Катастрофическая ситуация в «Укртрансгазе»

По словам чиновника, руководство организации уже давно говорило о том, что транзитное предприятие может стать банкротом. В качестве причин такого положения называются искусственно заниженные тарифы и несанкционированный отбор газа. Но поскольку ответственные органы избрали стратегию игнорирования плохих новостей, ситуация стала критической.

«Нафтогаз» поддерживал «Укртрансгаз», сколько мог, и мы являемся их крупнейшим кредитором. Однако больше такой возможности нет. Мы должны накапливать газ в подземных хранилищах, и сами имеем дефицит оборотных средств», — отметил Коболев.

 

Руководитель «Нафтогаза» подчеркнул, что группа готова предоставить все необходимые материалы для анализа и обсуждения выхода из сложившейся ситуации, а также для установления лиц, ответственных за этот недопустимый результат.

В конце прошлой недели в «Укртрансгазе» сообщили, что не смогли провести 12 тендеров по закупке нужного объема голубого топлива, поскольку отсутствовали предложения от поставщиков, а имеющегося в наличии количества газа недостаточно для поддержания нормальной работы ГТС после 24 июня.

«12 аукционов на закупку топливного газа с июля по декабрь общим объемом 880 млн кубических метров газа и ожидаемой стоимостью 5,72 млрд гривен без НДС не состоялись, поскольку ни один поставщик не дал тендерных предложений. Вероятная причина — дефицит средств «Укртрансгаза» и как следствие — несвоевременные расчеты с контрагентами», — говорилось в сообщении пресс-службы предприятия.

А в начале июня в «Укртрансгазе» предупреждали о предбанкротном состоянии, так как предприятие не могло полностью погасить финансовые обязательства перед заказчиками услуг транспортировки, в первую очередь перед НАК «Нафтогаз». В частности, его долг измеряется немалой суммой в 4,1 млрд грн (156,1 млн долларов).

В данный момент запас газа в подземных хранилищах на технические цели составляет 152 млн кубических метров при ежемесячной потребности 240 млн.

«Несколько поставщиков готовы в июне-августе поставить «Укртрансгазу» 190 млн кубических метров газа по действующим контрактам, но только при условии оплаты долга за предыдущие периоды. При этом потребности в газе для обеспечения работы технологического оборудования, собственных потребностей и балансирования системы в июне-августе составит около 720 млн кубометров», — подчеркнули в компании.

То есть газ в наличии есть, но отсутствуют возможности для его доставки потребителям.

В случае, если не будет найдено решение вопроса, Украину ожидает масштабный коллапс: прекратятся поставки газа населению, бюджетным организациям и промышленным предприятиям.

14 июня предприятие забило тревогу, обратившись в различные государственные структуры: НКРЭКУ, Госслужбу по чрезвычайным ситуациям и СНБО. В ГСЧС уже признали серьезность ситуации, квалифицировав ее как чрезвычайную ситуацию техногенного характера. В ближайшее время стоит ожидать значительного сокращения приема, транспортировки газа и его закачки в подземные хранилища, а затем отрезания от газа целых областей.

По утверждению оператора, вызвали кризис два аспекта: во-первых, установленные в конце прошлого года временные тарифы, которые позволяют потребителям оплачивать только 60% полученного газа, во-вторых — несанкционированный отбор газа, из-за которого «Укртрансгаз» недополучил за 3 года более 38 миллиардов гривен (более 1,5 млрд долларов).

Причина проблемы

Корень проблемы в газовой сфере последних лет — непрозрачные схемы, которыми опутаны взаимоотношения между поставщиками и потребителями, а также повышение цен в угоду требованиям Международного валютного фонда. После роста цен в 2017 году, чтобы смягчить ценовой удар по гражданам, правительство переложило часть расходов на газовщиков, занизив для них транспортные тарифы

В то же время потребители ответили на повышение тарифов массовыми неплатежами и несанкционированным отбором топлива. По состоянию на конец зимы 2019 года долги населения за газ превысили 29 млрд грн. Еще более значительной является сумма задолженности теплокоммунэнерго перед газоснабжающими организациями — 50 млРд грн в декабре прошлого года.

