ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Куба: местные жители счастливы купить советские "Жигули" за $18 тысяч
Куба: местные жители счастливы купить советские "Жигули" за $18 тысяч4-08-2019, 14:29. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Москва, 3 августа - "Вести.Экономика". Визитная карточка Кубы – ретроавтомобили. Столь привлекательные для туристов, для местных они – часто единственный шанс передвигаться на собственном авто. Сколько стоит на острове Свободы в условиях жесткого дефицита купить автомобиль - в материале Валерии Ткаченко. Фото: Валерия Ткаченко На Кубе нет собственного автопроизводства. Сейчас больше половины местного автопарка состоит из "классики", американской и советской. После революции 1959 г. на острове Свободы остались машины, привезенные из США. Их могли получить только высокопоставленные чиновники, передовики производства, заслуженные спортсмены и артисты. Фото: Валерия Ткаченко Когда машина - предмет роскошиДо 2011 г. в стране было невозможно официально продать или купить автомобиль, даже бывший в употреблении. Сейчас ситуация изменилась: кубинцам разрешено покупать-продавать новые и подержанные машины, но цены на них несоизмеримы с местными зарплатами. Фото: Валерия Ткаченко Если официально обычный житель получает от $20 до $40 в месяц, стоимость автомобилей на Кубе выше среднемировых. К примеру, цена убитого "Шевроле" 1952 года начинается от $15 тыс. За "Жигули–тройку" придется выложить от $18 тыс. (в России, по моему опыту, можно найти и за $1 тыс.). На такой модели ездил мой папа, а сейчас - кубинский муж. Куба закупает в России "Лады". Фото: Валерия Ткаченко Ситуация, когда подержанный автомобиль стоит в десятки раз дороже своего нового собрата в любой другой стране мира, объясняется фактической монополией государства на продажу авто. Почетных работников и известных актеров, которым разрешено самим ввозить машины, не так много, чтобы они могли существенно влиять на цены авторынка. Установив драконовские надбавки на частные автомобили, руководство Кубы объявило, что вырученные средства направляет на развитие общественного транспорта, которого, действительно, последние годы потихоньку, по-кубински, но становится больше. Челночный бизнесНаличие транспортного средства влечет за собой приличные расходы на детали, которые на острове сложно достать из-за отсутствия собственных автопроизводств. Кроме того, официально запчасти не импортируются. Только частным образом можно привезти себе нужную деталь, что открывает большой простор для международного автобизнеса челночников.
Для американских автомобилей достать запчасти долгое время было сложно. Из-за эмбарго отсутствовало свободное сообщение между двумя противодействующими странами. Кубинцы выходили из положения, заменяя детали американских классических машин запчастями от корейских и советских. Сейчас с США стало чуть проще: кубинцы привозят оттуда оригинальные запчасти. Но из-за того, что модели автомобилей старые, заказывать детали нужно заранее и долго ждать. Бензиновый вопросЕще одна приличная статья расходов – это бензин. На Кубе продают 4 вида: с октановым числом 83 бензин стоит $1 за литр, 90-й – $1,1; 94-й – $1,2, а за литр самого дорогого, 100-го, придется заплатить $1,6. Цена самого дешевого бензина на Кубе выше самого дорогого в России. Фото: Валерия Ткаченко Кроме того, топливо категории especial (94-й и 100-й) часто в дефиците. Потому что импортное. На острове Свободы обнаружили мини-месторождения нефти и газа, но государство не может обеспечить даже немногочисленных владельцев машин бензином. Фото: Валерия Ткаченко Борьба за экологию выражается и в том, что в страну запрещено ввозить мотоциклы с бензиновыми двигателями, можно только с электрическими. Мотоциклы с двигателями внутреннего сгорания есть у умельцев, собравших или реанимировавших старых "коней". Но половина мотоциклов и скутеров на дорогах - электрические. Правда, электрозаправок для них нет, заряжают мотоциклы дома. Поэтому часто вижу, как несчастный владелец сам катит транспортное средство до дома. Не только российская проблемаВ той части Гаваны, где я живу, на дорогах нет 70% асфальта. Женщина в хлебной палатке со мной поделилась: "Мне 50 лет, я родилась в этом районе. За свою жизнь только раз видела, как тут меняли асфальт". И такая ситуация повсеместно. Фото: Валерия Ткаченко Поскольку ямы и трещины везде, полиция кубинских городов строго следит, чтобы автомобилисты не превышали скорость. У многих старых машин тормоза не в порядке, нет боковых зеркал, и у всех автомобилей старше 90-х гг. нет ремней безопасности. Освещение на дорогах скудное. Редкие водители выбираются на авто ночью: побить машину легко, а ремонт будет стоить дорого. Фото: Валерия Ткаченко Лихачей наказывают не только деньгами, но и лишением водительских баллов. Изначально каждому владельцу прав положено 36 условных единиц на дорожные проступки. За превышение скорости вычитают 12 баллов. Если израсходовать всё, водителя на год лишат прав. В зависимости от ситуации через год либо могут возобновить лицензию на вождение, либо для ее получения нужно будет заново сдавать экзамены. Вернуться назад |