ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Нацпроекты избавят бюджет России от слабого освоения средств
Нацпроекты избавят бюджет России от слабого освоения средств19-08-2019, 13:46. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Выявленное Счетной палатой низкое исполнение расходов на нацпроекты в ряде случаев можно будет нагнать "сдвигом сроков вправо". Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал доцент Кафедры экономической безопасности РАНХиГС, кандидат экономических наук Павел Грибов. Счетная палата (СП) России провела оперативный анализ исполнения федерального бюджета за январь — июнь 2019 года и выявила низкий уровень исполнения госрасходов на реализацию национальных проектов и Комплексного плана, который, по оценкам ведомства, составил за этот период лишь 32,4%. Согласно отчету, "на низком уровне (менее 25%) исполнены расходы по четырем нацпроектам и комплексному плану. Не осуществлялись расходы по 9 из 76 федеральным проектам". "В данном случае проблема не в самих нацпроектах, а в хронической особенности исполнения российских бюджетных расходов, - отмечает специалист. – Довольно часто приходится сталкиваться со случаями, когда та или иная программа не реализуется из-за того, что деньги на нее перечисляются только к концу года – когда нужно уже отчитываться об успехах. Освоить средства на оставшиеся два-три месяца нереально. Потому программу признают невыполненной, а СП будет разбираться в причинах. Подобные претензии неоднократно предъявлялись Министерству культуры и Минобразования – до того, как оно было реформировано. Деньги предоставлялись со столь значительным опозданием, что их приходилось возвращать обратно в бюджет. Причиной тому обычно являются бюрократические требования – для выделения средств нужно обосновать этот шаг и подготовить большое количество бумаг. В ведомствах неоднократно эту работу срывали". Особенности программРасходы на закупку товаров, работ и услуг, по данным СП, в рамках нацпроектов составили лишь 9,3%, на предоставление межбюджетных трансфертов регионам - 18,5% от плана. Не начато предоставление 60 из 100 предусмотренных законом о бюджете субсидий юрлицам. Всего на реализацию нацпроектов и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в бюджете на 2019 год заложено 1,715 триллиона рублей, причем принятые летом поправки увеличили эту сумму до 1,723 триллиона рублей. СП отмечает, что паспорта нацпроектов и федеральных проектов комплексного плана до сих пор не приведены в соответствие с законом о бюджете. Кроме того, "низкое исполнение расходов (менее 25%) отмечено у 9 главных распорядителей бюджетных средств. Это Минкомсвязь, Ростуризм, ФАДН, Росмолодежь, Минпросвещения, Росморречфлот, ФГБКУ “Государственный Эрмитаж”, Росавиация и Росавтодор". Слабо реализуются и 5 госпрограммам: электронная промышленность, Крым, ОПК, Северный Кавказ, фармацевтика. "Крайне низкий уровень освоения средств - это вопрос бюджетных проволочек, бюрократии, подготовки многочисленных документов. Все это огромная рутинная работа, в которой ведомства допускают множество ошибок. К примеру, конкурсы по ремонту дорог подаются только в мае-июне, хотя в эти месяцы работы уже должны вовсю кипеть. У нас де после открытия конкурса месяц его проводят, потом вскрывают заявки участников, выявляют победителя, утверждают его. И подрядчик начинает ремонт дороги только осенью. Критичная задержка бюджетного финансирования и вовсе ставит проект под сомнение – он вообще может быть не выполнен. В случае с нацпроектами это, конечно, катастрофа – об этом говорили глава правительства и президент. Более того – об этих "хронических болезнях" нашей бюджетной системы всем давно известно. Но рецепта, как оптимизировать работу с минимальными рисками потери денег и максимальным за ними контролем, все еще нет", - подчеркивает эксперт. Сдвиг сроковНаиболее низкое исполнение отмечается у нацпроектов "Повышение производительности труда и поддержка занятости" (17,7%), "Безопасные и качественные автомобильные дороги" (12,2%), "Экология" (11,6%) и "Цифровая экономика" (8,3%). Глава Счетной палаты Алексей Кудрин отметил: расходы бюджета за первое полугодие 2019 года исполнены на 42,5%, это самый низкий показатель за 7 лет. "Тем меньше времени на качественную реализацию задуманного, - сказал он. 24 декабря 2018 года правительство РФ завершило работу над формированием новых национальных проектов и комплексного плана по развитию инфраструктуры и определило цели и задачи на период до 2024 года по 12 стратегическим направлениям. Также в этот список был добавлен комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Президент Владимир Путин в июле дал поручение правительству принять до 15 декабря законы, необходимые для реализации нацпроектов. "Несвоевременное проведение конкурсов и закупок, неправильное составление документов – все это затягивает освоение средств. В целом это обусловлено организационной бюрократией. Причем в ряде случаев срабатывает административный механизм – из-за срыва планов деньги по итогам года возвращаются в бюджет. И чтобы программу реализовать, нужно всю работу начинать заново. Но бывают другие случаи – когда можно нагнать упущенное время. Несколько лет назад появилась практика "сдвига сроков проекта вправо". Это означает, что первоначальная задержка не срывает всю работу, а дает возможность оперативно исправить оплошности и все же реализовать проект, пусть и с переносом конечных сроков. Вероятно, в случаях, где подобное возможно, этот механизм в ходе исполнения нацпроектов власти задействуют. В целом на примере нацпроектов можно увидеть проблемы бюджетной системы РФ по освоению средств и попытаться от них избавиться", - заключает Павел Грибов. Вернуться назад |