеро школе, и предпочёл дробить уголь и кидать его в топку вместо того, чтобы тратить свободное время на обучение тем вещам, которые нужны для подъёма наверх». Он призвал их «решиться на изменение привычек, — отказаться от глупостей и пороков, раздобыть элементарные книги и начать учиться».
В книге Джона Кавелти 1965 года, «Апостолы сделавших-себя-самих», он упоминает Бенджамина Франклина, Томаса Джефферсона, Ральфа Уолдо Эмерсона, Горацио Алгера и Джона Дьюи как тех, «кто или сыграл важную роль в формировании идеала успеха, или ассоциировался с ним в общественном сознании».
Чарльз Слейт описывает в статье о ресторанном бизнесе Фрэнка Джуффриду, владелеца и управляющего «Хиллтоп Стейкхаус», как сделавшего-себя-самого. «Хиллтоп Стейкхаус» открылся в Согусе (штат Массачусетс) в 1961 году и стал самым большим рестораном в США к 1980-м. Родители Фрэнка Джуффриды были сицилийскими иммигрантами, которые жили в Лоренсе, Массачусетс. Его отец умер, когда Фрэнк получал высшее образование, и Фрэнк вынужден был начать управлять семейной мясной лавкой. Его новой стратегией стало предлагать большие порции в большом ресторане, компенсируя затраты на щедрые размеры порций за счёт эффекта масштаба. Согласно «Нью-Йорк Таймс», в 1987 году «Хиллтоп» стоил уже больше 27 млн долларов.
На поле современного искусства, Аршил Горки описывается как сделавший-себя-сам, который вырос из «тёмной среды богатых крестьян», чтобы получить известность среди «Современных артистов Нью-Йорка» благодаря своей «эрудиции самоучки и агрессивным принципам».
В литературе и в популярной культуре
«Дик-оборванец» (1868)
Горацио Алджер-младший начинает шеститомную серию новеллой «Дик-оборванец», опубликовав её в 1868 году. Имя Дика, который по ходу повествования стал успешным и выдающимся Ричардом Хантом, стало в итоге нарицательным, синонимом истории «из нищеты к богатству».
«Великий Гэтсби» (1925)
В «опусе магнум» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби» описывается падение «архетипичного, немного запутавшегося» «амбициозного сделавшего-себя-самого» Джея Гэтсби, который вырос из «безвестного и бедного детства на Среднем Западе, чтобы стать богатым и востребованным центром общества Лонг-Айленда». Гэтсби противопоставляется Бенджамину Франклину и персонажам романов Горацио Алджера-младшего, успешным сделавшим-себя-самим. Его история служит предостережением относительно американской мечты, где «несчастная судьба неизбежна для бедного и стремящегося наверх человека, а богатым позволено продолжать безнаказанно пренебрегать чужими жизнями».
Ультрабогатые персоны
Согласно отчету 2017 года «World Ultra Wealth Report» от исследовательской компании Wealth-X, создание богатства с 1997 по 2017 год было в значительной степени обусловлено сделавшими-себя-самими, в основном, мужчинами. Согласно докладу, люди с ультрабольшим богатством (UHNWI), — те, кто имеет чистое состояние не менее 30 миллионов долларов США, — были «преимущественно сделавшими-себя-самими», «заработавшими своё состояние». Две трети получили «своё богатство при помощи своих собственных усилий», таких как «выгодные деловые предприятия или успешные инвестиции». Из 226'450 сверхбогатых частных лиц 66% были сделавшими-себя-самими, из 7200 миллениалов с крупным капиталом (родившихся в период 1980-1995), 66% были сделавшими-себя-самими, из 28'985 богатых женщин 45% были сделавшими-себя-самими, из 33'290 богатых выходцев из развивающихся стран Азии (за исключением Японии, Сингапура и Гонконга) 68% были сделавшими-себя-самими; из 34'961 богатых выпускников университетов Лиги Плюща 75% были сделавшими-себя-самими.
Культурная история
Культурный историк Том Пендергаст в книге «Создание современного человека» (2000) проследил, что писали про сделавших-себя-самих в журналах от 1900 по 1950. Пендергаст разделил мужественность на два периода: викторианский, который был «основан на семье и собственности» и поствикторианский, «основанный на культе личности, самосовершенствования и нарциссизме». Он описал «идеального викторианского человека», как «богатого человека, верящего в честность, целостность, сдержанность и долг перед Богом, страной и семьёй». Поствикторианский образ сделавшего-себя-самого был ключевым для исследований Пендергаста. Он показал, как через журналы мужчин «поощряли формировать свою идентичность вокруг идеологии тяжёлого труда».
В сентябре 2011 Элизабет Уоррен (кандидат в Сенат Массачусетса) выступила против концепции сделавшего-себя-самого в видео, которое стало вирусным, собрав один миллион просмотров на «ЮТубе»:
В этой стране нет никого, кто разбогател бы самостоятельно. Никого… Ты построил фабрику? Молодец. Но я хочу прояснить: ты довёз свои товары на рынок по дорогам, за которые заплатили остальные, такие как я; ты нанял рабочих, за образование которых заплатили остальные; ты чувствуешь себя в безопасности на своей фабрике, так как её охраняют полицейские и пожарные, которым платят остальные. Тебе не надо беспокоиться о бандах мародёров, которые придут и отберут у тебя фабрику, тебе не надо нанимать охрану от этих банд, так как эту работу сделали остальные… Теперь посмотри, ты построил фабрику, и она превратилась во что-то огромное? Замечательно. Вот тебе большой кусок от этой фабрики. Но часть лежащего в основе социального контракта заключается в том, что ты берёшь свою долю и платишь аванс за следующего ребёнка, который придёт после.
PS. Было бы здорово разместить перевод на «Википедии», однако лично я этого делать не готов — уж очень много там сейчас бюрократических требований по оформлению ссылок на книги и так далее.
Тем не менее, если у кого-нибудь появится желание добавить перевод этой однозначно нужной статьи на русскоязычную «Википедию», вот моё официальное разрешение на использование текста:
«Я, Макаренко Олег Александрович, подтверждаю, что текст распространяется по лицензиям CC-BY-SA 3.0 и CC-BY-SA 4.0., что перевод статьи "Self-made man" из Англовики сделан мной, и даю право свободно распространять и изменять этот текст в любом удобном виде, в том числе право публиковать его на русскоязычной "Википедии"».