ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Россия и Белоруссия выходят на путь интеграции через экономическое сближение
Россия и Белоруссия выходят на путь интеграции через экономическое сближение10-07-2019, 11:12. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Российско-белорусская рабочая группа, созданная для обсуждения различных спорных вопросов, позволит Москве и Минску выйти на путь интеграции через экономическое сближение. Политолог Дмитрий Болкунец считает полезным для двух стран на бумаге прописать договоренности в области экономики и внешней политики, чтобы способствовать прозрачному пониманию дальнейших отношений. Договор о Союзном государствеПри решении стратегических вопросов о развитии белорусско-российской интеграции, не стоит забывать о текущих спорных моментах в отношениях двух стран, считает президент Белоруссии Александр Лукашенко. К таким вопросам он отнес тему равного доступа к госзаказам, промышленной кооперации, налогового маневра в нефтяной сфере, а также истекшие сроки по переговорам о поставках в Белоруссию в будущий период российских нефти и газа. Лукашенко добавил, что договор о Союзном государстве в полном объеме еще не реализован и по-прежнему актуален. А лидеры двух стран договорились не ломать договор, предпочтя действовать в рамках программы по дальнейшей интеграции Белоруссии и России. Ранее лидеры договорились создать рабочую группу из членов правительств двух стран для обсуждения аспектов интеграции и спорных вопросов. «Лукашенко не в первый раз делает такие заявления. За два с половиной десятка лет нахождения у власти белорусский лидер выработал политическую хватку. Ранее он прошел исторический этап в развитии российско-белорусских отношений, став инициатором подписания договора 1995 года по снятию границ между странами в пограничной зоне. Но Союзный договор, который был подписан Лукашенко и Ельциным в 1999 году, здесь стоит особняком. За 30 лет он так и не был полноценно реализован. Те проблемы, о которых говорит Лукашенко, кроются в содержании этого договора. Документ предусматривает паритет государств в тех или иных вопросах при реализации этого договора, но в масштабах двух стран реализовать данный договор крайне сложно, так как и белорусская сторона не намерена терять свой суверенитет, и РФ пересмотр документа не представляется выгодным делом. Именно поэтому Лукашенко в некотором виде сопротивляется инициативам Москвы по углубленной интеграции, для него здесь важно добиться максимальных уступок. В первую очередь он рассчитывает получить от Москвы дополнительное финансирование, действуя по принципу сначала финансирование, а потом углубленная интеграция. Но Россия хотела бы построить обратную модель», - предполагает в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» Дмитрий Болкунец. Интеграция через экономическое сближениеНапомним, что премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в конце прошлого года подписал распоряжение о создании российско-белорусской рабочей группы для обсуждения различных аспектов интеграции и спорных вопросов. С российской стороны группу возглавил глава МЭР Максим Орешкин, а с белорусской министр экономики Дмитрий Крутой. К ноябрю текущего года стороны подготовят около 10 дорожных карт по ключевым направлениям интеграции в экономике. Глобальных несогласованных вопросов на сегодняшний день на уровне экспертов нет, поэтому на путь интеграции страны выходят через экономическое сближение. Выработанные меры должны серьезно повысить товарообмен и по-настоящему открыть рынки, то есть снять сохраняющиеся до сих пор торговые барьеры. Такой подход выглядит логичным, выгодным и стратегически верным для обеих сторон. Хотя сохраняются опасения, что Минск вновь не особо стремится к сближению, поэтому при реализации разрабатываемых дорожных карт могут возникнуть определенные трения и разногласия. «Рабочая группа Орешкина и его белорусского коллеги Крутого прорабатывает ключевые направления интеграции экономик, после чего эти карты должны подписать главы государств, а уже дальше будут намечены планы их реализации. Но здесь стоит вспомнить, что в начале 2000-х годов такой план уже был, как и график реализации союзного договора. В нем все было расписано по датам и даже стояли подписи руководства, но стороны не пошли на его реализацию. Если сейчас возникает такая же дилемма, то похоже, надо думать над корректировкой Союзного договора. Хотя мы говорим о Союзном государстве, но де-факто государства нет, есть только непризнанное международным сообществом образование. Возможно, стоит перейти к модели союза двух государств, где более четко, прозрачно и понятно прописать договоренности, в том числе в области экономики и внешней политики. Такой подход должен способствовать прозрачному пониманию дальнейших отношений», - считает Дмитрий Болкунец. Вернуться назад |