 

НАК «Нафтогаз» пытался выйти из ситуации путем отключения целых городов, предписав региональным операторам отключать теплоснабжающие организации в любой период независимо от температуры с 1 декабря 2018 года. Результатом этого стал кризис в 12 городах, оставшихся без тепла из-за долгов. С проблемами столкнулись, в частности, жители городов Смела, Северодонецк, Шепетовка, Первомайск, Кривой Рог. Однако, учитывая массовые протесты жителей и приближающиеся президентские выборы, власть пошла на попятную: Кабмин постановил запрет на отключения теплоснабжающих предприятий во время отопительного сезона. Но долги тех же облгазов перед «Укртрансгазом» продолжали расти — только за май этого года они увеличились на 735 млн грн.

Умышленное банкротство ГТС?

На фоне предвыборной парламентской кампании посыпались обвинения бывшей власти в искусственности доведения «Укртрансгаза» до банкротства. В частности, лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко обратилась в Государственное бюро расследований с заявлением о доведении украинской газотранспортной системы до искусственного банкротства.

«Мы подали в Государственное бюро расследований заявление о совершении преступления о доведении нашей газотранспортной системы искусственно, умышленно, планово к искусственному банкротству», — заявила Тимошенко.

По ее словам, на самом деле нет никакого банкротства ГТС, а средства попросту разворовали экс-президент Петр Порошенко, премьер-министр Владимир Гройсман, глава НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев. Политик подчеркнула, что «Нафтогаз» показывал убытки ГТС: в 2016 г. — 6 млрд грн, в 2017 г. — 25 млрд и в 2018 г. — 32, 5 млрд.

В связи с этим она обратилась к новому президенту Владимиру Зеленскому с просьбой провести заседание СНБО и отменить ряд постановлений правительства, которые способствовали увеличению долгов в данной афере.

Обоснованность обвинений подтверждается, например, тем, что в мае 2018 года НАК «Нафтогаз» выплатил руководящим сотрудникам компании премии в общем размере 46,3 млн — 1% от суммы, присужденной «Нафтогазу» Стокгольмским арбитражем в качестве компенсации за недопоставку «Газпромом» согласованных объемов газа для транзита. Весьма странно, что средства на премии такого размера есть, а на технологический газ — нет.

Внутри- и внешнеполитические расклады

Скорее всего, учитывая приближающиеся выборы, руководство страны найдет экстренное решение проблемы, например, выделив нужную сумму «Укртрансгазу» из бюджета. Ведь реальная остановка ГТС приведет к ее порче, и в результате из-за отсутствия прокачки газа она может за короткое время прийти в негодность. Кроме того, технологические аварии из-за экстренной остановки подачи газа возможны на промышленных предприятиях, в первую очередь химической промышленности. А уж о политических последствиях, которые наступят для власти в случае массового отключения населения от газа, и говорить не приходится.

Нельзя сбрасывать со счетов и потенциальную попытку шантажа России и Европы — попытку надавить в свете заканчивающегося договора о транзите между Киевом и Москвой, переговоры о котором не ведутся. Украина пытается играть мускулами, не понимая, что может навредить себе сама.

 

Первый замглавы аппарата правительства России Сергей Приходько выразил готовность российской стороны сохранить транзит газа через Украину, но при условии справедливого урегулирования всех судебных споров между «Газпромом» и «НАК Нафтогаз Украины». Но представители Украины непреклонно настаивают на желании получить миллиарды по Стокгольмскому арбитражу.

«Мы должны сохранить возможность судиться с «Газпромом», если российская компания не будет придерживаться своих обещаний по сохранению транзита по территории Украины», — отметил Коболев.

Но, шантажируя Россию и Европу возможным газовым кризисом в преддверии отопительного сезона, Киев наказывает себя, поскольку лишний раз подчеркивает, каким ненадежным и непредсказуемым партнером он является. В ходе последнего визита президента Зеленского во Францию и Германию, европейские лидеры однозначно дали понять, что не откажутся от строительства «Северного потока — 2», поскольку не хотят подвергаться рискам. А эта ситуация лишь добавит аргументов в поддержку скорейшего введения в эксплуатацию газопроводов в обход Украины.

В случае же откровенного шантажа ЕС и России со стороны Украины по газовому вопросу Украина может стать страной-изгоем и в Европе, и в мире. Правда, это уже не энергетический, а дипломатический уровень. Расчет украинского руководства тут только на поддержку США.