ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > В попытках избавиться от российского дизтоплива Украина переименовала проблему
В попытках избавиться от российского дизтоплива Украина переименовала проблему26-08-2019, 14:13. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Заявления Киева о снижении вдвое объемов поставок российского дизеля похожи на байки про "газ из Европы" – "серыми схемами" потребляется топливо РФ. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов. Представитель президента Украины в кабмине Андрей Герус заявил, что объемы поставок дизеля из РФ в страну в августе снизились вдвое, доля российского дизеля на рынке составит около 20%. "Зато увеличились поставки из Беларуси, стран ЕС и с морских направлений", - написал он. Правительство Украины с 1 августа ввело спецпошлины на большинство российских товаров, в частности на дизельное топливо. Ряд его крупнейших импортеров заявили о намерении прекратить из-за этого поставки топлива из России. "Говорить о том, что объемы поставок дизтоплива из России на Украину сокращаются за счет пошлин Киева, нельзя, – отмечает аналитик. – Ведь еще с 1 июня Россия ограничила поставки на Украину всю продукцию ТЭК, включая уголь, бензин и дизельное топливо. Экспорт туда уже три месяца идет только по отдельным специальным разрешениям Минэкономразвития РФ. Пошлины Киева вводились позже и имели уже крайне опосредованное влияние на ситуацию, они дали возможность Киеву говорить, что импорт ограничил он. С другой стороны, год назад мы видели скандал со стороны властей Белоруссии, когда Россия ограничила туда поставки нефтепродуктов. Такой шаг Москвы стал следствием массовой перепродажи нефтепродуктов Украине. С тех пор явно возникли новые "серые схемы", для того, чтобы российское топливо переправлять берез белорусскую территорию. И доля дизтоплива на Украине из РФ в 20% видится надуманной – этого не проверить, так как топливный рынок этой страны абсолютно непрозрачен". Топливный барьерГерус из представленной им статистики делает вывод: решение Украины о введении пошлин на российское дизтопливо было "продумано, введено правильно, своевременно и эффективно имплементировано". Но он забывает уточнить: с 1 июня Россия не отпускает на экспорт Украине нефть, этан, бутан, а также битум, этилен и пропилен - эти виды продукции ТЭК попали под полный запрет. Санкции со стороны России были введены в ответ на решение Украины ограничить импорт ряда российских товаров. А на экспорт угля и нефтепродуктов из России на Украину выдаются с 1 июня спецразрешения. Минэкономразвития также может выдать документы для экспорта товарного бензина и нафты, дизеля, пропана, бутана и других сжиженных газов. В список разрешенной для поставки продукции попали каменный уголь, брикеты, окатыши, бурый уголь, кокс, торф. Заявки от компаний МЭР теперь принимает ежемесячно до 15 числа предшествующего месяца. То есть режим поставок максимально ужесточен на неопределенный срок. "Сразу после того, как Россия в 2018 году ограничила условия поставок дизтоплива в Белоруссию, цены на это топлива на Украине резко выросли – это, на мой взгляд, показательный аспект. Не думаю, что сейчас Белоруссия продает существенно меньше топлива Украине, которое перерабатывает из российской нефти на своих НПЗ. Терять прямые прибыли из-за каких-то там принципов не в правилах Минска. Но детально разобраться в этих схемах очень сложно – они максимально скрыты и запутаны. Украинские же пошлины на российское дизтопливо – показательный маневр. Обрушить российские поставки это не может, если заинтересованные люди перераспределяют белорусские объемы товара. Киев привычно занимается политикой, пытаясь показать, что избавляется от "российской зависимости". Но если профессионально углубляться в вопрос, зависимость от углеводородов РФ Киев не снизил, а лишь "переименовал" нефтепродукты. Сама суть явления сохраняется", - подчеркивает эксперт. Топливо "из Европы"В конце ноября 2015-го Киев объявил, что перестает покупать газ у России и переходит на европейское топливо. Об этом президент Порошенко с гордостью годами говорил в своих выступлениях, сделав "освобождение от российской зависимости" частью своего политического имиджа. Что, впрочем, не помогло ему с огромным отрывом проиграть конкуренту – человеку без политического опыта, комику Владимиру Зеленскому. Но "европейский газ" все еще остается гордостью Порошенко и его единомышленников. Меж тем, все эти годы украинцам внушалась банальная схема с подменой понятий, фальсификациями и коррупцией. Пропуская российский газ по своей газотранспортной системе в Европу, Киев сразу получал его же обратно по реверсной схеме, но уже платя европейскому продавцу. За такое топливо приходится переплачивать по сей день – партнеры из ЕС берут с Киева доплату за доставку топлива и транспортные расходы. То есть вся схема наносит прямой ущерб интересам Украины и ее населения. "С топливом на Украине ровно та же история – о снижении зависимости от российской нефти говорить не приходится. Теоретически действительно поставки из ЕС могут конкурировать с российскими нефтепродуктами – это позволил налоговый маневр. Он подразумевал, что экспортная пошлина постепенно обнуляется за счет роста налога на добычу полезных ископаемых, чтобы российским компаниям было все равно, куда продавать нефтепродукты – на рынке РФ или экспортировать. Традиционно Украина закупала немало топлива в Румынии, может импортировать из ряда других стран Восточной Европы. Но в Белоруссии и Европе эти нефтепродукты производятся из российской нефти. Более того – на российских заводах – та же "Роснефть" владеет целым рядом НПЗ в Европе. И они приносят компании неплохие прибыли. Так что Украина повторяет в отношении топлива ту же "нероссийскую" мантру, что и по газу", - заключает Александр Перов. Вернуться назад |