Проект газопровода Baltic Pipe, по которому норвежский природный газ пойдет через Данию в Польшу, развивается. Профессор энергетического планирования не понимает, как это коррелирует с климатическими амбициями Дании.
Польша стала еще на шаг ближе к норвежскому природному газу, после того как новый министр торговли и промышленности Дании Симон Коллеруп (Simon Kollerup, Социал-демократы) опубликовал документ, закрепляющий правила наземного строительства газопровода Baltic Pipe на датской территории. Это означает, что Экологический комитет Дании теперь может выдать окончательное разрешение на реализацию проекта, после чего можно будет приступать к строительным работам.
Прежде было трудно понять, какова позиция нового правительства по поводу этого спорного трубопровода. Предполагается, что через Baltic Pipe природный газ пойдет из норвежской части Северного моря через Ютландию, Фюн и Зеландию, а затем через Балтийское море и в конечном итоге попадет в Польшу. Благодаря ему поляки смогут покупать норвежский газ вместо российского.
Газета Ingeniøren ранее во время избирательной кампании пыталась узнать отношение социал-демократов к газопроводу. Были сделаны 16 звонков, отправлены три смс и написаны три письма и один твит. Все это осталось без ответа.
Газопровод и климатические цели
Инфраструктурный проект Baltic Pipe критикуют за то, что он связан с ископаемым топливом. Газопровод должен полностью окупиться к 2053 году. Но если мы хотим соблюсти Парижское соглашение по климату, тремя годами ранее — то есть к 2050 году — мы должны перестать выбрасывать СО2 в атмосферу.
Однако у нового правительства и дружественных ему партий есть и более амбициозные цели. К 2030 году мы должны снизить выбросы СО2 в атмосферу на 70% по сравнению с 1990 годом, а также очень серьезно отнестись к климатическому кризису. Тем не менее министр торговли и промышленности нового правительства подписал документ, который позволяет реализацию газового проекта.
Профессор энергетического планирования Брайан Вад Матисен (Brian Vad Mathiesen) не понимает такого хода мысли.
«Удивительно, как можно вкладывать средства в инфраструктуру транспортировки ископаемого топлива, ссылаясь на аргумент Energinet (датская национальная газотранспортная компания — прим. ред.), что датчане так получат более дешевый газ, при том, что к 2030 году мы должны снизить наши выбросы СО2 на 70%», — сказал он Ingeniøren.
Действительно, низкая цена на газ — один из аргументов компании Energinet, объясняющих, почему проект выгоден не только Польше, но и Дании, которая оплачивает половину проекта общей стоимостью от 12 до 16 миллиардов крон (от 114 до 152 миллиардов рублей).
Energinet указывает, что потребление природного газа в Дании падает, и у правительства становится меньше средств на оплату его транспортировки. Благодаря Baltic Pipe цены на газ для датских потребителей останутся стабильными, пишет компания на своем сайте.
Постепенный отказ Польши от угля
Еще один климатический аргумент заключается в том, что Baltic Pipe позволит Польше использовать в качестве топлива газ вместо угля. В процессе сжигания природного газа выделяется примерно в два раза меньше СО2, и, соответственно, проект может способствовать общему снижению выбросов СО2 в Европе.
Однако Брайан Вад Матисен из Ольборгского университета считает, что Польше вместо этого следовало бы строить ветряные турбины. Кроме того, нет гарантий, что Польша благодаря проекту Baltic Pipe действительно снизит потребление угля.
«Меня удивляет, когда строительство инфраструктуры для транспортировки ископаемого топлива называют хорошим климатическим решением, ссылаясь на то, что в Польше газ заменит уголь. Но ведь на самом деле ветер дешевле угля и газа, а уголь даже с этим проектом все равно останется дешевле газа. — говорит он и продолжает: — Когда мы делаем такие инвестиции, забывая о том, что к 2050 году должны полностью перейти на возобновляемые источники энергии, меня начинает беспокоить будущее Европы и Дании».
Energinet на своем сайте заявляет, что в будущем по трубопроводу можно будет поставлять биогаз вместо природного газа. Но Брайан Вад Матисен и это не считает хорошим аргументом.
«Некоторые утверждают, что в перспективе Дания сможет заменить газ на что-то экологичное. Но при подобного рода подсчетах трудно свести концы с концами».
Геополитические соображения
На следующем этапе реализации проекта Energinet должна получить разрешения и указания от 13 датских коммун, через которые трубопровод пройдет с запада на восток. Затем, весной 2020 года, Energinet начнет строительство технических объектов, так что газопровод может быть готов к концу 2022 года, когда истечет газовый контракт Польши с Россией.
Это один из главных аргументов в пользу масштабного проекта. Когда газопровод будет построен, Польша получит доступ к норвежскому газу и перестанет зависеть от российского.
Но, несмотря на эти геополитические соображения, точка зрения Брайана Вада Матисена однозначна:
«По моему мнению, никто не смог убедительно доказать, что этот трубопровод окупится, если нам удастся снизить выбросы СО2 в Европе».
Ingeniøren попытался получить комментарий от министра торговли и промышленности Симона Коллерупа и узнать, что правительство думает о том, как этот проект соотносится с поставленной целью снизить выбросы СО2 на 70% к 2030 году, но безуспешно.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.