Новость о том, что Moody's ухудшило прогноз по росту ВВП России в 2019 году, которая облетела все российские информационные агентства, на самом деле не совсем про Россию и тем более не стоит смотреть на эту новость, как на некую обоснованную критику действий российских властей.
Moody's Investors Service ухудшило прогноз роста российской экономики в 2019 году с 1,6 до 1,2%, однако в данном случае важны не цифры, а наиболее вероятный способ их получения.
Схема, которой пользуются едва ли не все прогнозисты странового ВВП почти всегда ориентируется на подход "top down" - то есть вся экономика мира анализируется на макро уровне, определяются какие-то глобальные тенденции, и потом рассматриваются последствия реализации этих глобальных тенденций на уровне конкретных национальных экономик, а потом полученные страновые цифры (в том случае, если аналитики подходят к работе крайне ответственно, что случается далеко не всегда) "подкручиваются" для того чтобы учесть какие-то индивидуальные факторы, специфичные для конкретного государства. В случае России таким фактором обычно являются санкционные риски, а остальные элементы специфические для российской экономики довольно часто выносятся за скобки.
Было бы крайне несправедливым критиковать международные рейтинговые агентства и финансовые институты за использование такого подхода к прогнозированию: во-первых это устоявшийся стандарт, во-вторых такой подход позволяет получить целостную прогнозную картину глобальной экономики, а в-третьих - аналитика такого рода изначально не предназначена для того вида медийных операций, поводом для которых она регулярно становится - делать глубокие внутриполитические выводы или глобальных экономических прогнозов (которые, кстати, не имеют репутацию хоть сколь-нибудь точного инструмента) - изначально неблагодарное занятие.
Часто можно услышать довольно странную критику в адрес российский властей: мол, надо чтобы экономика росла, независимо от внешнеэкономической конъюнктуры. Забавно, что обычно эти же критики ругают власть за то что она не готова, например, вернуть Украине Крым в обмен на призрачную надежду "наконец-то интегрироваться в мировые производственные цепочки".
Легко заметить что эти две (теоретически - безусловно благородных) задачи являются в корне несовместимыми - если интегрироваться в мировые производственные цепи, то экономика становится еще сильнее зависимой от мировой конъюнктуры, а если пытаться "изолироваться" от трендов мировой экономики, то вообще-то это путь к статусу КНДР. При этом Россию в западных профильных изданиях вообще-то хвалят за радикальное снижение зависимости бюджетных доходов и валютного курса от колебаний мировых цен на нефть, так что большая часть того что можно сделать для минимизации внешних шоков сделано, а их полное "гашение" невозможно - для этого придется улетать на Марс.
Кстати, наделавший шуму прогноз ВШЭ о том, что России остался год-полтора до полноценного экономического кризиса - он примерно об этом же, ибо главным триггером кризиса по этому прогнозу является обострение экономической войны между США и КНР, которое (и это роднит прогноз ВШЭ и прогноз Мудис) затронет российскую экономику в частности и всю мировую экономику в целом, включая Германию, Японию и другие развитые и развивающиеся страны.
Полностью застраховаться от негативного воздействия американо-китайского конфликта - в принципе невозможно, а предотвратить его - тоже нельзя. "Ловушка Фукидида" - безжалостный феномен, и из нее нет выхода - и если американо-китайское столкновение не будет выходить за экономические рамки в военно-ядерную плоскость, то для мировой экономики это можно считать позитивным сценарием.