Год назад консорциум во главе с "Китайской компанией по дорожно-мостовому строительству" выиграл тендер на возведение Пелешацкого моста в Хорватии. Проект родился в 2007 году. Речь идет о мосте с четырехполосным движением длиной почти два с половиной километра, который соединит Пелешацкий полуостров с основной частью страны в обход Боснии и Герцеговины.
Тот факт, что строительство крупнейшего с момента обретения независимости инфраструктурного проекта Хорватии было поручено китайской компании, вызвал полемику. Но руководство страны напомнило, что в течение десяти лет проект был заморожен и что заявка китайской стороны стоила на 100 миллионов евро меньше.
После распада Югославии ее Адриатическое побережье было поделено между вновь созданными государствами. Цель Пелешацкого моста - соединить материковую часть Хорватии с южным туристическим регионом Дубровник-Неретва, избегая принадлежащего Боснии и Герцеговине коридора Неум.
Коридор Неум дает Сараево единственный выход к морю, но для жителей Хорватии означает несколько пунктов пограничного контроля, чтобы добраться из одной части страны в другую.
"В целом проект поднимает вопрос о будущем Евросоюза и заявке Хорватии на вступление в Шенгенскую зону, - говорит спецкор Джек Пэррок. - Если Босния и Герцеговина, скажем, через 20 лет сможет присоединиться к ЕС, а затем и к Шенгену, мост окажется бесполезным".
С экономической точки зрения все также неоднозначно: 85% средств, или 357 миллионов евро, поступают на этот проект из бюджета ЕС. И хотя большая часть этого идет в Китай, австрийские и греческие фирмы только что получили контракты на строительство 32 километров соединительных дорог, туннелей и виадуков по всему полуострову.
|