ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Новый закон о демпфере гарантирует рост цен на топливо в пределах инфляции

Новый закон о демпфере гарантирует рост цен на топливо в пределах инфляции


25-07-2019, 11:20. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Принятие Госдумой РФ в третьем чтении законопроекта по корректировке демпфирующего механизма является внутренним делом системы нефтепродуктообеспечения – считает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

Госдума РФ приняла закон о корректировке демпфера

Данный закон не отразится на розничных ценах на бензин

Дело в том, что Государственная дума РФ приняла в третьем и окончательном чтении федеральный закон, который скорректирует демпфирующий механизм для стабилизации внутрироссийских цен на бензин и дизельное топливо.

Данной нормой предусматривается снижение условной средней оптовой цены бензина с 56 тысяч до 51 тысячи рублей за тонну. При этом, стоимость одной тонны дизельного топлива в данном контексте уменьшается с 50 до 46 тысяч рублей.

«Эта условная цена, с которой сравнивается экспортный паритет», - констатирует Аркуша.

Отметим, что экспортный паритет – это уровень цены, который должен быть на внутреннем рынке при равнодоходности продаж топлива на зарубежном рынке с учетом всех налогов и сборов. Этот показатель показывает, насколько российский топливный рынок коррелирует с внешним. И это также демонстрирует, куда продавцам нефти выгодней осуществлять продажи сырья.

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша

«Этот закон направлен на насыщение внутреннего рынка нефтью, и не на конкретные объемы нефти, а он просто повышает эффективность работы демпфера. Это внутреннее дело системы нефтепродуктообеспечения. С точки зрения потребительских цен и всего остального здесь ничего не меняется, и как у нас менялись цены в пределах инфляции, так они и продолжат это делать», - заключает Аркуша.

Как замечает эксперт, принятие этого федерального закона не повлияет на цены на бензин и дизтопливо, но повлияет на положение НПЗ, которых напрямую затрагивают все эти государственные меры по недопущению роста рыночных цен в России.

Есть вопросы по самому демпфирующему механизму

Президент Независимого топливного союза Павел Баженов в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» заметил, что в его структуре скептически относятся к демпфирующему механизму и считают его «велосипедом». Т.е. неким новым изобретением, которое не факт, что было нужно, но подавалось под тем соусом, что базовые топливные акцизы в России трогать и изменять нельзя.

«Демпфирующий механизм привязан к двум величинам. Во-первых, это зафиксированная цена, от которой он считается. Он абсолютно оторван от акутальных цен на внутреннем рынке, т.е. это рекомендуемая цена, рассчитанная на основе цен, которые были зафиксированы в нашей стране на протяжении прошлого года. После чего эта величина также индексируется», - констатирует Баженов.

Демпфер не отражает актуальные цены на российском рынке

Это, как замечает эксперт, говорит о том, что все то, что происходит на внутреннем рынке, неважно в контексте данного показателя.

«Во-вторых, это переменная величина, «нетбэк», т.е. экспортная альтернатива, на которую не в силах повлиять российские регуляторы. Из-за этого демпфирующий механизм является чрезвычайно сложной формулой, работающей только в случае прогнозируемой ситуации на мировом рынке. Поэтому в случае какого-то шока данное построение должно сломаться», - резюмирует Баженов.

В случае обвала цен на нефть в мире и кардинальных изменений со стоимостью рубля демпфирующий механизм работать не будет. Так что, в таком случае правительство РФ будет снова в ручном режиме решать эту проблему и сдерживать рост цен на бензин.

Важно как на практике будет работать демпфер

«Проблемами демпфера является переменность и оторванность от ситуации на внутреннем рынке», - заключает Баженов.

Кроме того, нужно обратить внимание на тот момент, что в России отсутствует система контроля трансляции данного вычета на цены внутреннего рынка. Ведь демпфер является компенсацией нефтяным компаниям со стороны федерального бюджета.

В России цена на бензин перестала быть рыночной в 2009 году

«Ситуация здесь выглядит следующим образом. Население сначала платит акциз, т.е. налог на потребителя, а затем уже нефтяные компании получают компенсацию за свои убытки. Получается вопрос, а будет ли эта компенсация транслирована в оптовую цену на топливо, которую увидит рынок. Четкого ответа на это, естественно, нет, а это действительно важно», - констатирует Баженов.

Как считает эксперт, это свидетельствует о том, что перед нами негибкий механизм, который только опосредованно влияет на образование внутренних цен на топливо в России. Да и вообще, этот показатель не является у нас рыночным, начиная с 2009 года.

«Разве что сначала рыночные цены на топливо образовывались по принципу «инфляция-минус», а сейчас здесь идет их образование в пределах инфляции. По этой причине не может даже ставиться вопроса о том, что цены на топливо могут снизиться в России, ведь инфляция предполагает их рост, который будет, несмотря на ситуацию в оптовой части рынка», - резюмирует Баженов.

При этом, оптовое звено рынка работает по рыночным принципам, в результате чего, есть негативное последствие – даже в случае возникновения ситуации, благоволящей к снижению розничных цен на топливо, они вниз не пойдут из-за их привязки к инфляции.

Розничные цены на бензины привязаны в России к инфляции

«Нефтяные компании не заинтересованы в снижении розничных цен на топливо даже в случае возникновения маржинальности, поскольку они понимают, что оптовые цены могут вырасти за месяц на двадцать процентов. Мы это видели на примере начала года, когда цены бы снизились, если бы у нас в опте и рознице было рыночное ценообразование», - заключает Баженов.

Так что, перед нами очень сложный вопрос, дискуссия по которому далека от своего завершения.


Вернуться назад